Учебник Полякова А.В. Русский язык / класс, часты - Москва , «Просвещение», 2009.
Цель: Создать текст-сказку по серии картинок.
Задачи:
- Учить отвечать на вопросы полным предложением, используя опорные слова.
- Создать ситуации для выяснения существенных признаков сказки, записи сказки.
- Развивать исследовательские умения по выдвижению и разрешению проблемы.
Ход урока
Какие исследовательские действия рассматриваются | |
I. Определение темы урока. | |
– Отгадайте загадки: На грядке длинный, зеленый А в бочке желтый, соленый. (огурец) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (капуста) |
• Умение наблюдать, по признакам предмета узнавать предмет, доказывать. |
– Расскажите про эти слова _гурец – сущ., неодуш., нариц., м. р., ед. ч. к_пуста – сущ., неодуш., нариц., ж. р., ед. ч |
• Классификация знаний по теме «Имя существительное» |
– Запишите в тетрадь, подберите однокоренные слова На доске появляются: 1) Капустка, капустный, капустница (бабочка) 2) Огурчик, огуречный, огуречник. Вывод: проверить нельзя, это словарные слова. |
• Развитие умения видеть проблему |
II. Углубление знаний. | |
– Что вы знаете про овощи: огурец, капусту? (растут на огороде, ухаживают люди...) – Прочитайте предложения на карточках об этих овощах. – Можно ли эти предложения назвать текстом ? (да) |
• Расширение кругозора. Умение выдвигать проблему. |
III. Определение темы урока. | |
– Сегодня мы будем писать текст про овощи. – Что нам для этого надо знать ? |
• Постановка цели урока |
IV. Актуализация знаний. Постановка цели. | |
Текст – это: • Группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке. • У текста есть заголовок. • Тексты бывают разные: повествование, описание, рассуждение. Комбинированные. • В тексте используются диалоги . • Сказка, стихотворение – это тоже текст. • В тексте выделяют три части: вступление, основная часть, заключение или вывод. • Каждую часть пишем с красной строки. |
• Умения делать выводы, приводить знания в систему |
Поставим перед собой цель: • учиться писать текст, • по порядку излагать свои мысли, • в конце урока суметь рассказать, как мы создавали текст. Мы побываем в роли автора, писателя. |
• Анализ собственной деятельности |
V. Работа по составлению текста по учебнику. | |
(с. 104 упражнение 194) – Прочитайте задание. |
•Активное присвоение нового социального опыта |
– Рассмотрите веселые картинки. – Что заметили? (это похоже на сказку) – Как догадались? Почему? (у героев нарисованы лица, у них появилась одежда, видно, что они как будто общаются) |
• Умение наблюдать и распознавать • Умение доказывать |
– Составьте предложения по этим картинкам. Вам помогут вопросы: (смотри учебник) 1) Куда пошли огурец и капуста? 2) Что начала делать капуста? 3) Кто нырнул первым? 4) Почему огурец покрылся пупырышками? (Ребята пробуют составить предложения) |
|
– Получился ли у нас текст? (нет) – Почему? |
•Умение доказывать |
– Прочитайте предложенный автором заголовок « Почему огурцы бывают с пупырышками?» | |
– Какой текст предполагается? (рассуждение) – Попробуем порассуждать. (Может, огурец замерз? Может, пупырышки появились от холода? Может, это сорт огурцов такой?) – Обратите внимание на задание в учебнике: придумайте сказку. |
• Формирование умения работы с текстом • Использование логического рассуждения |
VI. Выявление отличительных признаков текста-сказки. | |
– Проанализируйте, получилась ли у нас сказка? (Нет) – Назовите характерные признаки сказки. (Присказка, зачин, эпизоды, концовка) |
• Формирование умений работы с текстом, используя методы сравнений |
– Предложите варианты зачина сказки, концовки (записи появляются на доске) Жили-были на огороде... Жили-были хорошие приятели ... Вот почему огурцы бывают с пупырышками! С тех пор огурцы бывают с пупырышками. |
• Возможность выбора. Развитие творческих умений • Самостоятельная постановка проблемы |
VII. «Проба пера». Собственное речевое творчество учащихся. | |
– Подумайте, с какими трудностями вы можете столкнуться? | |
– Используя опорные слова, данные в упражнении: на речку, купаться, долго раздевалась, огурец замерз; вопросы к картинкам, попробуйте сами записать сказку. – Послушаем варианты. – Вспомните правила оформления. (использую индивидуальный повтор, напоминание) |
• Умения классифицировать по заданным признакам |
VIII. Чтение сказок. Редактирование детьми текстов. | |
• Умение анализировать, объяснять ошибки | |
IX. Итог. Рефлексия. | |
– Как мы работали над созданием текста? (Познакомились с темой, подумали, проговорили, записали) – Кому захотелось продолжить сочинять сказки? – Кто доволен собой? уроком? Почему? |
• Формирование способности адекватной самооценки. |