Интегрированный урок-семинар "Атом и его строение". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Тип урока: интегрированный урок-семинар (2 часа).

Цель урока: формирование системы научных знаний о строении материи, в частности о строении атома.

Задачи урока:

  1. Расширить, углубить, обобщить и систематизировать знания об атоме и его строении.
  2. Показать вклад русских ученых в теорию строения атома.
  3. Продолжить формирование научной картины мира.
  4. Расширить кругозор учащихся фактами из истории науки.
  5. Продолжить формирование информационной культуры учащихся.
  6. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, ПО ПК, сетью Интернет.
  7. Развивать память, мышление, речь, умение выступать перед аудиторией.
  8. Способствовать формированию устойчивых межпредметных связей физики с химией, информатикой, математикой, историей естествознания; учету профилей обучения учащихся.

Оборудование: таблица «Опыт Резерфорда», компьютер, проектор, экран.

Компьютерное обеспечение урока:

  1. ЦОР, используемые для подготовки ЭП:
    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: «Уроки физики 11 класс», «Уроки химии 8 класс», «Уроки химии 11 класс», «Уроки физики 9 класс»
    2. Я. Боревский Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов.
  2. Электронные презентации учащихся:
    1. Эволюция учения об атоме (Приложение 1).
    2. Опыты, разрушившие представление о неделимости атома (Приложение 2).
    3. Модели атомов (Приложение 3).
    4. Планетарная модель атома (Приложение 4).
    5. Атом в химии (Приложение 5).
  3. ЦОР, используемые на уроке:
    1. РЕПЕТИТОР по физике Кирилла и Мефодия 2007 (электронный тест «Опыт Резерфорда»)
    2. ФИЗИКА 7-11 класс /ваш репетитор/ 2 CD, TeachPro (анимационная модель строения атома, видеоролик с демонстрацией опыта Резерфорда).

Видео-демонстрации: планетарная модель атома, опыт Резерфорда.

План урока:

  1. Организационный момент – 6 мин.
  2. Изучение нового материала – 67 мин (39 + 28).
  3. Первичное осмысление и закрепление – 12 мин.
  4. Домашнее задание – 2мин.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.

Ход урока

Деятельность
учителя ученика
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Сообщение темы и задач урока, структуры урока и плана работы.
Демонстрация титульного слайда с планом семинара.
Приветствие учителя.
Осознание задач урока.
Запись в тетрадь плана семинара.
II. Изучение нового материала
План семинара:
1. Эволюция учения об атоме

2. Опыты, разрушившие представление о неделимости атома.

3. Модели атома.

4. Планетарная модель атома
5.
Атом в химии
Выступления учащихся с сообщениями по вопросам плана, демонстрация презентаций.
Просмотр презентаций и видеоролика с демонстрацией опыта Резерфорда.
Участие в обсуждении вопросов.
Самостоятельная работа: заполнение хронологической таблицы в ходе выступлений.
III. Первичное осмысление и закрепление
Организация компьютерного тестирования с помощью локальной сети по программе «Репетитор по физике 2007, Виртуальная школа КиМ» Тестирование по теме «Опыт Резерфорда»
IV. Домашнее задание
  Описать планетарную модель атома Резерфорда
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оценка работы учащихся на уроке.
Аргументация оценок и отметок.
 

Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает вместе с учащимися литературу, проводит консультации, проверяет подготовленные к семинару материалы: конспекты, презентации.

Урок-семинар проводился в сельской школе, учащиеся 11 класса обучаются по ИУП, которые соответствуют 4 профилям: гуманитарному (история, русский язык, литература), информационному (математика, информатика), естественно-научному (биология, химия) и универсальному. Физику учащиеся всего класса изучают на базовом уровне (2 часа в неделю). Материал распределялся в соответствии с профилем обучения учащихся следующим образом.

  1. Эволюция учения об атоме (историческая справка – гуманитарный профиль)
  2. Опыты, разрушившие представление о неделимости атома. (информационный профиль)
  3. Модели атома. (универсальный профиль)
  4. Планетарная модель атома (информационный профиль)
  5. Атом в химии (естественно-научный профиль)

Проведению семинара предшествовала довольно большая подготовка учащихся:

  • сбор и изучение необходимой литературы,
  • поиск информации в сети Интернет,
  • работа с электронными носителями в школьной медиатеке,
  • составление плана выступления,
  • подбор и группировка материала по теме,
  • подготовка сообщения, доклада и электронной презентации,
  • оформление и представление собранной информации.

Организационный момент.

Семинар начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает тему, задачи, порядок проведения семинара.

Открыт 1 слайд (Приложение 7)

На протяжении нескольких лет, на уроках природоведения, физики, химии вы получали различные сведения о строении вещества, молекулах, атомах. Сегодня на семинаре мы попытаемся, все ваши знания систематизировать, расширить и по возможности углубить, чтобы Вы имели единую систему понятий о строении материи. На уроке мы проследим, в хронологической последовательности, тот сложный путь, который прошла наука о строении вещества, вспомним имена ученых, которые внесли весомый вклад в развитие учения об атоме. В конце второго урока будет проведено тестирование по теме «Строение атома», поэтому к основной теме урока, она выделена на слайде, отнеситесь с повышенным вниманием. В конце урока вы должны знать: (слайд 2)

  1. какая модель атома принята в качестве основной
  2. почему она названа планетарной
  3. цель опыта Резерфорда, элементы экспериментальной установки, условия осуществления, этапы проведения опыта, результаты
  4. плюсы и минусы модели атома Резерфорда

уметь: объяснять планетарную модель атома на основе результатов опыта Резерфорда, рассказывать об опыте Резерфорда по плану рассказа об опыте (ПОХ – план обобщенного характера), давать описание планетарной модели атома.

План семинара у всех записан в тетради. В ходе семинара Вы будете составлять хронологическую таблицу «Развитие представлений о строении атома». Поэтому сделайте заголовок и начертите ее. (слайд 3)

Дата Ученый Что сделано Значение для науки
         
         
         

Изучение нового материала

Переход на слайд 2 с планом семинара, а из него на ученические презентации.

Приступаем к первому вопросу.

Выступления учащихся с сообщениями по вопросам плана, демонстрация презентаций.

Тексты сообщений учащихся в приложении. (Приложение 6)

Учитель ведет семинар, при необходимости дополняет или комментирует выступления учащихся.

Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступления учащихся, указывает недочеты.

Закрепление. Тестирование по основному вопросу урока.

Рефлексия. Подведение итогов.

Литература:

  1. Астафуров В.И., Бусеев А.И. Строение вещества: книга для учащихся. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 160с., ил.
  2. Большая серия знаний в 20 томах. Физика, том 10/ - М.: ООО «Мир книги». 2003. – 128с.: ил.
  3. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч.2. Учебное пособие для учащихся/ под ред. Л.В. Тарасова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208с., ил.
  4. Большая школьная энциклопедия, т 1. Естественные науки (автор составитель С. Исмайлова). М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 704с.
  5. Глазунов А.Т. и др. Квантовая физика. Методика преподавания физики в средней школе./пособие для учителя под ред. Пинского А.А./ М.: «Просвещение» - 1989 год, - 270с.: ил.
  6. Гуревич А.Е. и др. Физика. Химия. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.: ил.
  7. Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе/Библиотека учителя физики/ М.: «Просвещение» - 1981 год. 205с.: ил.
  8. Пуинг Д.М., Вивес Ж.П. Физика Школьный атлас /перевод с испанского В. Михайлова/ Москва «Росмэн», 1998, 90с., цв.ил.
  9. Рейд С., Фара П. История открытий /энциклопедия/ перевод с английского А.М. Голова, Москва «Росмэн» 1997, 150с.: цв. ил.
  10. Энциклопедический словарь юного физика.
  11. Энциклопедический словарь юного химика.