Цель урока: развивать творческое мышление, воображение, интеллект детей. Закрепить знакомство с различными видами орнаментов хохломской росписи.
Оборудование: гуашь, кисти, заготовки.
Наглядные пособия: элементы хохломской росписи, выставка работ, иллюстрация. В.И.Сурикова “Боярыня Морозова”.
Новые слова: белье, вапа, полуды, лужение.
На доске: мастерство добрых рук.
Плакат:
Хохлома да хохлома
Разукрашу все дома
А потом всю улицу
Петуха да курицу.
Ход урока
1. Организационная часть: подготовить работу и необходимое оборудование: гуашь, кисти, салфетки, заготовки, вода, подставки, бумага.
2. Теоретическая часть: Дорогие ребята! Об изумительной красоте русского народного прикладного искусства можно говорить бесконечно. Это жостовские подносы, дымковские игрушки, вологодские кружева. Обходясь без золота и драгоценных камней, пользуясь только простейшими материалами, наш народ создает произведения самобытные покоряющие мир. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в удивительную страну – яркую, красочную.
Называется она – хохлома.
Но прежде послушайте историю:
“Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – дело привычное. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далеким северным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которую умели делать только в далекой Московии. Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами! Сэр Джон потер руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмет тяжелую на вид, отливающую золотым блеском чашу и застынет изумленный – чаша выточена из дерева! “Вы не узнали, - обратился торговец к капитану корабля, - имя мастера, создавшего эту посуду?” - “Я спрашивал, сэр. Московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма”.
Пенька – грубое волокно, получаемое из стеблей конопли. Из пеньки делают канаты, веревки.
Обзор выставки: стихотворение (на плакате)
Стоит студеная зима
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Искусство глубоко проникло в быт народа. Все вы знаете картину Василия Ивановича Сурикова “Боярыня Морозова”. Вот фрагмент картины. Здесь изображен юродивый – нищий, а рядом с ним стоит чаша со старинным узором хохломы. Раньше расписывали только дерево, а теперь посмотрите как широко шагают мастера (кастрюля, палантин).
А теперь я расскажу о последовательности превращения деревянной заготовки в произведения хохломы.
3. Вытачивается из липы заготовка. На этой стадии мастера называют ее “белье”.
4. Дальше форму покрывают грунтом “вапой” (вапа представляет собой разведенную жидкую глину с красновато-коричневым оттенком, чтобы закупорить поры).
- Смазывают льняным маслом.
- Просушиваем
- Покрываем олифой – 3, 4 раза.
- Просушиваем.
- В последний раз просушиваем изделие не до конца, чтобы к слою олифы пристал порошок алюминия (раньше он назывался слой полуды). Полуду тщательно втирают, этот процесс называется лужением.
Мы конечно всего этого делать не будем, нарушим последовательность.
На прошлом уроке мы с вами учились писать элементы. Разбираем их (показываю их).
А на этом уроке начнем расписывать заготовки. На следующем закончим. Напоминаю, что существуют 2 типа росписи “верховое письмо” и “Фоновое”. К верховой относятся “травная роспись”, роспись под листок их основа – природа таящая в себе богатейший мир. Роспись “под фон” более трудоемкая. На черном фоне четко выделяются золотые силуэты, яркие ягоды. Приступаем к работе.
5. Практическая часть (дети работают).
Оценка работ.