Первые навыки написания отзыва. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Обучающая: познакомиться с понятием “отзыв”; формировать навык написания отзыва; повторить основные признаки текста.
  • Развивающая: развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы; развивать воображение, литературно-творческие способности и речь учащихся.
  • Воспитывающая: формировать навыки сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой

Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

  • На что обращает внимание А.Н. Толстой?

1. Повторение.

  • Вспомните, что такое текст.
  • Можно ли назвать текстом данные предложения?

Но если ты (не) опр…вдал высокого доверия, то помни: могут п…страдать невинные. Ска…ка, не похожая на ска…ку... Ибо путь в тот мир открыт лишь избранным, лишь луч…шим из нас... Это пут…шествие в т…инственный мир, л…жащий за пределами нашего в…сприятия... Пут..шествие, полное опас…ностей и сюрпризов.

  • Переставьте предложения так, чтобы получился текст.
  • Запишите в тетрадь слова с пропусками, объясните их написание.

(1) Сказка, не похожая на сказку... 2) Это путешествие в таинственный мир, лежащий за пределами нашего восприятия... 3) Путешествие, полное опасностей и сюрпризов. 4) Ибо путь в тот мир открыт лишь избранным, лишь лучшим из нас... 5)Но если ты не оправдал высокого доверия, то помни: могут пострадать невинные.

  • Какова тема текста? (Путешествие.)
  • Какова основная мысль этого текста? (Ты всегда должен помнить, что от твоих поступков зависит жизнь других людей.)
  • Как связаны между собою предложения в этом тексте?
  • Подумайте, чем является слово “ибо” из 4 предложения?
  • Как вы думаете, о каком путешествии идет речь? (Путешествие в мир книги А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”.)

2. Работа по теме урока.

Человеку свойственно делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанной книгой, увиденным фильмом, спектаклем, картиной и т.д. Иногда одно и то же произведение вызывает у разных людей разные чувства. Разные мнения рождают споры, однако интересны эти споры только в том случае, если собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его, то есть доказать, подтвердить с помощью аргументов.

  • Что такое аргумент?

Аргумент – довод, основание, приводимые в доказательство.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство чего-либо.

  • Составьте предложения, используя данные слова.

Высказать своё мнение о том или ином прочитанном произведении можно в отзыве.

Отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор: сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восхищается.

Словарная работа.

  • Давайте подумаем над значением слова “отзыв”.
  • Сколько значений у этого слова? Какие вы знаете?
  1. Отзвук, эхо. (Отзвук грома в горах.)
  2. Ответное чувство на что-нибудь (Найти отзвук в душе.)
  3. Мнение о ком(чём)-нибудь, оценка кого(чего)-нибудь. (Критический отзыв о книге)
  4. Условный секретный ответ на пароль.
  • Как называются слова, имеющие несколько значений?
  • С каким значением слова мы будем работать? (3)

Отзывы бывают нескольких типов:

  • Отзыв, содержащий анализ художественных особенностей произведения, называется рецензией. Написать рецензию – значит дать критический разбор произведения. Сделать это непросто, ведь для создания рецензии необходимы знания по теории литературы и умение анализировать художественный текст. Научиться писать рецензии вам предстоит в старших классах.
  • Сжатый отзыв-характеристика называется аннотацией. Её вы можете встретить в начале или в конце большинства книг. Аннотация сообщает о том, к какому жанру принадлежит книга, на какой круг читателей она рассчитана, кратко характеризует сюжет художественного произведения.

Структура отзыва.

Отзыв о прочитанной книге, в отличие от рецензии, может не содержать анализа художественных средств, главное в нём – это ваше впечатление от прочитанного, отношение к произведению и его героям, а также умение обосновать собственную точку зрения, то есть объяснить, почему вы так считаете.

Отзыв включает две части:
1-я часть, в которой высказывается мнение
о том, понравилось или не понравилось
2-я часть, в которой обосновывается
 (аргументируется) высказанное произведение мнение

 Пример:

Книга А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других — для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его... Замечательная книга.

  • Когда, с какой целью мы прибегаем к отзыву?

Цели отзывов могут быть различны:

  • поделиться впечатлением о книге,
  • поспорить с чьим-то мнением об авторе и героях,
  • повлиять на мнение других людей,
  • привлечь внимание к произведению.

В отзыве не стоит подробно пересказывать содержание книги. Можно пересказать что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать других людей, если вам хочется, чтобы они тоже прочитали книгу, о которой вы пишете.

3. Закрепление темы.

Задание 1. Прочтите фрагменты отзывов и по их стилю определите, кому они могли бы быть адресованы. Учтите, что у одного и того же послания могут быть несколько адресатов.

А) Я тут взялся читать “Денискины рассказы” Виктора Драгунского. Так здорово! Ужасно смешно. Просто оторваться не могу.

Б) “Черная курица, или Подземные жители” – рассказ о десятилетнем мальчике. Ему преподан хороший урок: он вдруг понял, как это плохо – жить бездумно и желать все получить даром, не трудясь…

В) Мне очень понравился рассказ Юрия Яковлева “Рыцарь Вася”. В нем говорится о неудачнике Васе, который мечтает стать рыцарем. На рыцаря Вася совсем не похож: толстый, неуклюжий. Учился он не очень хорошо и вообще был невезучим. Ребята смеялись над Васей и даже не предполагали, на что он способен. И вот однажды… Но не буду рассказывать, что произошло с Васей. Лучше прочитайте, ребята, этот рассказ, он очень интересный и заставит вас о многом задуматься.

Задание 2 (по группам). Составить отзыв на стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” так, чтобы оно было адресовано

  1. учителю,
  2. лучшему другу,
  3. маме и папе,
  4. редакции школьной газеты,
  5. однокласснику,
  6. библиотекарю.

При написании отзыва вам могут пригодиться следующие словосочетания-помощники:

  • в произведении повествуется (говорится, идёт речь)...
  • повествование ведётся от лица...
  • я думаю, что; я считаю, что; на мой взгляд; по моему мнению...
  • в произведении поднимается такой важный вопрос, как...
  • автор ярко (убедительно, увлекательно)...

4. Итог урока.

Итак, отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор.

Отзыв должен включать в себя часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение, и часть, в которой высказанное мнение обосновывается.

5. Рефлексия.

Продолжить на листочках предложение:

Сегодня на уроке
– меня особенно заинтересовало…
– для меня было особенно значимо…
– я получил знания, которые мне помогут…
– мне было не совсем понятно…

Домашнее задание: написать отзыв на книгу, которую в данный момент читаешь.