Цель:
- Актуализировать представления учащихся о разбиении фигур на части и составлении целой фигуры;
- Сформировать умение фиксировать взаимосвязи между целой фигурой и ее частями с помощью символов;
- Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции, речь, творческие способности обучающихся.
- Формировать первичные навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
- Учить работать в группах малого состава.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Оборудование: наборы фигур, ножницы, интерактивная доска или проектор, карточки, учебник «Математика-1»,ч.2 Л.Г. Петерсон, индивидуальные кассы.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
а ) Математический диктант
- Найдите сумму чисел 2 и 4.
- Найдите разность чисел 8 и 6.
- Я задумала число, увеличила его на 3 и получила число 8. Какое число я задумала?
- Уменьшаемое 8, вычитаемое неизвестно, разность 5. Найдите вычитаемое.
- Первое слагаемое 2, второе слагаемое 6, сумма 9. Найдите сумму.
- Я задумала число, вычла из него 3 и получила 6. Какое число я задумала?
Проверка с помощью карточек индивидуальной кассы.
Расставьте ответы в порядке возрастания.
Продолжите ряд на два числа. (11,12)
- А в каких фигурах нужно поместить числа 11 и 12.
Дети: 11 – в круге, 12 – в треугольнике.
- Назовите числа, которые являются суммой двух других чисел:
2 и 3 это 5, 5 и 6 это 11, 3 и 6 это 9.
- Расскажите всё, что знаете о числе 9.
б) - Составьте числовые равенства по рисунку:
- Назовите целое и части в числовых равенствах.
- Как найти целое? Как найти часть?
- Какую фигуру мы разбили на части? (отрезок)
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
А какие геометрические фигуры вам встречались уже на уроке? (треугольники, круги)
Сейчас проверим кто из вас самый внимательный!
- Какие числа написаны в треугольниках? (5,6,8,12) кругах?(2,3,9,11)
в) Сложите на парте из спичек фигуру, которую видите на слайде:
- Переложите 2 спички так, чтобы получился один большой квадрат и один маленький.
II. Постановка проблемной ситуации.
- Сегодня мы будем учиться разбивать на части разные геометрические фигуры и составлять геометрические фигуры из частей.
- Работать мы будем ножницами. Будьте осторожны, не делайте резких движений. Работая ножницами нужно быть особенно внимательным. Не подносите близко к глазам. Передавать только тупым концом.
- Выньте из конверта квадраты. Сколько их (2)
- Из скольких частей состоит квадрат?(4)
- Разрежьте его на части.
- Составьте из полученных частей два маленьких квадрата.
-Возьмите квадрат, состоящий из двух частей.
- Разрежьте квадрат на две части.
- Составьте из полученных частей большой треугольник.
- Проблемный вопрос:
Что мы можем сказать о соотношении фигуры и её части?
Дети: Фигура-это целое, а складывая части мы получаем целое. Убирая из фигуры часть, мы получаем другую часть.
Физминутка
- Решите ребусы:
- Проблема: Что может связать понятия: части фигур, сумма, разность.
- Можно ли составлять равенства для фигуры, также как мы составляли его для числового отрезка?
- Проверим наши предположения и попробуем составить равенства в паре на листочке.
Делаем выводы:
- Чему равна целая фигура?
Дети: Целая фигура равна сумме частей.
- Как найти часть фигуры?
Дети: Чтобы найти часть фигуры нужно из целой фигуры вычесть другую часть.
III. Первичное закрепление.
1) Назовите целое (к).
Назовите части (а, б).
- Прочитайте первое равенство.
- Составьте следующие равенства.
2) Самостоятельно составьте буквенные равенства по кругу.
Назовите целое (к), части (д, м).
Проверка по слайду компьютера с комментированием.
-Как вы думаете можно составлять равенства, опираясь на геометрические фигуры.
Действуют ли здесь правила нахождения целого и части?
-Чему равна целая фигура?
Дети: Целая фигура равна сумме частей.
- Как найти часть фигуры?
Дети: Чтобы найти часть фигуры нужно из целой фигуры вычесть другую часть.
IV. Закрепление полученных знаний.
№6 стр 27.
- Составление буквенных равенств по треугольнику.
- Один ученик работает на компьютере, вставляя пропущенные буквы.
А - это целое, значит получаем б +в +г +д.
Из целого а вычитаем часть б, остается в +г + д.
В окошечко вставляем а, так как вычитать можно только из целого, а вычитая в, остается б+г+д.
Чтобы остались части б д, нужно из целого а вычесть в и г.
Подведем итог: Что такое целая фигура? (сумма ее частей)
Как найти часть фигуры? (вычесть другую часть).
V. Повторение изученного.
№8 страница 27.
Игра «Аквариум»
-Что такое аквариум?
- А из чего состоят рыбки, которые живут в аквариуме учебника? (из желтых и зеленых треугольников)
- Что вы запишите в овалах? (выражения)
- Что такое выражения?
- Составьте выражения.
- Один ученик составляет выражения на доске.
- Взаимопроверка учебников-тетрадей.
- А какое число живет в этом аквариуме?(9)
VI. Закрепление состава числа 9.
Заселите домики, где живут числа 9, 8, 7.
Взаимопроверка.
VII. Итог урока. Что нового узнали на уроке?
VIII. Этап рефлексии.
Оцените свое настроение в конце урока.
- Возьмите в конверте три маленьких круга.
Зеленый круг – отлично,
Желтый круг – хорошо,
Красные круг - нужна помощь