Плотность вещества. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • знать определение плотности вещества, формулу;
  • уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать представление о плотности вещества, рассмотреть ее характеристики (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).
  • Развивающие: развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы).
  • Воспитательные: воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: рычажные весы с разновесами, алюминиевый и стальной цилиндры, измерительный цилиндр (мензурка), брусок, линейка, стекло, стальной шарик, пробковый шарик, чеснок, растительное масло.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, сообщение цели урока.

II. Актуализация знаний.

(Вызывается один ученик к доске.)

Что такое масса тела? (Мера инертности тел.)
– Какой буквой обозначают массу? (m)
– В какой основной единице измеряется масса в СИ? (в кг)
– Какие еще единицы массы вам известны? (Тонна, центнер, миллиграмм, грамм). Выразите следующие единицы массы в кг: 1 т, 1 ц, 1 мг, 1 г (1000 кг, 100 кг, 0,0001 кг, 0,001 кг)

(Выставляется оценка.)

– Двое учащихся (оглашаются фамилии) выполняют экспериментальные задания, которые понадобятся нам при изучении новой темы. Вам отводится 5 минут.

Задания:

  1. Определить массы двух цилиндров равного объема с точностью до мг.
  2. Определить объем двух цилиндров.

– Остальные учащиеся решают самостоятельно задачи на листочках. Записываем число, самостоятельная работа и номер варианта.

1-й вариант:
Лодку подтягивают канатом к большому теплоходу. Почему движение теплохода в направлении лодки незаметно?

2-й вариант:
У берега находится тяжелогруженая лодка и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?

3-й вариант:
Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в противоположные стороны со скоростями 5 м/с и 3 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз?

4-й вариант:
Мальчик прыгает с лодки на берег. Как будут различаться скорости мальчика и лодки, если масса лодки 90 кг, а мальчика 45 кг?

– Как определить массу бруска с помощью линейки? (Варианты учащихся.)
– Давайте сделаем вывод: от чего зависит масса тела? (От объема и вещества.)
– Есть характеристика, которая одинакова у тел, состоящих из одного вещества. Её называют плотностью.

III. Изучение нового материала.

Записываем в тетрадях тему урока “Плотность вещества”.

– Для выяснения и определения формулы плотности вернемся к экспериментальным заданиям, которые проводили…(фамилии).
– Проанализируем полученный результат: чем больше масса тела в одинаковом объеме, тем плотность….(больше).
– Рассмотрим пример. Оконное стекло имеет объем 2 м3, а его масса равна 5000 кг. Определите массу оконного стекла в 1 м3 (показываю небольшой квадратик оконного стекла).
– Нам известно, что стекло объемом 2 м3 имеет массу 5000 кг. Значит масса стекла объемом 1 м3 равна…(2500 кг). Таким образом, мы рассчитали плотность оконного стекла. Она равна 2500 кг на 1 м3.
– Откройте стр. 50 учебника и найдите по таблице, чему равна плотность оконного стекла.
– Значит, как можно рассчитать плотность, зная массу и объем? (Варианты учащихся.)
– Формулируем определение плотности: Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Обозначается греческой буквой ρ (ро). Записываем определение и формулу в тетрадь.
– Давайте вместе выведем единицы измерения плотности из формулы.
– В какой основной единице измеряется масса? (в кг)
– а объем? (м3)
– Значит единица измерения плотности – кг/м3
– Кто скажет, что показывает плотность, каков ее физический смысл?
– Физический смысл плотности следующий: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или 1 см3)
– Например, плотность редкого металла осмия равна 22 600 кг/м3. Что это означает? (масса вещества осмия, взятого в 1 м3, равна 22 600 кг)
– Итак, с какой величиной вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое плотность? (Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.)
– В каких единицах измеряется плотность? (кг/м3, г/см3)
– Каков физический смысл плотности? (Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или 1 см3).)

IV. Закрепление изученного материала.

– Откройте стр. 41 в рабочей тетради, задание 2 (Один учащийся решает у доски.)

Мраморная плита имеет объём 3 м3, а её масса 8100 кг. Определите плотность мрамора.

Дано:
m = 8100 кг
V = 3 м3
Найти: ρ-?
Решение:
ρ = m/V
ρ
= 8100кг/3м3= 2700 кг/м3
Ответ: ρ = 2700 кг/м3

    – Откройте стр. 50–51 учебника и найдите в таблице плотность льда, воды, и водяного пара в кг/м3. Сравните плотности. Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна? (На 1 м3 приходится разная масса вещества.)

Занимательный опыт:

– Нальем в измерительный стакан воду, опустим туда стальной шарик, пробковый шарик и чеснок. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность? Добавим растительное масло. Объясните, почему чеснок находится между водой и маслом?
– На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики?


Рис. 1

Ответ: (ρ1< ρ2).

V. Озвучивание домашнего задания.

– § 21, рабочая тетрадь, стр. 41, упр. 2 и упр. 3

VI. Рефлексия.

– Перед вами кружочки красного, желтого, зеленого цветов. Те из вас, кто понял тему урока, поднимают зеленый кружочек; те, кто понял частично – желтый; те, кто совсем ничего не понял – красный.

Литература:

  1. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина “Физика 7 класс”/ Р. Д. Минькова, В. В. Иванова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 142, [2] с.
  2. Сборник задач по физике: 7–9 кл.: к учебникам А. В. Пёрышкина и др. “Физика. 7 класс”, “Физика. 8 класс”, “Физика. 9 класс”/ А. В. Пёрышкин; Сост. Н. В. Филонович.-5-е изд., стереотип. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 190, [2].
  3. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 класс: К учебнику А. В. Перышкина “Физика. 7 класс”/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – 2-е изд.-М.: Издательство “Экзамен”, 2004. – 127, [1] с.: ил.
  4. Физика. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/А. В. Пёрышкин. – 14-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2010. – 192 с.:ил.
  5. Чеботарева А. В. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А. В. Перышкина “Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений”/ 3-е изд., стереотип.-М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.