Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Стаж моей работы по предмету составляет 5 лет. Я нахожусь в поиске новых методов, форм, которые способствуют познавательной, речевой активности моих учеников.
Меня привлекают оригинальные способы активизации знаний, в частности игровые технологии. Как я к этому пришла? В своей педагогической практике, я столкнулась с такой категорией детей, которых в условиях обычного традиционного урока, трудно вызвать на диалог, активизировать речевую деятельность. И применив однажды элемент такой технологии, я поняла, что это ключ, с помощью которого открываются даже самые «зажатые» ученики. С тех самых пор, урок - игра стала моей рабочей технологией.
Эта универсальная технология, которая способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности.
Элементы игровых технологий можно вводить в начале урока на этапе проверки домашнего задания, на этапе закрепления нового материала. А также построить обобщающий урок, применив эту технологию.
На примере этой технологии, я хочу показать разработку одного обобщающего урока.
Цель и задачи: Обобщить фактический и теоретический материал, связанный с экологическими проблемами; проверить усвоение материала по данному разделу; углубить и расширить знания учащихся; научить выделять главное, делать выводы.
Тип урока: Обобщение знаний.
Оборудование: Компьютерное.
Ход урока
I. Организационная часть
(Приветствие, подготовка к уроку.) (2-3 мин.)
II. Основная часть (30 мин.)
Ребята давайте посмотрим слайды (1-6 слайд).
(Во время показа слайдов, учитель читает маленький стих.)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей природы
Убивайте лишь зверей внутри себя
Вы, наверное, догадались, о каком разделе биологии сегодня будет идти речь. (Ответы детей).
Да, конечно же экология. (слайд 7) Сегодня мы обобщим, закрепим, углубим знания по разделу экология.
Повторим в игровой форме.
В течение урока я буду наблюдать, кто - как работал и в конце урока мы подведем итоги. Работаем активно. (можно разбить на команды)
Ход игры: Перед вами три цветка с лепестками (слайд 8). Каждый лепесток имеет свое задание, итак:
- 1 цветок - Экологические термины
- 2 цветок - Экологические организации
- 3 цветок - Практическое задание
По жеребьевке первая команда выбирает цветок и лепесток. В лепестке вопрос, если вы ответили правильно вам очко и т.д.
(Заметка для учителя: При нажатии мышки на выбранный ребятами лепесток, появляется задание, при втором нажатии мышки - появляется правильный ответ, а чтобы вернуться на слайд 8, нужно щелкнуть на стрелку в углу и т.д.)
В каждом цветке следующие задания:
1 цветок – Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания (лепесток 1)
- Фотопериодизм- реакция организма на сезонные изменения (лепесток 2)
- Симбиоз- сожительство, т.е. взаимовыгодная связь двух видов (лепесток 3 )
- Фитопланктон- мелкие плавающие растения по всей толще воды на глубине проникновения света (лепесток 4)
- Ноосфера - новый этап развития биосферы, при котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором ее развития (лепесток 5)
2 цветок - Международная неправительственная организация, созданная в 1971 г. с целью сохранения природной среды Земли от разрушения – ГРИНПИС (лепесток 1)
- Наиболее авторитетная международная организация, созданная в 1945 г. в целях поддержания мира, безопасности и развития международного сотрудничества между всеми государствами мира- ООН- Орган Объединенных Наций (лепесток 2)
- Специализированное учреждение ООН, созданное в 1946 г. с целью способствовать миру и безопасности, развитию сотрудничества стран в области науки, образования и культуры для поощрения всеобщего соблюдения справедливости, правопорядка, прав человека предусмотренных уставом ООН для всех народов мира- ЮНЕСКО (лепесток 3)
- По инициативе этой организации созданы и постоянно переиздаются Красные книги редких и исчезающих видов растений и животных- МСОП Международный союз охраны природы (лепесток 4)
- Международная общественная организация, основная цель которой - обеспечение охраны всех биологических ресурсов Земли в экосистемах. Организация предоставляет финансовую поддержку в виде грандов на охрану природных территорий - Всемирный фонд дикой природы WWF-INTERNATIONAL (лепесток 5)
3 цветок - Из перечисленных факторов, выберите те, которые относятся к абиотическим: свет, влага, конкуренция, симбиоз, температура –свет, влага, температура (лепесток 1)
- Сколько понадобится планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг.-300 т. или 300 000 кг. (лепесток 2)
- Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца тупым концом обращены вверх. Объясните это явление?
На тупом конце яйца находится воздушная камера, что необходимо для дыхания зародыша. (лепесток 3)
- Успех одного вида означает неуспех другого. Например, лиса поймала зайца, значит, волку он не достанется. Данный тип взаимодействия называется? – Конкуренция (лепесток 4)
- В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории- туфельки, дафнии, белые планарии, большие прудовики, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой.
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: отсутствуют продуценты, редуценты. Отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания. (лепесток 5)
(После окончания игры нажать на 8 слайде стрелку в углу и откроется слайд 24.)
Вывод: Ребята, этот раздел важный, для тех, кто выберет экзамен по биологии. Знания по экологии вам очень пригодятся и по жизни. Я рада, что вы усвоили этот раздел.
III. Итог
Сегодня активно работали …, я им ставлю «5», молодцы! Также работали …., я им ставлю «4».
Всем спасибо за урок!