Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний по теме на основе умений учащихся:
- устанавливать связи между именами существительными и прилагательными;
- изменять имена прилагательные по числам, родам, падежам;
- образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов;
- усвоение материала урока каждым учеником в зоне его ближайшего развития;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование коммуникативной культуры школьников, потребности в достижении обозначенной цели.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
На доске картинки с цветами-первоцветами.
– Ребята, я прочитаю вам текст о перелеске, а вы постарайтесь определить о каком из этих растений идет речь.
Ранней весной в березовой роще можно найти милое весеннее растение. Из листьев выглядывают цветочки с лепестками. Эти звездочки – перелеска.
– Смогли вы узнать перелеску? Если нет, то почему? На столах лежат тексты. Прочитайте их. Что можете сказать? А теперь узнали цветок?
Ранней весной в березовой роще можно найти милое весеннее растение. Из плотных листьев выглядывают нежные цветочки с тоненькими лепестками. Эти синенькие звездочки – голубая перелеска.
– Какие слова помогли узнать цветок? Какая это часть речи? Какое образное сравнение использовал автор? Для чего в речи используются имена прилагательные?
– Сегодня на уроке мы побываем в стране «Имя Прилагательное». А путешествовать будем на сказочном поезде по данному маршруту. Каждая станция – это этапы нашего урока, которые позволят обобщить и систематизировать знания по теме. А вы, ребята, должны быть внимательными, слушать друг друга, активно работать.
– Дайте, пожалуйста, определение имени прилагательному.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ» – название нашей первой станции.
Наш маршрут. Страна «Имя Прилагательное»
Названия станций появляются в течение урока.
II. Упражнение в изменении имен прилагательных по родам и числам.
– Заняли места в вагонах.
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повез
Точно настоящий.
Пассажиры 1 вагончика (задания 1 уровня) | Пассажиры 2 вагончика (задания 2 уровня) | Пассажиры 3 вагончика (задания 3 уровня) | |||
Самостоятельная работа. – У каждого из вас текст. В тексте у имен прилагательных определите род и число. Перелеска. Ранней весной в березовой роще можно найти милое весеннее растение. Из плотных листьев выглядывают нежные цветочки с тоненькими лепестками. Эти синенькие звездочки – голубая перелеска. Обратная связь. – У всех ли имен прилагательных смогли определить род, если нет. То почему? |
Работа с учителем. «Задача-игра». – Работаем по карточкам. Задание 1.
Обратная связь. – Как называется связь имени существительного с именем прилагательным? |
Самостоятельная творческая работа. – Используя опорные слова, сочините четверостишие. … подснежник … голубой; … валежник … живым. (За основу учитель взял стихотворение В. Брюсова «Веснянка»). В душу нам глядит подснежник Взором голубым; Даже старый хлам, валежник Кажется живым. Обратная связь. Презентация стихотворений. |
Итог.
– Что повторили об имени прилагательном? Как можно назвать эту станцию?
«ИЗМЕНЕНИЕ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ»
III. Упражнения в изменении имен прилагательных по падежам.
Физкультминутка.
Загудел паровоз и вагончики повез
Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики все тук, да тук, да тук.
Пассажиры 1 вагончика (задания 1 уровня) | Пассажиры 2 вагончика (задания 2 уровня) | Пассажиры 3 вагончика (задания 3 уровня) |
Работа с учителем. – В тексте «Перелеска» определите падеж имен прилагательных, используя алгоритм. Алгоритм. 1. Находим имя существительное, с которым в тексте согласуется прилагательное. 2. Определяем падеж у имени существительного. 3. У имени прилагательного падеж такой же. – Запишите в тетрадь выделенные имена прилагательные в Р.п., Д.п. |
Самостоятельная работа. – Продолжаете работать по карточкам. Задание 2. – Запишите получившиеся словосочетания с именами прилагательными мужского рода в Р.п.; женского рода в П.п.; среднего рода в Д.п.; множественного числа в Т.п. Обратная связь. Самопроверка по образцу. Образец. М.р. Р.п – ЕГО Ж.р. П.п. – ОЙ Ср.р. Д.п. – ЕМУ Мн.ч. Т.п. – ЫМИ |
Самостоятельная работа. Работа по карточкам. – Имена прилагательные золотые, свинцовые, говорливые, тяжелые употребите в прямом и переносном смысле, подобрав к ним соответствующие имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания. С одним из них составьте предложение и запишите его. Обратная связь. Взаимопроверка. |
Итог.
– Какой грамматический признак имени прилагательного вспомнили на этом этапе урока? Как назовем станцию?
«ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ»
IV. Образование имен прилагательных.
Физкультминутка.
Вот поезд наш едет.
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Пассажиры 1 вагончика и 2 вагончика (задания 1 уровня и 2 уровня) | Пассажиры 3 вагончика (задания 3 уровня) |
Самостоятельная работа. Игра «Ум хорошо, а два лучше». – По сигналу играющие начинают образовывать при помощи суффиксов имена прилагательные (1 группа с суффиксом -н, 2 группа с суффиксом -ск, 3 группа с суффиксом -ист ). По сигналу прекращают работу. Обратная связь. Каждая группа по очереди называет свои имена прилагательные. Побеждает та группа, которая больше составила слов. |
Работа с учителем. Работа по карточкам. Черви (дождь), дни (дождь), приставка (игра), машинка (игра). – Обсудите, какое задание можно дать к этой работе. – Запишите прилагательные в тетрадь, разберите их по составу. |
Итог.
– Как образуются имена прилагательные? Как назовем станцию?
«ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Общий итог.
– Обращаясь к пройденному маршруту, расскажите, что должен знать и уметь ученик по теме «Имя прилагательное». Для чего употребляем имена прилагательные в речи?
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Имя прилагательное – очень занимательное.
Его вопросы: Чей? Какой?
Запомнит ученик любой.
Оно обозначает признаки предметов
И без существительного не живет при этом.
Разнообразит нашу речь,
Предмет определяет.
В речи без него никак –
Это каждый знает.
V. Контрольный срез. Работа по уровневым тестам.
После того, как учитель собрал работы, дети имеют возможность проверить свои знания по ответам, заготовленным на доске (Приложение):
1 уровень [2.1] | 2 уровень [2.2] | 3 уровень [2.3] |
1. б) | 1. б) | 1. б) |
2. а) | 2. а) | 2. а) |
3. б) | 3. б) | 3. б) |
4. б) | 4. б) | 4. а) |