Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Представленный в статье урок представляет собой первое занятие из программы элективного курса для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.
Программа рассчитана на 16 учебных часов.
Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга
Срок бучения: 8 учебных недель
Режим занятий: 2 часа в неделю
Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Задачи курса:
- формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
- расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
- способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
- способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.
Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.
Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.
Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.
Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.
Предполагаемый результат
- повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
- формирование ценностей семьи и личностного роста;
- первичное самоопределение в семейной сфере;
- повышение социально-психологической компетентности учащихся.
Таблица 1
Тематическое планирование
№ | Наименование тем |
Количество часов |
1 |
Рождение семьи |
1 |
2 |
Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак. |
1 |
3 |
Особенности современной семьи, ее структура, динамика. |
2 |
4 |
Основные ценности семьи. |
1 |
5 |
Молодая семья: начало супружества. |
2 |
6 |
Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. |
2 |
7 |
Развод и его последствия. |
1 |
8 |
Профилактика супружеских конфликтов. |
1 |
9 |
Правовое регулирование семейных отношений. |
1 |
10 |
Семья и дети. |
2 |
11 |
Здоровье семьи. |
1 |
12 |
Профилактика нарушений семейных отношений. |
1 |
|
Всего |
16 |
Конспект урока «Рождение семьи»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с понятием «семья»; рассмотреть ценности семьи, сформировать представление о влиянии взаимоотношений между партнерами на характер семейных отношений;
- развивающая: способствовать рефлексии своего отношения к семье, развить умения работать в группе, анализировать и строить семейные отношения;
- воспитывающая: воспитать ценностное отношение к семье и браку, уважительное отношение к партнеру по общению.
Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий; памятки для учащихся (см. приложение 1), раздаточный материал (см. приложение 2).
Ход урока
Этапы урока и его содержание |
Время |
1. Организационный момент. Целеполагание |
2 мин. |
2. Этап усвоения новых знаний |
20 мин. |
3. Этап закрепления новых знаний |
20 мин. |
4. Подведение итогов |
3 мин. |
Содержание урока
1. Организационный момент. Целеполагание.
«Здравствуйте! Прежде чем приступить к нашему занятию, давайте познакомимся. Нас зовут …. Сегодня мы проведем с вами занятие, посвященное семье и браку. Тема урока звучит следующим образом: «Рождение семьи». Цель урока – рассмотреть такие понятия как «семья» и «семейные ценности», раскрыть их содержание. Так же сегодня мы с вами будем говорить о том, как правильно строить взаимоотношения для того, чтобы ваша будущая семья была крепкой и гармоничной.
2. Этап усвоения новых знаний.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был очень устойчивым. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Семья… мы очень часто слышим и произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
Упражнение ассоциации
У каждого из вас свои представления о семье, давайте попробуем с помощью ассоциаций представить себе семью.
Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?
- Если семья – это постройка, то какая
- Если семья – это стихия, то какая
- Если семья – это природное явление, то какое…
- Если семья – это цветок, то какой
Например:
- Если семья – это постройка, то какая – дом, сарай, гараж, вилла, домик в деревне, необжитая квартира
- Если семья – это стихия, то какая - вода, бушующий океан, ревущее пламя, теплый ветер.
- Если семья – это природное явление, то какое - наводнение, легкий пушистый снег, теплое солнце
- Если семья – это цветок, то какой - роза, астра, ромашка.
«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Соловьев Н. Я]. Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества.
Но как зарождается семья и с чего она начинается?
Как вы считаете с чего начинается создание семьи?
Одним из самых первых шагов на пути к становлению семьи – является выбор партнера. На то, какого человека мы хотим видеть рядом с собой, влияет очень много факторов. И конечно, одним из самых весомых является набор личностных характеристик человека. Давайте посмотрим, какие качества наиболее важны именно для вас при выборе партнёра для общения и для создания семьи.
Упражнение «Образ партнера» (см. приложение 2)
Инструкция: перед вами на столах лежит таблица, состоящая из двух столбцов. В первом столбце перечислены пять основных характеристик, включённых в образ предпочитаемой подруги или друга, во втором – характеристики будущей супруги или супруга. Ваша задача поставить эти характеристики на первое, второе, третье и т.д. места в зависимости от того, что именно для вас является наиболее важным. Например: вы считаете, что для подруги/друга наиболее важным является чувство юмора, тогда вы ставите его на первое место и так далее по степени важности. Прорабатывать надо каждый список отдельно: отдельно для образа предпочитаемого подруги/друга и отдельно для образа будущего супруга/супруги.
На выполнение этого задания мы даем вам 2 минуты.
Психологи проводили исследование предбрачных предпочтений старшеклассников и студентов первых курсов институтов университета, и была выявлена следующая картина. Давайте сравним эти данные с тем, что написали вы.
Таблица 2
Результаты опроса среди мужчин
№ | Образ предпочитаемой подруги |
% ответов |
Образ будущей супруги |
% ответов |
1 |
Внешние данные |
71,2 |
Нравственные качества (суммарный индекс различных черт хорошего характера) |
75,0 |
2 |
Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) |
68,3 |
Ум |
67,1 |
3 |
Ум |
65,4 |
Внешность |
56,7 |
4 |
Коммуникативные данные |
34,6 |
Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) |
53,4 |
55 |
Чувство юмора, веселость |
32,7 |
Отношение к самому отвечавшему |
33,3 |
Таблица 3
Результаты опроса среди женщин
№ | Образ предпочитаемого партнера по общению |
% ответов |
№ |
Образ желаемого супруга |
% ответов |
1 |
Внешность и особенности телосложения |
100 |
1 |
Отношение к опрашиваемой |
100,0 |
2 |
Чувство юмора |
78,7 |
2 |
Зрелость, ответственность |
83,2 |
3 |
Ум |
60,1 |
3 |
Ум |
60,1 |
4 |
Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) |
49,4 |
4 |
Финансовая обеспеченность |
53,4 |
5 |
Чуткость, доброта. |
47,1 |
5 |
Доброта |
48,3 |
Мотивы вступления в брак.
Итак, мы видим, что образы предпочитаемых друзей и предпочитаемых будущих супругов отличаются. Как же тогда мы выбираем себе партнёра для построения семьи?
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак 3.Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
Конечно, существует множество других теорий, пытающихся объяснить механизм выбора брачного партнера. Так, например, Теория комплементарных потребностей {дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый человек ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.
Как вы считаете, какие мотивы способствуют вступлению в брак?
Да вы все правы. Можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
Но, конечно, наиболее часто люди называют такой мотив, как любовь… что же такое любовь?
В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.
Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности)
Как возникает любовь? Л.М.Панкова выделяет три стадии любви.
Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.
Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.
Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.
Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.
Но не стоит думать, что браки, созданные по любви, наиболее крепкие. Семья – это сложное явление, которое содержит разные ценности, поддерживающие отношения людей.
Какие семейные ценности вы можете назвать? Что помогает сохранять тёплые дружеские отношения в семье?
Семья - это одно целое и для сохранения гармонии в семье необходимо придерживаться определённых правил, заповедей.
3. Этап закрепления новых знаний
Учащиеся разбиваются на группы с помощью жеребьевки.
Упражнение «Семейные заповеди»
Мы предлагаем вам обсудить в группах и составить семейный кодекс, правила, основанные на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы.
Например: Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт, любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья.
Какие заповеди оказались общими для каждой группы?
А вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи:
- Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе
- Решай вместе с человеком, а не вместо человека
- Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера
- Будь другом друзей супруга
- Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай
- Спеши сделать доброе дело и не жди награды
- Не верит тот, кто сам обманывает
- Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене
- Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга
- Смейся вместе, а не над
- Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах
- Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе
- Не давай советов, если тебя не просят
- Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт
- Любовь и взаимопонимание – основа вашего счастья
Мы видим, что для крепкой семьи необходимы поддержка, сопереживание, умение выслушать другого и многое другое. Сейчас мы предлагаем вам посмотреть небольшие вырезки из фильмов, иллюстрирующие те ценности, которые должны присутствовать во взаимоотношениях в семье.
Упражнение: «Словарь семейного благополучия».
На каждое определение сделана небольшие вырезки из фильмов – показываются эти вырезки школьникам, которые должны назвать то понятие, о котором идут речь в отрывке фильма.
Примечание для ведущего: Красным цветом выделены те понятия, которые проиллюстрированы на этом уроке. Остальные понятиям из списка рекомендуется проиллюстрировать на следующем уроке с целью актуализации и закрепления изученного материала.
Сопереживание – способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте
Равенство – считаетесь с интересами друг друга
Поддержка – вдвоем мы способны на многое
Компромисс – умение уступать друг другу
Признание – уважение и благодарность
Приспособляемость – умение адаптироваться если того требуют обстоятельства
Любовь – нежная забота друг о друге
Верность – преданность друг другу
Умение слушать – прислушиваться друг к другу
Юмор – смех поддерживает физическое и психологическое здоровье
Доверие- чувство безопасности и уверенности
Нежность – чуткое отношение друг к другу
Совместное времяпрепровождение – нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
4. Обратная связь. Подведение итогов.
Что ж, наш урок подходит к концу, и мы предлагаем вам подвести небольшой итог сегодняшнего занятия.
Семья – это…? Что вы узнали на уроке? Что необходимо для крепкой семьи?
Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения, и именно этому и посвящен наш курс.