Знаменитые музыкальные произведения, или Музыка для мобильников

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Произошедшие экономические и политические изменения в России за последние два десятка лет привели к значительной потере общих для всех граждан страны духовных и культурных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования, как важнейших факторов эстетического воспитания общества. С экранов телевизора, льются потоки примитивной, зомбирующей и возбуждающей агрессию музыки. Стала более заметной постепенная утрата обществом интереса к мировой музыкальной культуре.

В этом случае просветительская деятельность школы может и должна стать начальной ступенью в эстетическом образовании родителей и учащихся, т.е. в эстетическом воспитании семьи.

Народная мудрость гласит, что наука делает из человека специалиста, а искусство формирует из специалиста человека. Музыкальные произведения выдающихся композиторов-классиков, сведения об их творчестве, зачастую несут в себе высокие нравственные идеалы, что способствует не только эстетическому, но и нравственному воспитанию детей и их родителей. Семьи наших учащихся, в основном, семьи успешных работников горной компании «Норильский никель», которые в силу географического положения Норильска, лишены возможности посещать филармонии, концертные залы, оперные театры. Используя такую форму общения, как родительское собрание, можно приобщить их к сокровищам мировой музыкальной культуры, познакомить с лучшими исполнителями.

Таким образом, одной из задач классного руководителя, стала задача приобщения семьи к познанию красоты наиболее популярных произведений выдающихся композиторов прошлого. В связи с этим разработан проект «Знаменитые музыкальные произведения, или музыка для мобильников», являющийся началом системы семейного музыкального воспитания, созвучный с реализованным в предыдущие годы проектом управления общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска «Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании».

Этот проект направлен на объединение усилий гимназии, семьи и музыкальной школы в эстетическом воспитании семьи, популяризации классической музыки и активизации творческой деятельности учащихся и их родителей. Он подразумевает знакомство с историей создания произведений, используемых в мобильных телефонах, с жизненным и творческим путем их создателей. В рамках родительского собрания родители узнают не только об успеваемости детей, но и увидят и услышат, как их дети преподносят теоретический материал, играют на музыкальных инструментах, поют. Слушатели узнают, что музыка, звучащая из их мобильных телефонов имеет своих создателей и историю. Это позволит на примерах знаменитых музыкальных произведений приобщиться к мировой музыкальной культуре, повысить общий культурный уровень и осознать себя частицей общества, умеющего слушать и ценить созданные музыкальные шедевры.

Таким образом, целью данного проекта является формирование и эффективное функционирование системы музыкального воспитания семьи.

Достижение цели определяется рядом задач:

  • знакомство с жизненным и творческим путем композиторов В. Моцарта, П.И.Чайковского, Д. Верди, Л. Бетховена, Ж. Бизе:
  • привлечение к участию детей, занимающихся музыкой:
  • активизация участия родителей в жизни класса:
  • формирование устойчивого интереса к классической музыке.
  • Проект разработан в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» в рамках проекта управления общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска «Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании»
  • Проект основан на интеграции взаимодействия гимназии, семьи и музыкальной школы.

Этапы и сроки реализации проекта

Срок реализации 7 месяцев

Дата начала проекта октябрь 2010 года

Дата окончания апрель 2011 года

Этап Содержание этапа
Организационно-диагностический Выбор теоретической модели воспитательной работы в рамках реализации проекта
Определение ресурсного обеспечения реализации проекта
Подбор форм деятельности, необходимого инструментария
Итоговая оценка конечного результата проекта
Практический Реализация просветительских программ согласно плану проведения мероприятий.
Обобщающий Распространение опыта работы
Определение перспектив развития эстетического воспитания семьи в рамках разработанной модели.

Тематическая характеристика практического этапа 

Практический этап проекта представлен четырьмя блоками: «Этот солнечный Моцарт», «Неистовый Бетховен», «Слушаем «Лебединое озеро» «Оперные гиганты Д Верди, Ж. Бизе», подчиненными определенным целям и определенным формам воспитательной работы. Тематика блоков обусловлена мелодиями мобильных телефонов.

Эти блоки носят основополагающий характер, по ним выстраивается вся последующая работа.

Направление деятельности Цель Формы работы
«Этот солнечный Моцарт» Знакомство жизненным путем композитора, его творчеством: симфонией соль – минор, Рондо в турецком стиле («Турецкий марш» из сонаты №11) 1.Компьютерная презентация сообщения.
«Неистовый Бетховен» Привлечение внимания к творчеству Л.Бетховена: симфония №5, «Лунная соната» Компьютерная презентация сообщения. Исполнение сонаты №14 преподавателем музыкальной школыИсполнение песни «Сурок» учащейся класса.
«Слушаем «Лебединое озеро» Формирование у детей интереса к просветительской деятельности Рассказ учащимися содержания балета с демонстрацией музыкальных фрагментов.
«Оперные гиган- ты-Д. Верди, Ж.Бизе» Приобщение к творчеству лучших представителей оперного искусства, лучших исполнителей России. Компьютерная презентация сообщения

Реализация данных блоков ограничивается временными рамками. Для реализации проекта выбрано родительское собрание в начале которого, не более 20 минут звучит сообщение о композиторе и его музыка.

Деятельность в рамках проекта

Приложение 1

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое Классный руководитель, учащиеся, заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки гимназии, учителя музыкальной школы.
Программно-методическое Аудио-записи музыкальных произведений, В.Б. Григорович «Великие музыканты западной Европы» В.А. Панкратова «оперные либретто» М.С. Друскин «История зарубежной музыки», В. Конен «История зарубежной музыки», М.К. Михайлов «Русская музыкальная литература»
Материально-техническое Мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, магнитофон.
Финансовое Проект не требует финансирования.

Методическое сопровождение реализации проекта

Для успешной реализации проекта определена система методического сопровождения, которая реализуется по следующим направлениям:

  • Обеспечение организационной деятельности
  • Совершенствование программно-методического обеспечения в контексте создания условия для эстетического воспитания семьи.
  • Реализация разновозрастного неформального общения.
  • Информационно – методическое обеспечение в рамках реализации проекта: накопление и систематизация материала, обобщение и организация распространения опыта работы.

Устойчивость проекта

Для реализации проекта накоплен музыкальный и теоретический материал. Разработка проекта предполагает качественное исполнение музыкальных произведений. К выполнению привлечены учащиеся класса, что явно заинтересует родителей. Вышеизложенное определяет устойчивость проекта и дальнейшее его развитие.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Достижение поставленной цели и задач проекта, создание фонда музыкального и теоретического материала (аудиозаписи, презентации, сообщения) которые можно использовать, как в работе с родителями, так и для семейных просмотров и слушаний будут результатом реализации данного проекта.

Распространение результатов проекта

Распространение результатов проекта можно осуществить через совещания учителей, семинары классных руководителей, участия в конкурсах проектов на разных уровнях.

Примерная схема проведения занятия 

  1. Вступление. Прослушивание записи мелодий мобильного телефона «Рондо в турецком стиле» из сонаты № 11 и симфонии № 40.
  2. Примерный текст: «Когда мы слышим эти звуки, льющиеся из наших мобильных телефонов, то, зачастую, не задумываемся, кто их автор. Нас просто привлекает красота звуков. Автор этих мелодий замечательный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт».
  3. Краткие сведения о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта.
  4. Прослушивание «Рондо в турецком стиле» (фортепиано) и очень краткие сведения об этом произведении.
  5. Вторая мелодия, которую мы слушали вначале беседы – отрывок из знаменитой симфонии соль-минор. Краткие сведения о симфоническом творчестве Моцарта о симфонии №40 в частности и прослушивание фрагмента симфонии в исполнении симфонического оркестра. Объяснение эпитета «солнечный» по отношению к музыке В.А.Моцарта.
  6. Итог с повторным прослушиванием мелодий мобильного телефона.

Примечание: занятие проводится с применением мультимедийного проектора.

Презентация.