Профилактика конфликтов и эффективные способы их разрешения

Разделы: Школьная психологическая служба


Конфликт: понятие, виды, причины.

Конфликт в психологии определяется как “актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновение самих оппонентов”.

Несмотря на многообразие научных трактовок понятия “конфликт”, общим во всех определениях являются: несоответствие, столкновение, соперничество.

Общепризнанная классификация выделяет следующие виды конфликтов:

  1. Внутриличностный – характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности (возникает, когда к одному и тому же воспитуемому предъявляются противоречивые требования со стороны воспитателя, и когда личные потребности не совпадают с предъявляемыми требованиями).
  2. Межличностный, при котором действующие лица стремятся реализовывать в своей деятельности взаимоисключающие цели (воспитатель выбирает стиль общения в зависимости от собственного эмоционального отношения к конкретному воспитаннику, либо от собственного эмоционального состояния на данный момент – непоследовательность; выбор авторитарного стиля взаимодействия, когда воспитатель ориентирован главным образом на организацию дисциплины и контроля, исключая эмоциональный компонент отношения к ребенку).
  3. Конфликт между личностью и группой, возникающий в случай расхождения позиций одного члена группы и всей группы (“моббинг”).
  4. Межгрупповой конфликт, возникающий между группами как воспитанников, так и воспитателей и педагогов, отделениями и т.д.

Надо заметить, что межличностные и межгрупповые конфликты часто протекают как внутриличностные, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.

По степени нарастания остроты противоречий и конфликтов выделяют:

  • недовольство;
  • разногласие;
  • противодействие;
  • раздор;
  • вражда.

Очень важно своевременно распознать начало конфликта, тогда легче его удалить. Распознать его можно по сигналам. Вот эти сигналы по мере нарастания: дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис.

Дискомфорт – это интуитивное ощущение какого-то неприятного осадка, который трудно выразить словами.

Инцидент – волнение, раздражение, неприятное ощущение, вызванные какой-то конкретной ситуацией, действием, словом, интонацией, повышением голоса, мимикой и т.д.

Недоразумение – ложные выводы, сделанные из какой-либо ситуации, высказывания, решения, улыбки, смеха и т.п.

Напряжение – изменение наших чувств к оппоненту в худшую сторону, усиливающее наше беспокойство.

Кризис – это достаточно очевидный сигнал, когда конфликт уже созрел и перезрел так, что мы прерываем наши отношения, сопровождая их оскорблениями, потерей контроля над собой, своими чувствами, высказываниями, нормами поведения.

Воспитателю, педагогу особенно важно научиться распознавать конфликты на уровне дискомфорта и инцидента, тогда их сравнительно легко скорректировать.

Обобщив причины конфликтов, относительно социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что все они отражают разную степень несоответствия:

  1. несовпадение, противостояние мотивов, интересов, установок, взглядов;
  2. рассогласование знаний, умений, способностей;
  3. наличие в данный момент различных эмоциональных состояний;
  4. различие темпераментов, характеров;
  5. различное понимание или интерпретация информации;
  6. неодинаковые ожидания, позиции, оценки, самооценки;
  7. несоответствие целей, средств, методов деятельности;
  8. различный уровень воспитанности, образованности;
  9. различный уровень притязаний;
  10. рассогласование распределение ответственности;
  11. низкий уровень развития коммуникативных способностей;
  12. отсутствие единых требований, предъявляемых к воспитанникам;
  13. отклоняющее поведение (алкоголизм, наркомания и др.);
  14. ограничение свободы, активности, самовыражения воспитанников и сотрудников.

Несмотря на общую для всех конфликтов природу происхождения, педагогические конфликты имеют свои особенности и характерные причины.

Особенность педагогических конфликтов заключается в том, что

  • одна сторона (а именно воспитатель) несет профессиональную ответственность за правильное разрешение конфликтной ситуации;
  • участники конфликта имеют различный социальный статус (педагог, воспитатель, воспитанник), чем и определяется их разное поведение в конфликте;
  • разница возраста и жизненного опыта участников порождает различное отношение к конфликтам, способам их разрешения, ответственности за ошибки при их разрешении (конфликт “глазами воспитателя” и “глазами подростка” видится по-разному);
  • профессиональная позиция воспитателя, педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении и на первое место суметь поставить интересы воспитанника как формирующейся личности;
  • участники конфликта обладают различной степенью умений справляться со своими эмоциями, подчинять их разуму;
  • присутствие других воспитанников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает для них воспитательный характер;
  • всякая ошибка воспитателя, педагога при разрешении конфликтной ситуации порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие воспитанники, а также коллеги-педагоги, и руководители;
  • конфликт в деятельности воспитателя легче предупредить, чем успешно разрешить (“высший пилотаж” профессиональной педагогической деятельности).

Реакция детей и подростков, в силу личностных особенностей воспитанников реабилитационного центра, во многом определяется социальной незрелостью личности ребенка, наличием психического инфантилизма, примитивностью мотивационной сферы поведения, потребностей, искаженными формами воспитания в родительской семье, перенесенным в раннем детстве насилием как физического, так и психологического типа, усвоенными моделями асоциального поведения родителей.

Для успешного разрешения конфликтов личностные и возрастные особенности воспитанников социально-реабилитационного центра необходимо знать каждому сотруднику педагогического коллектива.

Существует взаимосвязь видов педагогических конфликтов от причин их обуславливающих (Приложение 1).

В целях профилактики конфликтных ситуаций сотрудникам педагогического состава необходимо придерживаться некоторых установок (Приложение 2).

Ключ к решению любого конфликта состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт как на задачу, которая должна быть решена, несмотря на преграды, как-то: боязнь выбора, недостаток информации, неопределенность, малая коммуникабельность и т.д.