Путешествие Капельки

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Образовательные: познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека и всех живых существ.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
  • Развивающие: развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения; активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия.

Предварительная работа: Беседа о воде, ее роли в жизни человека, прведение эксперементирования с водой по изучении свойств воды, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», использование игр о воде, чтение художественной литературы, наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для занятия: электрический чайник; холодное стекло; иллюстрации на тему: «Вода в природе»; схемы: «Круговорот воды в природе», «Как вода в дом приходит», глобус, плакат «Где человек использует воду», дидактические игры: «Кому нужна вода», «Путешествие Капельки», стеклянные трубочки, 2 пустых стакана, стаканы с водой на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама.
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без …(воды).

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня речь на нашем занятии пойдет о воде, о том кому нужна вода, для чего она нужна, почему нужно беречь воду.

  • Ребята, какие свойства воды вы знаете? (перечисляют)
  • Вода бывает только в жидком состоянии? (перечисляют)
  • Человеку нужна вода? Где он ее использует? (по плакату)

Под звуки шума дождя появляется девочка в ободке капельки. (с воздушным шариком)

Капелька. Здравствуйте ребята. Я-Капелька. Я пришла в гости к вам и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе. Возле детского сада я увидела воздушный шарик, который зацепился за ветку дерева. На нем написано: «В детский сад - детям». Вот я и принесла его вам.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что это к нему привязано (отвязывает записку и читает)

«Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня Малыш загадал мне загадку, а я никак не могу ее отгадать. Помогите, пожалуйста, а то мне перед ним будет очень стыдно.
С уважением Карлсон, который живет на крыше.
P.S. Не забудьте привязать к шарику еще и баночку варенья.»

Загадка.

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

(Дети затрудняются отгадать загадку).

Воспитатель. Да, ребята, загадка очень трудная, но ничего страшного. Я думаю если вы будете очень внимательны на занятии, то мы сможем помочь Карлсону и к концу занятия, я думаю, вы поймете, о чем идет речь в этой загадке.

А пока давайте покажем Капельке, где живут сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Путешествие-поиск капелек по группе.

Дети идут по группе, делают остановки.

В уголке природы: возле растений.

Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку.)

У аквариума.

Дети. Рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают капельку.)

Около мойки в подсобном помещении.

Дети. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)

В игровом уголке.

Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (Приклеивают капельку).

В туалетной комнате.

Дети. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку.)

У стола, на котором стоит графин с водой.

Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (Приклеивают капельку.)

Воспитатель. Вот, Капелька, сколько в нашей группе сестричек твоих живет, которые приносят нам большую пользу.

Воспитатель. Ребята, давайте еще раз повторим, где человек использует воду (по плакату)

Ребята, как вы думаете вода нужна только человеку? (Нет). А кому еще (дети перечисляют).

Капелька. А давайте с вами поиграем в игру «Кому нужна вода.» (На фланелеграфе круг с изображением воды, от него стрелки. На столе карточки с изображением людей, животных, предметов. Ребенок берет карточку и объясняет нужна ли вода выбранному объекту, и зачем. Если-да, то прикрепляет карточку к стрелке. В конце игры делается вывод, что вода нужна всему живому.)

Капелька: Вот оказывается какая я важная, я самая главная на земле, без воды не проживешь.

Воспитатель: Ребята, а где мы берем воду чтобы умыться, приготовить кушать, полить цветочки?

Дети: В кране.

Воспитатель: А как вода попадает в кран? Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. (Схема «Как вода в дом приходит). Но в кране река какая? (чистая). А в реке? (грязная). Что же за превращения с ней происходят? (ее очищают). Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше-мелкая сетка, еще дальше – фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в трубопроводы. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода доходит до самых верхних этажей.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Дети. Вода стала чистой.

Воспитатель. А что стало с нашей бумагой?

Дети. Она стала грязной.

Воспитатель. Вот так же проходя через специальные фильтры, грязная вода из речки становится чистой. Ребята, оказывается не всю воду можно пить даже после того как ее очистили.

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (Глобус)

Воспитатель: Что на глобусе обозначено синим цветом? (вода).

На земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды-рассматривают иллюстрации)

Воспитатель. Благодаря огромному водному пространству Земля называется голубой планетой. Посмотрите как наша планета выглядит из космоса (фото Земли из космоса).

Воспитатель. Ребята, оказывается после очистки можно пить только ту воду, которая течет в реках, озерах, ручьях. На глобусе она обозначена тонкими ниточками. Видите как ее мало, поэтому ее надо беречь. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего три дня. А как можно беречь воду, вы показали в своих рисунках, давайте посмотрим. (Беседа по картинкам детей «Берегите воду»).

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что было бы, если бы вода на Земле вдруг исчезла? (ответы детей)

Капелька. Больше ни на одной другой планете нет воды в жидком состоянии. Там либо очень жарко, и вода испарилась, либо очень холодно, и она замерзла. Поэтому и жизни на други планетах нет.

Капелька. Ребята, я предлагою поиграть вам в мою любимую игру – «Кто больше перенесет воды». На столе стоят два стакана – один с водой, другой-пустой. Опустим стеклянную трубочку в воду, зажимаем указательным пальцем трубочку и подносим к пустому стакану. Снять палец с трубочки – вода вытекает в пустой стакан.

Воспитатель. Благодаря какому свойству мы переносим воду в трубочке?

Дети. Вода жидкая.

Воспитатель. А какие свойства воды вы еще знаете? (перечисляют)

Физкультминутка. (Под звуки шума дождя)

Дети:

Дождик бегает по крыше Бом! Бом! Бом!
По веселой, звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Капелька:

Дома, дома посидите – Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите – Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте – Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте… Бом…Бом…Бом…

Дети:

Дождик бегает по крыше – Бом! Бом! Бом!
По веселой, звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Воспитатель. Ребята, наш город большой, воды ему надо много, почему же вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте проведем опыт.

Опыт. Вскипятим воду в чайнике. Дети помогают налить в воду чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдаем за ним, находясь на безопасном расстоянии. Что выходит из носа чайника при закипании воды? (Пар). Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар). Воспитатель подносмт к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром выключает чайник. Что произошло со стеклом, откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.(Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду).

Воспитатель. Вот так и происходит в природе (показывает схему) «Круговорот воды в природе». Каждый день Солнце нагревает воду в морях и океанах, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода певращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельи влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они снова становятся тяжелыми и выпадают дождем на землю.

Капелька. Снежинки образуются, так же как и капли дождя, ведь снег-это вода в твердом состоянии. Когда очень холодно, капли воды превращаются в снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и расстаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря, и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем ы вами придумать сказку о путешествии капельки. Игра на фланелеграфе «Путешествие капельки»

Жила-была маленькая капелька. Звали ее Капа. Вот она! (показ карточки с изображением капельки). Жила она в речке, купалась, резвилась, с рыбками играла. Однажды капельке стало грустно и она решила отправиться в путешествие. В это время как раз стало солнышко припекать, превратилась капелька в облачко, и полетела на небо. Летала, она летала, песенку свою любимую пела. Холодно стала, опять она в капельку превратилась. В это время по небу проплывала дождевая тучка, и капелька быстро прыгнула на нее. Посидела чуть – чуть, посмотрела вокруг и внизу увидела цветочки. Они были такие яркие, такие красивые, что капельке обязательно захотелось к ним. Она превратилась в дождик и попала на цветочек. Капельке очень понравилось дружить с цветочками. Но выглянуло солнышко, и капелька опять в облачко превратилась и на небо полетела. Вот так с тех пор и путешествует наша капелька Капа-то на небо облачком поднимется , то на землю дождиком упадет.

Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

Капелька.

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь.
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда.
Эта волшебница –

Все дети хором ВОДА

Воспитатель. Кто же теперь сможет разгадать загадку, которую прислал нам Карлсон (повторяет загадку, дети отгадывают, если затрудняются воспитатель помогает им). Давайте теперь напишем отгадку и отпустим воздушный шарик в окно, пусть он летит к Карлсону на крышу. А варенье вышлем потом – посылкой (привязывают записку и отпускают шарик в окно).

Капелька. Ребята, спасибо за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды, и о бережном к ней отношении. (Вешает каждому ребенку капельку).

Воспитатель. Спасибо тебе Капелька и вам ребята спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.