Задачи:
- Развивать умение пересказывать подробно содержание рассказа по плану и ключевым словам.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать интерес к родному языку.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, фильм о Санкт-Петербурге (фрагмент 3 минуты).
Ход урока
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
I. Организационный моментII. Введение в речевую ситуацию |
|
– Я думаю, это о Петре I . – Он построил город на болоте – Петербург. – Создал армию и флот. – Появился картофель в России – заслуга Петра I – Он стал первым императором, наше государство стали называть империей. – Учил студентов за границей. – С XVIII века ввел новый календарь (Раньше Новый год начинался с 1 сентября, а при ПетреI – с 1 января) |
– Ребята, мы сейчас посмотрим фрагмент фильма, а вы постарайтесь догадаться о ком идет речь. (Учитель показывает фрагмент документального фильма) – Совершенно верно (учитель вывешивает портрет Петра I) – Ребята, а что вы можете о нем рассказать? – Молодцы, вы много знаете о Петре I. |
III. Создание проблемной ситуации |
|
(Несколько человек поднимают руки) – Создал флот и армию – Ввел новый календарь – Старался, чтобы наше государство не отставало от иностранных государств – Создал первые школы – Часто был примером в работе – царь, а имел мозоли на руках |
– Эпиграфом нашего урока мы возьмем слова А.С.Пушкина “Люблю тебя, Петра творенье…” (слова написаны на доске) – А.С.Пушкин называл Санкт-Петербург творением Петра. А кто из вас бывал в этом городе? – Учитель вывешивает картину с изображением памятника (Петр I на коне – Медный всадник). -Ребята, как вы думаете, почему люди поставили ему памятники в разных городах? За что мы благодарны ему? – А вы, в наше время, за что можете быть благодарны Петру I? – Проверим ваши гипотезы, предположения. |
IV. Сообщение темы урока |
|
– Составить план – Написать ключевые слова – Пересказать по плану – Обратить внимание на орфограммы – Написать текст |
– Сегодня мы пишем изложение по тексту “Первые школы” – Давайте вспомним алгоритм написания изложения. |
V. Анализ текста |
|
Текст о том, как были открыты первые школы и какие трудности встретились при этом. В тексте говорится о том, что первые школы открывались благодаря Петру I. |
– Учитель читает текст. – О чем текст? – Почему так называется? – Как данный текст связан с эпиграфом урока? |
VI. Чтение по предложениям и смысловое комментирование |
|
Дети читают по одному предложению и объясняют непонятные слова, фразы. |
Учитель помогает по необходимости. |
VII. Чтение по абзацам.На доске и в тетрадях появляется запись: План
|
Ключевые слова (одновременно идет работа над орфографическим написанием слов) Буквы, цифры, грамматика, арифметика, география. Открылась, ребята не идут, отцы не верят. Рассердился, воевода, государю напишу, велел. Привыкли, неделя, смирились, пишут, слушают, доволен, складывают. Тула, решил зайти, похвалил, худо без знающих людей. |
VIII. Определение типа текста |
|
Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение… А этот текст повествование, так как рассказывает об открытии школ, здесь много глаголов. |
Какие типы текстов вы знаете? А данный текст к какому типу текстов относится и почему? |
IX. Пересказ текста |
|
1 – 2 ученика пересказывают, используя ключевые слова, план. |
|
X. Написание текстаДети пишут текст 10 – 15 минут. |
|
В конце урока 1 -2 ученика зачитывают изложения. Изложение Алексеевой Марины: Во времена Петра I открываются на Руси первые школы. Дети изучают там буквы, цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией. Приехал в школу учитель, а дети не приходят. Отцы их не пускают, не верят в пользу учения. Рассердился учитель, пошел к воеводе и закричал: “Что, не хочешь помочь. Я тогда самому государю напишу”. Испугался воевода, велел солдатам с ружьями детей в школу вести. Прошла неделя, привыкли дети. Да и отцы смирились. Пишут дети буквы, складывают цифры. Сами теперь в школу бегают. Доволен учитель. Как-то раз ехал в Тулу через Серпухов Петр I. Решил он в зайти в школу. Пришел в класс, а там детей полным – полно. Похвалил их царь и сказал: “Школы нам нужны. Смерть России без грамотных людей”. |
|
XI. Итог |
|
Большие преобразования осуществил Петр I в просвещении. По приказу царя были открыты морская, артиллерийская, медицинская школы. В городах было открыто 40 начальных школ, где учили детей от 10 до 15 лет (а сегодня от 7 до 11 лет) чтению, письму, арифметике. Обучение считалось подготовкой к государственной службе. Дворянские сыновья не могли получить чина, не могли жениться, не сдав установленный экзамен. |
|
XII. Связь с современными школамиВ школе можно узнать много нового и интересного, здесь мои друзья, в школе мне нравится… |
Ребята, а как вы относитесь к обучению в школе? А я тоже когда–то училась в школе… Учитель показывает свои школьные фотографии, делится отношением к школе: я выбрала профессию – учитель и об этом не жалею. |
XIII. РефлексияПонравилось писать изложение. Хотелось бы чаще их писать. Узнал, что раньше дети не хотели учиться, а отцы не верили в пользу учения. А сейчас мы с удовольствием ходим в школу. Современные дети идут в школу умеют читать, немного считать. А раньше, при Петре I, не знали даже букв. |
Что понравилось на уроке? Что нового узнали? |