Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” первыми педагогами ребенка являются его родители. Конвенция о правах ребенка (ст.18), принятая Организацией Объединенных Наций, провозглашает: родители несут основную, общую и одинаковую ответственность (оба родителя) за воспитание и развитие ребенка, а государство оказывает им надлежащую помощь. Эти документы закрепляют права родителей на своих детей и повышают их ответственность за воспитание сына или дочери.
О повышении внимания педагогической общественности к роли семьи в духовном росте детей свидетельствует выделение в воронежской региональной концепции воспитательной деятельности в образовательных учреждениях “Я и Семья”. Основными задачами его являются воспитание родственных чувств, взаимопонимания, чувства долга, ответственности, заботы о близких, умения разрешать конфликтные ситуации в семье, решать экономические проблемы семьи – планирование семейного бюджета, установка на совместную жизнь.
Кроме упомянутого направления “Я и Семья”, в концепции содержатся и другие направления деятельности: “Я и Отечество”, “Я – Человек”, “Я и Мир знаний”, “Я и Природа”. Как показала практика, без привлечения родителей к участию в образовательном процессе педагогическому коллективу трудно добиться серьезных успехов. Необходимо активное включение в образовательный процесс родителей школьников. Однако уверенности в том, что они достаточно подготовлены к этому участию, нет.
Решение столь ответственной проблемы ложится на плечи педагогов и воспитателей. Вот почему важнейшей задачей каждого педагогического коллектива по улучшению воспитания подрастающего поколения является организация массового педагогического всеобуча родителей. Необходимо объединять усилия школы и семьи, выработать единство требований к детям, повысить педагогическую культуру родителей.
Педагогический всеобуч может включать в себя следующие формы:
– школы родительского всеобуча (по классный всеобуч) – во многих школах занятия организуются по параллельным классам и совмещаются по срокам с проведением классных родительских собраний. Именно в классе с учетом особенностей учащихся для родителей организуются беседы, обмен опытом семейного воспитания, разбор педагогических ситуаций. С родителями неуспевающих школьников проводятся индивидуальные и групповые консультации по оказанию помощи детям в подготовке домашних заданий, даются советы и рекомендации по предупреждению негативных поступков детей. Такое совмещение повышает эффективность педагогического всеобуча и родительских собраний и позволяет избежать перегрузки родителей и учителей;
– школы родительского актива, главная задача которых – работа с председателями школьного и классных родительских комитетов по повышению педагогической культуры родителей; информирование родителей об основных задачах, стоящих перед школой и семьей по выполнению Закона Российской Федерации “Об образовании”;
Педагогические лектории для обучения шефов трудновоспитуемых подростков, наставников, ведущих работу с неблагополучными семьями в форме специальных семинаров по основам педагогики и возрастной психологии, формам и методам работы;
– родительские собрания общешкольные (два-три раза в год) и классные (не реже одного раза в четверть). Родительские собрания, особенно классные, эффективны только тогда, когда итоги развития детей, выполнения ими образовательных стандартов за определенный учебный период рассматриваются через актуальную психолого-педагогическую проблему воспитания детей в семье, отвечающую возрастным особенностям детей и получению родителями необходимых знаний по педагогике, психологии, конкретным методам воспитания детей.
Результативность родительских собраний, занятий в системе педагогического всеобуча во многом зависит от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка собрания, занятия, от разнообразия форм и методов их проведения, от своевременного извещения родителей о дне и повестке собрания, теме занятия. В этой связи все вопросы воспитания учащихся перед вынесением на общешкольное или классное собрание целесообразно рассматривать на заседании родительского комитета. Здесь же обсуждаются формы проведения собрания, обмена мнениями по рассматриваемой проблеме, проект решения, сроки выполнения и определяются ответственные лица.
При проведении родительских собраний следует избегать жалоб учителей на плохую дисциплину учащихся во время уроков и перемен и т.д., т.е. тех вопросов, решение которых зависит от педагогов, воспитателей или от ученического самоуправления, не предъявлять родителям невыполнимых требований.
Одним из непременных условий повышения качества педагогического просвещения родителей является тщательное и глубокое изучение социального состава родителей, анализ нравственных и психологических процессов, происходящих в семье.
Формы изучения состава слушателей самые разнообразные: личные беседы, анкетирование, тестирование, экскурсии, участие в конкурсах и т.п.
При посещении семей, встрече с родителями, педагогам и воспитателям следует в непринужденной обстановке, в тактичной форме выяснить и понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми, друг с другом, семейные традиции, какова педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка).
В школе необходимо иметь сведения о неблагополучных, трудных и неполных семьях, родителях, не занимающихся воспитанием детей и недостаточно уделяющих внимание воспитанию детей, находящихся под опекой и попечительством.
Все это позволит администрации школы и учителям осуществлять педагогическое просвещение родителей дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей влияния семьи на воспитание детей, наиболее эффективно вырабатывать совместно с родителями единый подход к воспитанию детей, а также оказывать необходимую помощь прежде всего тем семьям, которые нуждаются в индивидуальной и систематической педагогической помощи.
Отношения в системе “школа-семья-учащийся” должны строится в соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и активном участии родителей.
Классным руководителям необходимо вести журнал посещаемости родителей, список постоянного состава слушателей по форме: фамилия, имя, отчество родителя, образование, возраст, программа занятия с указанием темы, лектор, отметка о посещении.
Занятия необходимо строить таким образом, чтобы родители как бы переходили со своими детьми из класса в класс, осваивая систематический курс по педагогике, возрастной психологии, методам и приемам воспитания детей.
Индивидуальные беседы помогают учителям, классным руководителям, воспитателям и администрации школы установить непосредственный контакт с каждым членом семьи, добиться большего взаимодействия в поиске путей совместного влияния на ребенка, позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы семейного воспитания. Во время беседы учитель должен заранее продумать форму общения, назначить удобное для родителей время и место, дать родителям не только совет, но и подсказать, как его выполнить, предостеречь от неверных шагов. Беседуя с родителем с глазу на глаз, можно сказать о сокровенном, поделиться тем, о чем по неопределенным причинам неудобно говорить на собрании.
Консультации групповые и индивидуальные приносят заметную пользу. Педагоги и воспитатели должны не столько учить, сколько советоваться, вместе с родителями искать пути устранения ошибок, недостатков. Чаще используйте “Давайте посоветуемся…”, “Считаю, что необходимо поступить вот так… А как вы думаете?”, “А как ваше мнение?” – такое обращение вызывает у родителей стремление участвовать в воспитании, возбуждает мышление.
Тактика поведения педагога, воспитателя, посещающего семью трудного ученика и желающего улучшить отношения с ним и его родителями, может содержать примерно шесть этапов развития контактного взаимодействия.
Первый этап – “Накопление согласий”. Целью его является преодоление психологических барьеров, снятия напряжения в общении. Учителю и воспитателю нужно выбрать время посещения, продумать условия, позволяющие преодолеть барьеры настороженности, тревоги, страха, сверхконтроля. Так, для беседы можно выбрать нейтральную тему, в процессе ее необходимо избегать спорных вопросов (желательно ненавязчиво что-то посоветовать, не настаивать на ответах и т.д.). Этап считается успешно пройденным, если удается добиться внутреннего согласия с родителями.
Второй этап – “Поиск совпадающих интересов”. Цель его – построение первичной общности (приближение к “мы”). Необходимо создать тяготение к общению друг с другом (родителей и педагогов, воспитателей) на основе положительных эмоций, найти общий очаг интереса, например общий интерес к каким-либо увлечениям собеседников, к одной теме, привлекательной для обеих сторон. Результат этапа будет успешен, если удастся вызвать заинтересованность, снять недоверие, вступить в контакт.
Третий этап – “Принятие качеств и принципов”. Педагог должен построить тактику своего педагогического поведения с опорой не только на интересы, но и на качества личности. В этом случае важно дать возможность родителям предстать в выгодном для них свете, проявить “желаемое качество”, избегать негативного разговора, добиться ощущения взаимопонимания, готовности к принятию личностных особенностей.
Четвертый этап – “Выяснение качеств, опасных для общения”. Этот этап становится началом дискуссии, позволяющей педагогу или воспитателю более полно выяснить обстановку воспитания. Вы можете начать высказывать сомнения, пойти на преувеличение достоинств собеседников и т.д. В итоге у родителей должно появиться стремление к открытому, откровенному разговору.
Пятый этап – “Реализация индивидуального подхода”. Здесь главной целью является возбуждение стремлений к изменениям. Главными педагогическими приемами становятся подчеркивание совместимости (“Сейчас решим”), критические замечания, но с минимумом назидательности, предупредительные меры (“Я скажу, но вы не обижайтесь”), возбуждение стремлений к изменениям.
Шестой этап – “Эффективное сотрудничество”. Он направлен на выработку совместных решений педагога и родителей, на выражение общего прогноза о дальнейшей учебе и поведении ребенка. Педагог или воспитатель обращается к родителям за советом, внося предложения о совместном решении на основе предсказания ожидаемого. В итоге происходит согласование намерений и действий педагога, воспитателя и родителей.