Конфликт: понятие, виды, причины.
Конфликт в психологии определяется как “актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновение самих оппонентов”.
Несмотря на многообразие научных трактовок понятия “конфликт”, общим во всех определениях являются: несоответствие, столкновение, соперничество.
Общепризнанная классификация выделяет следующие виды конфликтов:
- Внутриличностный
Надо заметить, что межличностные и межгрупповые конфликты часто протекают как внутриличностные, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.
По степени нарастания остроты противоречий и конфликтов выделяют:
- недовольство;
- разногласие;
- противодействие;
- раздор;
- вражда.
Очень важно своевременно распознать начало конфликта, тогда легче его удалить. Распознать его можно по сигналам. Вот эти сигналы по мере нарастания: дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис.
Дискомфорт – это интуитивное ощущение какого-то неприятного осадка, который трудно выразить словами.
Инцидент – волнение, раздражение, неприятное ощущение, вызванные какой-то конкретной ситуацией, действием, словом, интонацией, повышением голоса, мимикой и т.д.
Недоразумение – ложные выводы, сделанные из какой-либо ситуации, высказывания, решения, улыбки, смеха и т.п.
Напряжение – изменение наших чувств к оппоненту в худшую сторону, усиливающее наше беспокойство.
Кризис – это достаточно очевидный сигнал, когда конфликт уже созрел и перезрел так, что мы прерываем наши отношения, сопровождая их оскорблениями, потерей контроля над собой, своими чувствами, высказываниями, нормами поведения.
Воспитателю, педагогу особенно важно научиться распознавать конфликты на уровне дискомфорта и инцидента, тогда их сравнительно легко скорректировать.
Обобщив причины конфликтов, относительно социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что все они отражают разную степень несоответствия:
- несовпадение, противостояние мотивов, интересов, установок, взглядов;
- рассогласование знаний, умений, способностей;
- наличие в данный момент различных эмоциональных состояний;
- различие темпераментов, характеров;
- различное понимание или интерпретация информации;
- неодинаковые ожидания, позиции, оценки, самооценки;
- несоответствие целей, средств, методов деятельности;
- различный уровень воспитанности, образованности;
- различный уровень притязаний;
- рассогласование распределение ответственности;
- низкий уровень развития коммуникативных способностей;
- отсутствие единых требований, предъявляемых к воспитанникам;
- отклоняющее поведение (алкоголизм, наркомания и др.);
- ограничение свободы, активности, самовыражения воспитанников и сотрудников.
Несмотря на общую для всех конфликтов природу происхождения, педагогические конфликты имеют свои особенности и характерные причины.
Особенность педагогических конфликтов заключается в том, что
- одна сторона (а именно воспитатель) несет профессиональную ответственность за правильное разрешение конфликтной ситуации;
- участники конфликта имеют различный социальный статус (педагог, воспитатель, воспитанник), чем и определяется их разное поведение в конфликте;
- разница возраста и жизненного опыта участников порождает различное отношение к конфликтам, способам их разрешения, ответственности за ошибки при их разрешении (конфликт “глазами воспитателя” и “глазами подростка” видится по-разному);
- профессиональная позиция воспитателя, педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении и на первое место суметь поставить интересы воспитанника как формирующейся личности;
- участники конфликта обладают различной степенью умений справляться со своими эмоциями, подчинять их разуму;
- присутствие других воспитанников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает для них воспитательный характер;
- всякая ошибка воспитателя, педагога при разрешении конфликтной ситуации порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие воспитанники, а также коллеги-педагоги, и руководители;
- конфликт в деятельности воспитателя легче предупредить, чем успешно разрешить (“высший пилотаж” профессиональной педагогической деятельности).
Реакция детей и подростков, в силу личностных особенностей воспитанников реабилитационного центра, во многом определяется социальной незрелостью личности ребенка, наличием психического инфантилизма, примитивностью мотивационной сферы поведения, потребностей, искаженными формами воспитания в родительской семье, перенесенным в раннем детстве насилием как физического, так и психологического типа, усвоенными моделями асоциального поведения родителей.
Для успешного разрешения конфликтов личностные и возрастные особенности воспитанников социально-реабилитационного центра необходимо знать каждому сотруднику педагогического коллектива.
Существует взаимосвязь видов педагогических конфликтов от причин их обуславливающих (Приложение 1).
В целях профилактики конфликтных ситуаций сотрудникам педагогического состава необходимо придерживаться некоторых установок (Приложение 2).
Ключ к решению любого конфликта состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт как на задачу, которая должна быть решена, несмотря на преграды, как-то: боязнь выбора, недостаток информации, неопределенность, малая коммуникабельность и т.д.