Цель: Закрепление умений детей дифференцировать звуки (п) – (б) в слогах, словах, фразах
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Развивать умение характеризовать звуки по акустико- артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять различение звуков (п) – (б) в слогах, словах, фразах.
- Закреплять умение определять количество слогов в слове.
- Развивать координацию речи с движениями, пространственную ориентировку.
- Развивать фонематический слух, артикуляционную моторику.
- Развивать целостное зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать навык сотрудничества в игре и на занятии.
Оборудование: тематические картинки, вазы, фланелеграф, звуковая запись звуков леса, игрушка медвежонка, бумажные зонтики, схемы характеристики звуков.
Ход занятия
I. Орг. момент
(все дети садятся)
- Какое у нас сейчас время года? (Весна)
- Что происходит с природой? (ответы детей)
- А с животными?
- И вот наш мишка появился на свет этой весной, и еще не знает ничего о лесе, он решил пойти к своему другу ежику. Давайте вместе с ним пойдем в гости. ( логопед показывает игрушку медвежонка)
II. Неречевые звуки
- Мишка пошел по лесу и услышал незнакомые ему звуки
(логопед включает магнитофонную запись: дождь, пение птиц, кваканье лягушек, треск веток)
- Давайте поможем мишке угадать, что за звуки он слышит.
Дети угадывают.
III. Сообщение темы
Педагог спрашивает, какие звуки они изучали на этой неделе и сообщает тему занятия :
«Дифференциация звуков (п) – (б).
IV. Основной этап
а) сравнительная характеристика звуков
Дети хором и индивидуально проговаривают звуки с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы и язык. Характеризуют звуки: звук [п] - согласный, твердый, глухой; звук [б] - согласный, твердый, звонкий, и обозначают звуки синей фишкой.
б) дифференциация звуков в слогах. Игра «Топ- хлоп»
- Давайте поиграем с мишкой
Услышав слог со звуком [п] – дети хлопают,
[б] – дети топают:
па, бо, пы, по, бы, пэ ,пу, ба.
в) Дифференциация звуков «п» - «б» в словах
- Ребята, без чего не ходят в гости? ( без подарка)
- Мы с мишкой тоже подарим ежику подарок – вазы с цветами, но цветы у нас разные.
- Поможем мишке разделить цветы, в эту вазу мы будем дарить цветы, на которых изображены картинки, в названии которых есть звук (п)
- А в эту вазу картинки, в названии которых есть звук (б)
(Слова: пылесос, полотенце, паук, буратино, барабан, бутылка)
( Дети по - очереди выставляют цветы на фланелеграф)
- Вот такие весенние букеты у нас получились
V. Физ. минутка
(дети встают возле своих парт)
В сторону руки, ими помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем –
Руки в замок и назад.
Полетела птица –мать
Малышам жучков искать
Полетела, полетела
На ….. (села) голову, колени, нос, ухо.
(дети выполняют движения за логопедом)
VI. Дифференциация звуков (п) – (б) во фразах
а) Игра «Составь предложение»
- Мишке понравилось какие мы собрали букеты, и он решил с вами поиграть.
Педагог называет слова, а дети составляют фразы четко проговаривая звуки (п) –(б)
Порхать, бабочка – бабочка порхает
Зверь, большой.
Паук, паутина, плести.
б) определение количества слогов в слове. Игра «Посади друга под зонтик»
- И вот мишка шел по лесу и вдруг пошел дождь (на доске висит 3 бумажных зонтика)
- Давайте посчитаем, сколько капелек на зонтике (1, 2, 3).
- В лесу много животных и все они хотят спрятаться под зонтик.
- Бежит зайчик, ему нужен тот зонт, на котором столько же капелек, сколько и частей в слове.
- А как мы определяем количество частей в слове? (отхлапываем в ладоши)
(картинки – волк, лиса, заяц, ворона, лось, медведь)
Дети определяют количество слогов в словах, и ставят картинку под соответствующий зонтик.
- Итак, все животные под своими зонтиками.
- А как мы распределяли зверей под зонтиками? (по количеству частей в слове).
VII. Итог
- Итак, мишка пришел в гости к ежику, и они будут пить чай.
Педагог предлагает встать в круг, попрощаться с мишкой и вспомнить, чем похожи и чем отличаются звуки (п) и (б)
- Молодцы!
(Дети выходят из группы)