Дифференциация звуков [п] – [б] в слогах, словах, фразах

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепление умений детей дифференцировать звуки (п) – (б) в слогах, словах, фразах

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Развивать умение характеризовать звуки по акустико- артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

  • Закреплять различение звуков (п) – (б) в слогах, словах, фразах.
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове.
  • Развивать координацию речи с движениями, пространственную ориентировку.
  • Развивать фонематический слух, артикуляционную моторику.
  • Развивать целостное зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать навык сотрудничества в игре и на занятии.

Оборудование: тематические картинки, вазы, фланелеграф, звуковая запись звуков леса, игрушка медвежонка, бумажные зонтики, схемы характеристики звуков.

Ход занятия

I. Орг. момент

(все дети садятся)

- Какое у нас сейчас время года? (Весна)

- Что происходит с природой? (ответы детей)

- А с животными?

- И вот наш мишка появился на свет этой весной, и еще не знает ничего о лесе, он решил пойти к своему другу ежику. Давайте вместе с ним пойдем в гости. ( логопед показывает игрушку медвежонка)

II. Неречевые звуки

- Мишка пошел по лесу и услышал незнакомые ему звуки

(логопед включает магнитофонную запись: дождь, пение птиц, кваканье лягушек, треск веток)

- Давайте поможем мишке угадать, что за звуки он слышит.

Дети угадывают.

III. Сообщение темы

Педагог спрашивает, какие звуки они изучали на этой неделе и сообщает тему занятия :

«Дифференциация звуков (п) – (б).

IV. Основной этап

а) сравнительная характеристика звуков

Дети хором и индивидуально проговаривают звуки с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы и язык. Характеризуют звуки: звук [п] - согласный, твердый, глухой; звук [б] - согласный, твердый, звонкий, и обозначают звуки синей фишкой.

б) дифференциация звуков в слогах. Игра «Топ- хлоп»

- Давайте поиграем с мишкой

Услышав слог со звуком [п] – дети хлопают,

[б] – дети топают:

па, бо, пы, по, бы, пэ ,пу, ба.

в) Дифференциация звуков «п» - «б» в словах

- Ребята, без чего не ходят в гости? ( без подарка)

- Мы с мишкой тоже подарим ежику подарок – вазы с цветами, но цветы у нас разные.

- Поможем мишке разделить цветы, в эту вазу мы будем дарить цветы, на которых изображены картинки, в названии которых есть звук (п)

- А в эту вазу картинки, в названии которых есть звук (б)

(Слова: пылесос, полотенце, паук, буратино, барабан, бутылка)

( Дети по - очереди выставляют цветы на фланелеграф)

- Вот такие весенние букеты у нас получились

V. Физ. минутка

(дети встают возле своих парт)

В сторону руки, ими помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем –
Руки в замок и назад.
Полетела птица –мать
Малышам жучков искать
Полетела, полетела
На ….. (села) голову, колени, нос, ухо.
(дети выполняют движения за логопедом)

VI. Дифференциация звуков (п) – (б) во фразах

а) Игра «Составь предложение»

- Мишке понравилось какие мы собрали букеты, и он решил с вами поиграть.

Педагог называет слова, а дети составляют фразы четко проговаривая звуки (п) –(б)

Порхать, бабочка – бабочка порхает

Зверь, большой.

Паук, паутина, плести.

б) определение количества слогов в слове. Игра «Посади друга под зонтик»

- И вот мишка шел по лесу и вдруг пошел дождь (на доске висит 3 бумажных зонтика)

- Давайте посчитаем, сколько капелек на зонтике (1, 2, 3).

- В лесу много животных и все они хотят спрятаться под зонтик.

- Бежит зайчик, ему нужен тот зонт, на котором столько же капелек, сколько и частей в слове.

- А как мы определяем количество частей в слове? (отхлапываем в ладоши)

(картинки – волк, лиса, заяц, ворона, лось, медведь)

Дети определяют количество слогов в словах, и ставят картинку под соответствующий зонтик.

- Итак, все животные под своими зонтиками.

- А как мы распределяли зверей под зонтиками? (по количеству частей в слове).

VII. Итог

- Итак, мишка пришел в гости к ежику, и они будут пить чай.

Педагог предлагает встать в круг, попрощаться с мишкой и вспомнить, чем похожи и чем отличаются звуки (п) и (б)

- Молодцы!

(Дети выходят из группы)