Цели урока:
- Закрепление знаний формул длины окружности и площади круга.
- Закрепление полученные знания в ходе выполнения упражнений.
- Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные задачи:
- Показать практическое применение формул.
- Показать межпредметную связь с другими предметами (астрономией, географией, экологией).
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
- медиа-проектор;
- экран;
- авторская презентация к уроку;
- учебник “Геометрия 7–9”, авт. Л.С.Атанасян и др.;
- печатная рабочая тетрадь;
- карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявить тему и цели урока. Слайд 1.
2. Актуализация знаний.
а) определения: Слайд 2.
- Отрезок, соединяющий точку окружности с центром.
- Часть плоскости, ограниченная окружностью.
- Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр.
- Множество точек плоскости равноудалённых от некоторой точки.
б) формулы: Слайд 3.
- Длина окружности;
- Площадь круга;
- Длина дуги;
- Площадь сектора.
в) устные упражнения:
3. Решение задач.
- О Тунгусском метеорите, 1908 г. Слайд 5.
Диаметр опалённой площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита равен примерно 38 км. Какая площадь тайги пострадала от метеорита?
Решение:
Ѕ = πr2; d = 38 км; π = 3,14
R = 38 : 2 = 19(км)
Ѕ = 3,14 · 192 = 3,14 · 361 = 1133,54 км2.
Ответ: 1133,54 км2. - Об Архимеде. Слайд 6.
Древнегреческий математик Архимед установил, что длина окружности относится к длине диаметра примерно как 22 : 7. Найдите длину окружности, если длина диаметра 4,2 дм.
Решение: ; ; с = = 22 · 0,6 = 13,2 (дм)
Ответ: 13,2 дм.
- “Авария на промышленном объекте”. Слайд 7.
Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им “питаются” все живые организмы.
Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от комбинатов и заводов не может нейтрализовать даже природа!
Особую опасность для человека представляют летучие ядовитые вещества, такие, как хлор.
На одном химическом заводе г. Тобольска произошла авария ёмкости с хлором. Хлор в безветренную погоду стелется по земле, занимая участок поверхности в форме круга. Радиус заражённой зоны 250 м. Что нужно знать, чтобы принять меры?
Ѕ – площадь заражённой зоны.
Длину верёвки для ограждения.
Решение: Слайд 8.
1. Ѕ = πr2; r = 250 м; π = 3,14; Ѕ = 3,14 ·2502 = 3,14 · 62500 = 196250(м2)= 9,625 га ≈ 20 га.
2. С = 2 πr; С = 2 · 250 · 3,14 = 500 · 3,14 = 1570 м.
Ответ: 20 га; 1570 м.
4. Самостоятельная работа.
А) Карточки для слабоуспевающих учащихся.
1. Найти площадь кольца, если r1 = 2,5 см, r2 = 1,5 см.
2. Найти площадь заштрихованной части прямоугольника, если а = 4 см; b = 3 см; r = 0,8 см; π ≈ 3.
3. На клетчатой бумаге с клетками 1 см ∙ 1 см изображена фигура. Найти её площадь в кв. сантиметрах. Ответ запишите S/ π.
4. Длина окружности цирковой арены равна 42 м. Найти диаметр и площадь арены. Число π округлите до целого числа.
Б) Раздаточный материал для остальных учащихся.
Таблица 9.14 из сборника “Геометрия 7-9”авт. Е.М.Рабинович. №№ 2; 4; 8; 10.
Ответы: № 2 – 60 π; Ή 4 – 24 π; Ή 8 – 300 – 13 π; Ή 10 – 12,5 π.
В) Беседа с двумя учащимися: Слайд 9.
- Как изменится длина окружности, если её радиус увеличить в 3 раза?
- Как изменится длина окружности, если её диаметр уменьшить в 4 раза?
- Как изменится площадь круга, если его радиус увеличить в 2 раза?
- Как изменится площадь круга, если его радиус уменьшить в 5 раз?
- Что означает величина π?
- Во сколько раз длина окружности больше её радиуса?
- Чему равен диаметр окружности, описанной около прямоугольного треугольника с катетами 3и 4 см?
- Чему равен диаметр окружности, вписанной в квадрат, площадь которого равна 36 см2?