Создание электронного учебника по информатике — одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности школьников

Разделы: Информатика


В школу ребенок идет за знаниями. В познании мира дети обнаруживают свои творческие возможности, осуществляется специфический вид духовной деятельности. Познание связано с раскрытием тайн об изучаемом объекте. Познание и знание различаются как процесс и его результат. Знать что-либо - означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Познание - это аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Основой познания является практика [1, С.22].

Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос «Как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске?» Решение этого вопроса опирается на активизацию познавательной деятельности. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

В современном образовании сложилось противоречие между существующей традиционной системой преподавания, в рамках которой обучающиеся получают заученные знания, и применением этих знаний на практике. Поэтому проблема исследованиязаключается в поиске ответов на вопросы: «Можно ли сделать обучение не пассивным, а активным?», «Как поставить ученика, а не учителя в центр процесса обучения?», «Можно ли изменить учебную ситуацию, чтобы учитель из лектора превратился во внимательного, заинтересованного собеседника и опытного проводника?»

Цель исследования: исследовать методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в процессе создания электронного учебника.

Объект исследования: процесс создания электронного учебника по информатике обучающимися профильной группы 10 класса.

Предмет исследования: активные методы обучения, приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся.

Гипотеза: создание электронного учебника по информатике активизирует познавательную активность обучающихся, так как позволяет не только приобрести знания и отработать практические навыки по созданию электронного продукта с помощью языка гипертекстовой разметки HTML, но и систематизировать полученные ранее знания по основным темам курса информатики в школе.

Задачи исследования:

  1. Изучить методическую литературу.
  2. Апробировать методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
  3. Создать электронный учебник с помощью языка гипертекстовой разметки HTML.

Методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение и опрос учащихся.

Этапы исследования:

  1. Изучение и анализ теоретического материала, подбор методов активизации познавательной деятельности обучающихся.
  2. Наблюдение за процессом активизации познавательной деятельности обучающихся в ходе создания электронного учебника.
  3. Проведение опроса обучающихся.

Научная новизна для меня заключается в том, что электронный учебник создаётся на уроке с применением активных методов обучения, большая роль при этом отводится самостоятельной работе обучающихся.

Практическая значимость: в результате проведённых исследований апробируется применение активных методов обучения при изучении раздела «Разработка Web-сайтов и Web-дизайн» в профильной группе 10 класса. Кроме того, результатом работы становится электронный учебник для 8 класса, который в дальнейшем можно усовершенствовать и применять на уроках информатики. В процессе работы над учебником обучающиеся должны повторить пройденный в основной школе материал, что позволит качественнее подготовиться к ЕГЭ.

В результате проведённого исследования были изучены и апробированы следующие активные методы обучения:

  • практический эксперимент;
  • метод проектов;
  • групповые дискуссии;
  • тренинги;
  • анализ практических ситуаций
  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения (Приложение 1)

Эксперимент проводился в муниципальном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе № 1 г. Асино Томской области с учащимися профильной группы 10 класса в процессе изучения раздела «Разработка Web-сайтов и Web-дизайн».

Основное внимание при изучении данного раздела уделяется формированию практических навыков по созданию web-страниц с использованием языка разметки гипертекста HTML. Изучение данного раздела способствует развитию познавательной активности учащихся, творческого мышления, повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.

Изучение данного раздела рассчитано на 24 учебных часа. В качестве зачётной работы обучающимся было предложено создать совместно электронный учебник по информатике за курс 8 класса с помощью языка разметки гипертекста HTML. Отдельные страницы выполнялись индивидуально, затем они объединялись в единый учебник. Для того, чтобы выдержать единый стиль оформления, в качестве основы был взят готовый шаблон. В качестве теоретической базы для электронного учебника выбран учебник под редакцией И.Г. Семакина за 8 класс [20]. Интерактивные тесты созданы на основе моих личных методических разработок, а также с использованием материалов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [7].

Изучение раздела «Разработка Web-сайтов и Web-дизайн» начинается с теоретического материала. Поурочное планирование раздела приведено в Приложении 2. На первом уроке нужно было рассмотреть следующие вопросы: виды сайтов, инструментарий для создания web-страниц, структура web-документа, навигация по сайту. На уроке, проводимом с помощью традиционных методов обучения, обычно в роли лектора выступает учитель. Следуя выявленной проблеме исследования, в центр процесса обучения был поставлен ученик, а не учитель. Учебная ситуация была изменена так, чтобы учитель из лектора превратился во внимательного, заинтересованного собеседника и опытного проводника. Поэтому обучающимся было заранее предложено по группам подготовить сообщения по трём вопросам из четырёх. Учителем был освещён только вопрос о структуре web-документа, остальной материал подготовили дети. Таким образом, учитель с детьми оказались абсолютно равноправны. Никто не остался безучастным. Оказалось, что при такой форме организации урока дети чувствуют себя более уверенно, раскрепощённо, легче вступают в дискуссию, активнее задают интересующие их вопросы. Кроме того, качество усвоения материала оказалось тоже гораздо выше, чем при традиционном подходе к ведению урока. Это выяснилось в ходе фронтального опроса на следующем уроке. Самостоятельное добывание знаний, безусловно, очень продуктивно, но нужно учитывать, что мы имеем дело с детьми и однообразие их утомляет, поэтому следующий урок был построен несколько иначе. После краткой беседы по материалу прошедшего урока ребята получили опорные конспекты (Приложение 3), им было объяснено, как применять теги, затем была выполнена практическая работа по созданию web-страницы и форматированию текста на ней. Учитель выступал в роли консультанта. Такая форма организации занятия, по моему мнению, способствует развитию самоорганизации. На следующем уроке обучающиеся продолжили работу по форматированию web-страниц с использованием опорных конспектов. Подобным образом были организованы и другие уроки по этому разделу. При изучении теоретических вопросов, учитель старался быть с детьми равноправным партнёром, при выполнении практических заданий – консультантом. Основная методическая установкаобучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию web-страниц в формате HTML. Кроме самостоятельной индивидуальной, применялась и групповая работа. На обобщающих этапах обучения учащиеся объединились в группы, т.е. использовался проектный метод обучения. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания [16, C.60].

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществлялся по результатам самостоятельного выполнения учащимися практических заданий. В ходе обучения проводились краткие самостоятельные работы по определению уровня знаний учеников по данной теме.

Итоговый контроль реализован в форме защиты итогового проекта (http://rom-em70.narod.ru) и выполнении тестовой работы (Приложение 4).

В результате апробации выяснилось, что гипотеза, высказанная в работе, полностью подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи выполнены.

Конечный продукт, полученный в результате эксперимента – электронный учебник по информатике за курс 8 класса - содержит теоретический материал и тесты по основным темам. Его можно посмотреть и оценить на моём персональном сайте, который находится по адресу: http://rom-em70.narod.ru в разделах «Коллегам» и «Ученикам». Ещё на мой персональный сайт, где помимо учебника выложены и другие методические материалы, можно перейти с сопровождаемого мной школьного сайта (http://as-school1.edu.tomsk.ru) из раздела «Учителям/Личные страницы педагогов/Персональный сайт учителя информатики Романовой Елены Матвеевны.

В заключении хочется отметить, что активизация познавательной деятельности учащихся на уроках является одной из самых актуальных задач современного образования.

<Презентация>

Практическая работа «Карта ссылок»

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., ЛГУ, 2002.
  2. Андрианова Г.А., Интернет-технологии: формы и методы применения их на уроке. - http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-1.htm.
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 2002.
  4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. - М., Просвещение, 2004.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2001.
  6. Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). - М., Просвещение, 2004.
  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://www.school-collektion.edu.ru.
  8. Зимина О.В., Кириллов А.И. «Рекомендации по созданию электронного учебника». - http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm.
  9. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 2001.
  10. Коротяев Б. И. Учение – процесс творческий. - М., Просвещение, 2000.
  11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., МГУ, 2005.
  12. Малова Е.И. Проблемы освоения личностно-ориентированного обучения учащихся и пути их разрешения /Образование и общество - 2003 г , -№3.
  13. Материалы для изучения языка HTML, CSS, web-дизайна, JavaScript, графики и процесса создания сайтов. - http://www.htmlbook.ru.
  14. Новосёлова Е.Н., Кадыров И.Р. Создание Web – страниц с помощью HTML //Информатика и образование – 2004. - № 11,12, - 2005, - № 1-5.
  15. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  16. Рыкова Н.А. "Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования. Сб. трудов "X международная конференция "Информационные технологии в образовании, часть II". М., МИФИ, 2000. С. 60-61.
  17. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.2 М.:НИИ школьных технологий, 2006.
  18. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  19. Татарникова Л. HTML. Web- конструирование, Томск, 2003.
  20. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 2000.
  21. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2002.
  22. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М., 2005.