Цели урока:
- Обучающая: познакомиться с понятием “отзыв”; формировать навык написания отзыва; повторить основные признаки текста.
- Развивающая: развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы; развивать воображение, литературно-творческие способности и речь учащихся.
- Воспитывающая: формировать навыки сотрудничества со сверстниками.
Ход урока
Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой
Вступительное слово учителя.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
- На что обращает внимание А.Н. Толстой?
1. Повторение.
- Вспомните, что такое текст.
- Можно ли назвать текстом данные предложения?
Но если ты (не) опр…вдал высокого доверия, то помни: могут п…страдать невинные. Ска…ка, не похожая на ска…ку... Ибо путь в тот мир открыт лишь избранным, лишь луч…шим из нас... Это пут…шествие в т…инственный мир, л…жащий за пределами нашего в…сприятия... Пут..шествие, полное опас…ностей и сюрпризов.
- Переставьте предложения так, чтобы получился текст.
- Запишите в тетрадь слова с пропусками, объясните их написание.
(1) Сказка, не похожая на сказку... 2) Это путешествие в таинственный мир, лежащий за пределами нашего восприятия... 3) Путешествие, полное опасностей и сюрпризов. 4) Ибо путь в тот мир открыт лишь избранным, лишь лучшим из нас... 5)Но если ты не оправдал высокого доверия, то помни: могут пострадать невинные.
- Какова тема текста? (Путешествие.)
- Какова основная мысль этого текста? (Ты всегда должен помнить, что от твоих поступков зависит жизнь других людей.)
- Как связаны между собою предложения в этом тексте?
- Подумайте, чем является слово “ибо” из 4 предложения?
- Как вы думаете, о каком путешествии идет речь? (Путешествие в мир книги А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”.)
2. Работа по теме урока.
Человеку свойственно делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанной книгой, увиденным фильмом, спектаклем, картиной и т.д. Иногда одно и то же произведение вызывает у разных людей разные чувства. Разные мнения рождают споры, однако интересны эти споры только в том случае, если собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его, то есть доказать, подтвердить с помощью аргументов.
- Что такое аргумент?
Аргумент – довод, основание, приводимые в доказательство.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в
доказательство чего-либо.
- Составьте предложения, используя данные слова.
Высказать своё мнение о том или ином прочитанном произведении можно в отзыве.
Отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор: сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восхищается.
Словарная работа.
- Давайте подумаем над значением слова “отзыв”.
- Сколько значений у этого слова? Какие вы знаете?
- Отзвук, эхо. (Отзвук грома в горах.)
- Ответное чувство на что-нибудь (Найти отзвук в душе.)
- Мнение о ком(чём)-нибудь, оценка кого(чего)-нибудь. (Критический отзыв о книге)
- Условный секретный ответ на пароль.
- Как называются слова, имеющие несколько значений?
- С каким значением слова мы будем работать? (3)
Отзывы бывают нескольких типов:
- Отзыв, содержащий анализ художественных особенностей произведения, называется рецензией. Написать рецензию – значит дать критический разбор произведения. Сделать это непросто, ведь для создания рецензии необходимы знания по теории литературы и умение анализировать художественный текст. Научиться писать рецензии вам предстоит в старших классах.
- Сжатый отзыв-характеристика называется аннотацией. Её вы можете встретить в начале или в конце большинства книг. Аннотация сообщает о том, к какому жанру принадлежит книга, на какой круг читателей она рассчитана, кратко характеризует сюжет художественного произведения.
Структура отзыва.
Отзыв о прочитанной книге, в отличие от рецензии, может не содержать анализа художественных средств, главное в нём – это ваше впечатление от прочитанного, отношение к произведению и его героям, а также умение обосновать собственную точку зрения, то есть объяснить, почему вы так считаете.
Отзыв включает две части: | |
1-я часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось |
2-я часть, в которой обосновывается (аргументируется) высказанное произведение мнение |
Пример:
Книга А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других — для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его... Замечательная книга.
- Когда, с какой целью мы прибегаем к отзыву?
Цели отзывов могут быть различны:
- поделиться впечатлением о книге,
- поспорить с чьим-то мнением об авторе и героях,
- повлиять на мнение других людей,
- привлечь внимание к произведению.
В отзыве не стоит подробно пересказывать содержание книги. Можно пересказать что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать других людей, если вам хочется, чтобы они тоже прочитали книгу, о которой вы пишете.
3. Закрепление темы.
Задание 1. Прочтите фрагменты отзывов и по их стилю определите, кому они могли бы быть адресованы. Учтите, что у одного и того же послания могут быть несколько адресатов.
А) Я тут взялся читать “Денискины рассказы” Виктора Драгунского. Так здорово! Ужасно смешно. Просто оторваться не могу.
Б) “Черная курица, или Подземные жители” – рассказ о десятилетнем мальчике. Ему преподан хороший урок: он вдруг понял, как это плохо – жить бездумно и желать все получить даром, не трудясь…
В) Мне очень понравился рассказ Юрия Яковлева “Рыцарь Вася”. В нем говорится о неудачнике Васе, который мечтает стать рыцарем. На рыцаря Вася совсем не похож: толстый, неуклюжий. Учился он не очень хорошо и вообще был невезучим. Ребята смеялись над Васей и даже не предполагали, на что он способен. И вот однажды… Но не буду рассказывать, что произошло с Васей. Лучше прочитайте, ребята, этот рассказ, он очень интересный и заставит вас о многом задуматься.
Задание 2 (по группам). Составить отзыв на стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” так, чтобы оно было адресовано
- учителю,
- лучшему другу,
- маме и папе,
- редакции школьной газеты,
- однокласснику,
- библиотекарю.
При написании отзыва вам могут пригодиться следующие словосочетания-помощники:
- в произведении повествуется (говорится, идёт речь)...
4. Итог урока.
Итак, отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор.
Отзыв должен включать в себя часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение, и часть, в которой высказанное мнение обосновывается.
5. Рефлексия.
Продолжить на листочках предложение:
Сегодня на уроке
– меня особенно заинтересовало…
– для меня было особенно значимо…
– я получил знания, которые мне помогут…
– мне было не совсем понятно…
Домашнее задание: написать отзыв на книгу, которую в данный момент читаешь.