Цели урока:
- Повторить и закрепить пословицы и высказывания о книгах и музыке, изученный лексический и грамматический материал.
- Развивать логическое мышление и память.
- Расширять кругозор учащихся, развивать их языковые, интеллектуальные и познавательные способности.
- Показать значимость чтения и музыки в жизни человека, формировать положительное отношение к книге и музыке.
- Учить работать в паре, группе или команде, вместе решать поставленные задачи и добиваться положительных результатов.
Оформление доски и класса:
- Портреты известных русских, английских и американских писателей и поэтов, известных композиторов.
- Высказывания и пословицы о книгах и чтении и о музыке.
- Иллюстрации к книгам и изображения нот.
- Проекты учащихся «Литературная Британия» и «Литературная Россия», «Музыкальная Британия» и «Музыкальная Россия».
Данный урок проводился в 9-м классе. Обучение ведется по учебнику Кузовлева В.П.
Ход урока
I. Урок начинается с оргмомента. С самой первой минуты урока фоном тихо звучит спокойная классическая музыка, композиции Поля Мориа или другая инструментальная музыка.
II. Урок начинается с фонзарядки. Учащиеся повторяют изученные высказывания и пословицы:
- Man cannot live by bread alone.
- Eat to live, not live to eat.
- Reading makes a full man /Fr. Bacon/
- Reading is to the mind what exercise is to the body /R. Steele/
- Wear the old coat and buy a new book.
- A room without books is a body without a soul
- Music makes a full man.
- Music is to the mind what exercise is to the body
Учащиеся по очереди читают и переводят все эти пословицы и высказывания, а затем отвечают на вопрос учителя: Whatarewegoingtotalkabouttoday?
St.1: Today we’ll talk about music.
St.2: We are going to talk about books and reading.
St.3: Today we’ll talk about music and books
и т.д.
Выслушав ответы учащихся, учитель подводит итог сказанному: Youareright. Today we are going to talk about music and books and their role in our life.
III. Во время первого задания учащиеся работают в группах. Каждая группа получает набор слов, выражений и предложений, которые были изучены при работе над темами «Books and Reading» и «Music» (Многие из этих выражений будут использоваться и при изучении других тем 9-го класса: «TV», «Newspapers and Magazines», «School Education»).
Задача учащихся – прочитать и перевести их.
Группа 1: torchy; catchy; complicated; passionate; unforgettable; to train one’s memory; the perfect way to relax; to be in the know of everything; to teach sbd to be wiser, kinder, nobler and braver; to make less mistakes in writing; to get a lot of interesting, useful and necessary information; It puts me in high/low spirits; It reflects one’s mood, emotions and feelings ; It is beauty in sounds.
Группа 2: tuneless; eloquent; breathtaking; to discover, to create, to imagine, to explore; both a pastime and a means of education; the perfect way to entertain; to make sbd think; to escape from everyday life problems; to learn a lot of interesting things; to broaden one’s outlook upon life; It provokes powerful and complex feelings in one’s hearts; It relaxes; It makes me cry; It makes sbd happy/sad.
Группа 3: romantic; sweet; melancholy; sentimental; overwhelming; fascinating; to widen one’s knowledge; to understand the beauty ant wisdom of the world; the greatest human property; to expand one’s vocabulary; to develop one’s mind and imagination; It makes us think of people and places we love; It evokes long forgotten events; It leaves sbd indifferent.
После того как учащиеся самостоятельно прочитали и перевели всю лексику по темам, учитель показывает карточки всему классу и учащиеся повторяют хором. Затем учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, используя эту лексику.
1. What cannot we live without?
St.1: We can’t live without love.
St.2: We can’t live without friends and friendship.
St.3: We can’t live without traveling.
St. 4: We can’t live without air and water.
St. 5: We can’t live without computers and mobile phones.
St. 6: We can’t live without books and music
и т.д.
2. What is more important for people than food?
St.1: We can’t live without bread but love is more important.
St.2: Sport is more important.
St.3: Family is more important than bread because man eat to live but not live to eat.
St. 4: We can’t live without bread, air and water but art, music and books are more important because they make a full man .
St.5: We can’t live without computers and mobile phones.
и т.д.
3. Why do people like music?
St.1: People like reading because books are the perfect way to relax and to entertain.
St.2: Reading books we get a lot interesting, useful and necessary information.
St.3: Books make us think.
St. 4: Reading expands our vocabulary and helps us to make less mistakes in writing.
St.5: Books help us to discover, to create, to imagine, to explore.
St. 6: Reading is both a pastime and a means of education.
и т.д.
4. What is music?
St.1: Music is rhythm and harmony.
St.2:Music is pleasing combinations of sounds.
St.3: Music is a language.
St. 4: Music is beauty in sounds.
St.5: Music develops our imagination.
и т.д.
5. What do music and books have in common?
St.1: Music and books are the greatest human property.
St.2:Music and books help to escape from everyday life problems
St.3: Music and books make a full man.
St. 4: Music and books help us to understand the beauty and wisdom of the world.
St.5: Music and books unite different people and generations.
и т.д.
6. What do you prefer: music or reading? Why?
St.1: I prefer music because it puts me in high spirits.
St.2: I like both because music and books help me to escape from everyday life problems
St.3: I like both too because music and books make a full man.
St. 4: I prefer reading because books help me to learn a lot of interesting things.
и т.д.
IV. Следующее задание - «Кто что написал?» Учащиеся работают в парах. Они получают конверт с фамилиями писателей и названиями книг:
Winnie-the-Pooh; White Fang; Robinson Crusoe ; Gulliver’s Travels; The Adventures of Tom Sawyer; Alice in Wonderland; The Invisible Man; The Adventures of Sherlock Holmes; Ivanhoe; The Lord of the Rings; Treasure Island
Alexander Milne (1882 - 1956); Daniel Defoe (1660 - 1731); Robert Louis Stevenson (1850 - 1894); J.L. Tolkien (1892 – 1973); Mark Twain (1835 – 1910);
Walter Scott (1771 – 1832); Lewis Carroll (1832 – 1898); Arthur Conan Doyle (1859 – 1930); Jonathan Swift (1667 – 1745); Herbert Wells (1866 – 1946); Jack London (1876 – 1916)
Задача учащихся – правильно и как можно быстрее распределить авторов и произведения. После этого учащиеся составляют предложения: … wrote «…» или «…» is written by …
Затем учащиеся составляют рассказ о любом из предложенных писателей:
… is a(n) famous/great/outstanding/well-known English/American writer/novelist.
… was born in …in… and died in …
…wrote historical novels
adventure books
detective stories
science fiction
fairy tales
His characters are brave/strong/strong-willed/noble/poor/good and bad people
mysterious creatures
Books by … are popular all over the world.
His books are translated into many languages.
People all over the world read books by …
Далее учащимся предлагается несколько музыкальных иллюстраций: песня В. Высоцкого «Этот рассказ мы с загадки начнем…» к сказке «Алиса в стране чудес», песня Винни-Пуха, увертюра к советскому кинофильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», песня М.Дунаевского «Леди Совершенство» из «Мэри Поппинс», два музыкальных фрагмента Алексея Рыбникова из мультфильма «Остров сокровищ». Задача учащихся – определить, к какой книге подходит эта музыка, и высказать свое отношение к услышанному.
St.1: I like Winnie-Pooh’s song because it puts me in high spirits
St.2: It evokes long forgotten time when I was a small child.
St.3: It makes me happy.
и т.д.
V. Следующий этап урока проводится по принципу игр «Угадай мелодию» и «Звездный час». Учащимся выдаются карточки с цифрами от 0 до 9, на доске (на экране) появляются фамилии всемирно-известных композиторов:
Учащимся предлагается прослушать несколько музыкальных фрагментов (мелодии взяты с диска «Музыка, пробуждающая мысли» к газете «Комсомольская правда») и поднять карточку с номером того композитора, чью музыку они услышали, а затем ответить на вопрос учителя Doyoulikethispieceofmusic? Why? Whynot?
St.1: I like this tune because it relaxes and puts me in high spirits.
St.2: I dislike this piece of music because it is too complicated for me.
St.3: I do like this tune because music by Tchaikovsky is really beauty in sounds, it is catchy and makes me happy.
St.4: I don’t like this piece of music because it is very melancholy and it makes me cry.
St.5: I don’t like this tune because it leaves me indifferent.
St.6: I like this tune because it reflects my feelings and emotions.
St.7: I don’t like this tune because I hate jazz.
и т.д.
После этого, если позволяет время, можно предложить ребятам прослушать предложения учителя и поднять карточки с номером того композитора, о котором идет речь, например:
- He composed a lot of musicals.
- His music will live forever.
- His music is classics in jazz.
- He was deaf but he composed a lot of eloquent music.
- He is famous for his fascinating operas and ballets.
- He began to compose music in his early childhood
и т.д.
VI. В следующем задании учащимся предлагается сыграть в игру. На доску вывешивается игровое поле с двенадцатью клетками . В каждую клетку вписано выражение по изученным темам. Играть можно парами или группами. Правила игры такие же, как для многих настольных игр. Каждая пара или группа получает игральный кубик ( чтобы игра не закончилась очень быстро и чтобы у учащихся была возможность повторить как можно больше выражений, максимальное количество очков на кубиках – три) и фишку (я просто использовала разноцветные магнитики). Пары (группы) по очереди бросают кубик и двигаются на столько клеточек, сколько очков выпало на кубику. Попав на ту или иную клеточку, пара (группа) читает, переводит выражение и составляет с ним предложение по теме.
После того как все поле пройдено, парам (группам) предлагается составить рассказ про книги и чтение или музыку.
VII. И последнее задание урока – используя все слова, выражения и предложения, которые были задействованы на уроке, учащиеся должны составить рассказ про ТВ. Для этого они должны заполнить следующую диаграмму:
В центральный кружочек учащиеся вписывают слово TV, а в остальные любые предложения про ТВ. У учащихся должно получиться нечто подобное:
VIII. В конце урока учитель подводит итоги всему сказанному и еще раз обращает внимание учащихся на то, что не хлебом единым жив человек. Учитель ставит учащимся оценки за работу на уроке.
P.S. У меня данный урок занял 90 минут, так что при планировании урока можно от части материала отказаться или что-то сократить, или разделить весь материал на несколько уроков.