Неотъемлемой составляющей учебной деятельности любого образовательного учреждения являются педагогические советы, которые по своей направленности бывают разнообразны. Их проведение и организация базируются на тех целях и задачах, которые стоят перед коллективом на данный момент. Перед нашей гимназией стоит цель – формирование доминанты самосовершенствования личности в контексте индивидуализации образовательного процесса. Для решения этой цели творческие учителя гимназии участвуют в написании и реализации проектов, программ. Предлагаю вам материал для проведения педсовета по теме «Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у гимназистов».
Оперативный план-проект проведения педсовета
Тема: Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у гимназистов.
№ | Этапы | Регламент | Ответственные |
1. | Тезаурус.(компетенция, коммуникативная, информационная компетенции) | 10 минут | |
2. | Концепция формирования информационного общества | 7 минут | |
3. | Компетенции и компетентностная модель современного учителя | 10 минут | |
4. | Качество обученности за первую четверть. | 10 минут | |
5. | Анализ «скрытой камеры» | 5 минут | |
6. | Практикум «Компетенции, обеспечивающие коммуникацию» | 35 минут | |
7. | Формирование ИК кометентностей в начальном звене прогимназии | 10 минут | |
8. | Анализ анкет и экспересс-опроса | 10 минут | |
9. | «Проба пера» | 10 минут | |
10. | Рефлексия | 5 минут | |
11. | Проект решения педсовета | 5 минут |
Тезаурус
Что такое информация?
Информация (от латинского)
- разъяснение,
- представление,
- сообщение.
Что такое коммуникативность?
- совокупность некоторых свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения.
Что такое компетентность?
- Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач (проблем).
- Способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность.
Что такое коммуникативная компетентность?
- Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения.
- Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Что такое информационная компетентность?
- это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
- умение работать со всеми видами источниками информации.
Концепция формирования информационного общества
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме
Можно выделить следующие характерные черты информационного общества:
В 1999 году Государственной Думой Российской Федерации была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Ее цель – определение российского пути построения информационного общества, обусловленного современным политическим, экономическим, культурным, образовательным уровнем развития государства и общества. В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Основой российского пути должны явиться:
- информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;
- формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.
Трудно переоценить роль школы в решении данного вопроса. Однако возникает проблема: может ли наша система образования в полной мере способствовать развитию информационного общества в стране.
Но не следует воспринимать информационное общество как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, но этот мир таит в себе опасность отхода от реальности. На пути молодого поколения встает проблема - это информационные соблазны и угрозы. Возникают этические и правовые проблемы: частная жизнь людей и организаций может быть разрушена; негативное влияние средств массовой информации; необходимость постоянного повышения своего профессионального уровня; психологические проблемы, связанные с виртуальной реальностью; массовая безработица; «информационные войны»; информационное неравенство, которое вносит раскол в общество и ставит под угрозу национальную безопасность
Частью общечеловеческой культуры должна стать информационная культура – умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Основы информационной культуры человека должны закладываться в школе.
О степени продвижения страны по пути к информационному обществу позволяет судить уровень количественного и качественного развития образовательной системы.
Среди первоочередных задач государственной политики обеспечения перехода к информационному обществу в области образования должны быть решены следующие задачи:
- выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.);
- создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированных на решение образовательных задач, в том числе как бесприбыльных; создание сети специализированных образовательных центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и учителей, оснащенных современными средствами информатизации.
Возникает необходимость решения сложной общественно значимой задачи – создание определенного поведения члена информационного общества, выявления методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями. Именно такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.
Информатизация системы общего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества – основная перспективная задача перехода к информационному обществу.
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
- Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в неё элементов:
- Ценности, принципы и цели.
- Профессиональные качества.
- Ключевые компетенции.
- Педагогические методы, способы и технологии.
- Профессиональные позиции.
Ценности:
- свобода учащегося быть самим собой;
- каждый человек обладает своим «совершенством»;
- помочь каждому учащемуся сделать его индивидуальные дарования социально плодотворными;
- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
- человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает важным для себя;
- чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
- приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества:
- доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
- быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
- иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
- понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
- иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
- демонстрировать компетентное поведение;
- демонстрировать увлеченность свом предметом;
- использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
- стимулировать интерес, желание вместе думать и дискутировать;
- ставить оригинальные вопросы;
- проявлять независимое мышление;
- формулировать идеи;
- высказывать разнообразные точки зрения;
- мотивировать учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Педагогические методы, способы и технологии.
- Технология «критического мышления»
- Проектно – исследовательский метод
- Организация разнообразных форм диалога и дискуссий
- Методы формирования понятий
Основные компетенции современного учителя.
- Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
- Организовать и руководить самостоятельную деятельность учащихся.
- Занимать позицию эксперта.
- «Сценировать» учебный процесс
- Планировать.
- Мотивировать.
- Владеть компьютерными технологиями
- Владеть проектным мышлением.
- Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал.
- Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения.
- Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения.
Анализ скрытой камеры.
Для проведения анализа были собраны данные по успеваемости по двум предметам у учащихся двух классов. При этом фамилии учителей, и детей не указываются. Через собеседование с учителем выяснили, какие оценки являются реальными, а какие завышены или занижены (они подчеркнуты). Перед коллективом была поставлена задача – выяснить причины.
Через собеседование с учениками, выяснили, как они оценивают свои знания за данный промежуток времени по данному предмету.
учитель | ученик | учитель | ученик | |
1 | 4 | 5 | ||
2 | 3 | 3 | ||
3 | 3 | 3 | ||
4 | 3 | 4 | ||
5 | 4 | 5 | ||
6 | 3 | 3 | ||
7 | 3 | 3 | ||
8 | 3 | 3 | ||
9 | 3 | 4 | ||
10 | 3 | 4 | ||
11 | 4 | 5 | ||
12 | 4 | 4 | ||
13 | 4 | 4 | ||
14 | 4 | 4 | ||
15 | 4 | 4 | ||
16 | 3 | 4 | ||
17 | 3 | 4 | ||
18 | 3 | 4 |
учитель | ученик | учитель | ученик | |
1 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 | 4 | 4 | 3 | 3 |
3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
4 | 4 | 4- | 3 | 4 |
5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
7 | 5 | 4 | 5 | 5 |
8 | 4 | 4 | 4 | 4 |
9 | 5 | 5 | 5 | 5 |
1 | 5 | 5 | 5 | 4 |
2 | 4/3 | 4 | 3 | 3 |
3 | 5 | 4 | 5 | 5 |
4 | 3/4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
6 | 3/4 | 3 | 4 | 4 |
7 | 3 | 3 | 4 | 4 |
8 | 4 | 4 | 3 | 4 |
9 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Перед коллективом была поставлена задача – выяснить причины расхождения оценок учителя и самооценки ученика.
Причины:
- необъективная оценка своих возможностей со стороны учащихся;
- нераскрытые способности учащегося со стороны учителя;
- несформированность ИКК учащегося для желаемого им результата, над чем и стоит работать педагогическому коллективу.
«Компетенции, обеспечивающие коммуникацию» (практикум)
Компетенции, обеспечивающие коммуникацию.
- Обсуждение.
- Выступление.
- Понимание текстов.
- Написание текстов.
- Работа с информацией.
Обсуждение
Первый уровень.
- Говорить по теме дискуссии, формулировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы, касающиеся понимания: «правильно ли я понял, что..».
Второй уровень.
- Определять цели и результаты обсуждения.
- Выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий.
- Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.
Третий уровень.
- Решать, когда и в какой мере участвовать в обсуждении для достижения своей цели, учитывая ситуацию (например, настроение группы). Уметь определять контекст коммуникации, то есть почему возникла необходимость в подобной коммуникации. Стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии(например, передавать слово, задавать наводящие вопросы).
Выступление
Первый уровень.
- Сделать короткое выступление на простую тему.. Сформулировать свою точку зрения на предложенную тему., несколько аргументов в качестве обоснования. Оценить, удалось ли раскрыть тему и обосновать свою точку зрения.
Второй уровень.
- Определять цель выступления. Подготовить речь – изучить тему, подготовить заметки, отобрать иллюстрации. Структурировать свою речь (во-первых, во-вторых..). Использовать иллюстрации, чтобы помочь аудитории понять основную идею выступления.
Третий уровень.
- Оценить характер аудитории и выбрать язык и способы представления Материала. Подготовить презентацию в электронном виде. Менять способа работы с аудиторией, если они не соответствуют характеру аудитории и сложившейся в ходе выступления ситуации. Осуществлять рефлексию, выделяя плюсы и минусы.
Понимание текстов.
Первый уровень
- Уметь определить тему (фрагмент из книг, газет).
- Умение определять основную идею в простых материалах, выразить кратко содержание простого текста объемом не более страницы.
Второй уровень.
- Уметь определять основную идею научно-популярных журналов.
- Уметь выразить краток содержание объемного текста.
- Уметь различать в тексте факты, мнения – интерпретации.
- Уметь определять жанровые особенности текста. Умение осуществлять прогноз развития процесса, ситуации, описанной в тексте.
Третий уровень
- Уметь определять адресат текста, намерения автора, цель написания данного текста. Уметь комментировать текст, распознавать в тексте подтекст.
- Уметь выявлять противоречия, осуществлять различные виды чтения (просмотровое, выборочное, смысловое.)
Написание текстов (документов)
Первый уровень
- Уметь письменно изложить содержание простого текста, писать рефераты, отчет.
Второй уровень
- Уметь исползьзовать различные формы представления информации (письма, памятки). Структурировать материал, чтобы помочь читателю следить за мыслью и понимать основные идеи.
Третий уровень
- Уметь определять адресат текста, стиль письма, соответствующий адресату или цели. Уметь ясно выражать свои мысли в письменной форме, придерживаясь темы, используя доказательства и и примеры. Уметь писать разного вида: отчеты, эссе, рефераты, проекты, программы, короткие статьи на заданную тему.
- Уровень сформированности данных компетентностей был проанализирован через фрагмент видеоурока и через выступление учащихся 7-8 классов на тему «Суд над инерцией».
Используя таблицу качества обученности, анализ скрытой камеры, знание уровней компетентностей гимназистов, через просмотренные фрагменты уроков, учителя выявили причины недостаточно высокого уровня ИКК у гимназистов
- Фронтальный опрос учащихся
- Работа с тестами
- Недостаточная частая организация работы в диалоговом режиме
- Из информационных источников чаще всего используется Интернет.
- Неумение выбирать нужную информацию из книг, энциклопедий.
Формирование ИК компетентностей в начальном звене прогимназии.
В педагогике неизбежно возникают вопросы:
- «Чему учить?»
- «Зачем учить?»
- «Как учить?»
Но, вместе с тем, появляется ещё один вопрос:
- «Как учить результативно?»
Владение ИКТ – одно из необходимых требований к подготовке современного специалиста любой отрасли, рост которого начинается в начальных классах.
Использование младшими школьниками в своей деятельности Компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютера:
- компьютерное конструирование,
- творческое экспериментирование,
- игры воображения…
Анкеты и диагностические беседы дали определённые ответы об уровне читательской активности – 30%, об уровне применения компьютера –20% и Интернета – 10% +50%.
Специфической оказалась ниша, которую занимает компьютер в сознании младших школьников: это отнюдь не рабочий инструмент, не средство решения интеллектуальных и коммуникативных задач, как у взрослых Школьников, а скорее некий аналог, заместитель таких привычных предметов, как телевизор, тетрис; главное же – его определяют как средство для игры.
Современные младшие школьники знают об Интернете, компьютере довольно много: он имеет кнопки, память, передает что-то, он платный и ломается.
Книга как источник информации отошла на второй план.
Наличие библиотеки в семье
1 | 2 | 3 | 4 | |
α | 3 | 4 | 2 | 9 |
ß | 3 | 2 | 5 |
Посещение гимназической библиотеки
1 | 2 | 3 | 4 |
Посвящение в читатели | частично | активно | активно |
Существуют:
- Книжная элита, которая любит читать и размышлять
- Сторонники делового чтения (готовятся к Д.З.)
- Аутсайдеры (не читающие)
Практика проведения урока с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, способствует развитию сенсорного восприятия всех анализаторов, внимания и памяти. Стимулирует познавательную активность, расширяет возможности получаемой информации.
Уровни компьютерной грамотности учащихся.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкийуровень |
15 человек | 16 человек | 4 человека |
Наличие компьютеров у учащихся
1 | 2 | 3 | 4 |
20 | 13 | 12 | 24 |
Формы работы с учениками зависит от уровня компьютерной грамотности учителя.
высокий | средний | низкий |
3 | 3 | 1 |
В гимназии можно выделить следующие уровни:
- сотрудничество, в котором учитель по ИКТ-уровню выше своего ученика;
- сотрудничество, в котором учитель и ученик, находясь на одном ИКТ-уровне, в процессе работы оказывают друг другу помощь, восполняют пробелы друг друга;
- сотрудничество, в котором ученик превосходит учителя предметника по ИКТ-уровню и выполняет социальный заказ по созданию учебно-методических материалов.
Формы организации мест | Формы и методы применения ИК ЗУН | Формирование ИКК |
-Различные типы уроков. -Групповые и индивидуальные занятия. -Занятия кружков, секций, студий и т.п., -Внеурочная работа по циклам учебных дисциплин, образовательным областям и отдельным учебным предметам. |
-Применение познавательных умений и навыков на разных этапах уроков в процессе использования готовых УММ и созданных в результате совместной проектной деятельности учителя и ученика, учителя и технического консультанта. -Творческие экзамены и дифференцированные зачеты в профильных ИТ-классах . -Подготовка к экзаменам в форме компьютерного ЦТ и ЕГЭ |
-Умение произвести отбор из Интернета необходимой информации по определенной теме. -Умение структурировать отобранную информацию. -Способность преобразовать информацию средствами НИТ для презентации в учебном процессе. |
-Проблемные семинары, творческие мастерские. -Индивидуальные консультации. -Конференции, фестивали, конкурсы. -Деятельность учащихся в качестве художников, постановщиков танцев и спектаклей, сочинителей стихов, прозы и музыки, журналистов, исследователей и проектировщиков, программистов. |
-Конкурсы проектов для учащихся: создание видеоматериалов, презентаций, страниц школьного сайта. | Освоение способов применения различной цифровой техники и компьютерных программ для нахождения, обработки, выделения и представления информации разного типа (научного, публицистического или художественного). |
Совет старшеклассников. -Творческие группы. -Советы дела. -Клубы по интересам. |
-Создание образовательных электронных ресурсов по предметам разных образовательных областей совместно с учителями. |
Способность свободного применения, наряду с другими – всех ИКТ-знаний, умений, навыков в практической деятельности (как один из показателей социальной адаптации) по социальному заказу или личной необходимости. |
Анализ анкет и экспересс-опроса. – Приложение.