Экскурсия и музейное занятие являются ведущими формами культурно-образовательной деятельности в музее. В то же время они являются основными формами работы с воспитанниками детского сада. В музее возникает необходимость насыщенного диалога, поскольку предметом общения становятся культурные ценности, одинаково значимые как для аудитории, так и для того, кто принимает на себя роль руководителя, посредника.
Одной из нетрадиционных форм работы с детьми в нашем дошкольном учреждении стали: детский интерактивный музей и “Школа экскурсоводов”.
Интерактивный музей детского сада “Земляничка” предусматривает познавательную, речевую, эмоциональную и тактильную активность детей.
Главным орудием общения является речь. Работа над грамотной, выразительной речью, над воспитанием культуры общения проводится и в рамках “Школы экскурсоводов”. Музейные занятия в “Школе экскурсоводов” являются продолжением ознакомления детей с миром волшебных слов, с правилами речевого этикета. Искусство красиво говорить, пользоваться разными формами приветствий, прощания, выражения благодарности и просьбы, образными словами и выражениями, пользоваться силой и интонацией голоса, выдерживать паузы, задавать вопросы, кратко и понятно отвечать на них – важное достоинство экскурсовода, все это притягивает слушателей, заставляет ловить каждое слово.
Не менее важным является использование в разговоре невербальных средств общения: мимики, жестов. Живая мимика, умение красиво двигаться, пользоваться вежливыми словами, говорить комплименты обеспечивают приятное впечатление и располагают к дальнейшему общению.
Авторитет экскурсовода зависит и от его эрудиции, глубокого знания темы – предмета разговора. Поэтому особое внимание следует уделить подбору информации для будущей экскурсии, которая должна быть краткой, понятной, интересной. Для экскурсовода – дошкольника эта информация должна укладываться в несколько фраз. Каждый ребенок раскрывает содержание 1-2 стендов экспозиции. Воспитатель-главный экскурсовод – связующее звено между рассказами детей.
Музейные занятия способствуют формированию:
1) умений социально-коммуникативной компетентности:
- умение получать необходимую информацию в общении.
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, проявить доброжелательность по отношению к другим.
- умение вести диалог с взрослыми и сверстниками.
- умение спокойно отстаивать свое мнение, излагать свои мысли логично, последовательно.
- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других детей.
- умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать).
- умение понимать необходимость и желание выполнять нормы и правила этичного поведения.
2) умений технологической компетентности:
- умение планировать этапы своей деятельности;
- умение понимать и принимать задание и предложения взрослого;
- умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;
- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результата.
В музейных занятиях в рамках “Школы экскурсоводов” нашло свое применение и технология проблемного обучения.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок решает трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам искать новые знания и открывать способы их нахождения.
При создании и решении проблемной ситуации на занятиях применяются такие методические приемы:
1-й этап - создание противоречия или затруднения в решении того или иного задания; формулирование проблемного вопроса; присвоение детьми проблемы.
2-й этап - актуализация прежних знаний с помощью наводящих вопросов: “Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?”, “Где об этом мы можем узнать?”. Дети вспоминают ранее полученные знания. Помогают им в этом копилки знаний, схемы, памятки, модели.
На 3-м этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в освоении новых способов решения проблем, ранее неизвестных детям: расшифровка, составлении новых текстов на основе схемы, модели алгоритма. Решая проблемную ситуацию, мы с детьми излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос.
4-й этап решения проблемы – проверка гипотезы с помощью наблюдений, рассуждений, разных источников знаний. Это - словари, энциклопедии, видео, фотоматериалы.
И в конце занятия происходит реализация найденного решения в разных видах деятельности - это 5-й этап.
Решение проблемных ситуаций на этих занятиях способствует формированию умений информационной компетентности:
- умение ориентироваться в источниках информации (книги, телевидение, видеофильмы и т.д.);
- умение делать выводы из полученной информации;
- умение задавать вопросы на интересующую тему;
- умение получать информацию, используя некоторые источники.
Предлагаю конспект музейного занятия с технологией проблемного обучения в рамках “Школы экскурсоводов” на тему: “Таинственные письмена”.
Программное содержание:
- углублять знания детей о способах передачи информации.
- учить осознавать проблему и принимать активное участие в совместном обсуждении нахождения путей её решения, пользуясь алгоритмом решения проблемной ситуации;
- развивать умение конкретизировать, обобщать, делать выводы.
- развивать мышление, познавательный интерес к изучению родного языка.
- упражнять детей в использовании доказательной речи.
- воспитывать интерес к прошлому – истории возникновения языка, чувство удовлетворения от самостоятельно добытых знаний.
Материал: глиняная дощечка, алгоритм решения проблемной ситуации, копии зашифрованных слов, фломастеры, зашифрованная пословица.
Словарная работа: экспонат, зашифрованное послание, расшифровка.
I. Постановка проблемы | - Ребята, мы снова с вами в нашем
детском музее. У меня для вас замечательная
новость: в наш музей археологи передали в
качестве нового экспоната свою находку - вот эту
глиняную дощечку. На ней зашифровано тайное
послание. -Что значит, тайное? (Неизвестное, загадочное) - Что значит зашифровано? (Мпрятано, загадано) - Вам хотелось бы узнать содержание этого послания? (Да) - Что для этого надо сделать? - Послание зашифровано, значит, его надо расшифровать. - Мы знаем, как нам его разгадать, расшифровать, прочитать? (Нет) - Это трудный вопрос, поэтому я предлагаю отправиться в путешествие в “Город языковедов”. |
II. Актуализация знаний | Обращаемся к схеме решения
проблемы. - Что же мы сегодня должны узнать во время путешествия в “Городе языковедов”. - Какая проблема перед нами стоит? (Дети повторяют проблемный вопрос). - Чтобы решить наш трудный вопрос - как расшифровать тайные письмена: - надо вспомнить, что мы знаем о том, как передавали и передают люди информацию; - надо исследовать наш новый экспонат; - предложить свой ответ, разгадку; - проверить свое предположение. ? —> Вспомни —> Подумай и найди —> Проверь —> Сделай вывод —> ! - Итак, вы готовы? Тогда, в путь. - Как можно прочитать послание, информацию на глиняной дощечке? Итак, перед нами сообщение, которое нужно расшифровать. - Интересно, что означает слово “информация”? Где мы можем это узнать? Работа со словарем: “Информация – это сведение о чем-нибудь, оповещение, сообщение”. - Чтобы решить эту проблему, нам нужно в ней разобраться. - Прежде всего, давайте мы с вами вспомним, как люди раньше передавали сообщения друг другу? (Они рисовали на камнях фигурки-символы, а каждый символ имел определенное значение; завязывали узелки, т.е. писали узелковые письма; затем рисовали какие-то крючки, значки на пергаменте, на бересте, на глиняных дощечках, на папирусе). - Как передают свои мысли, знания, информацию друг другу современные люди? (Символы: письма, телефон, интернет, электронная почта…) - Теперь вернёмся к нашей глиняной дощечке. - С помощью чего нам передали информацию на глиняной дощечке? (С помощью римских цифр). - Возможно, информация зашифрована римскими цифрами. |
III. Выдвижение гипотез | Давайте теперь подумаем,
какой ключ подобрать к расшифровке этого
послания. Для этого нам нужно исследовать послание
на дощечке. - Что интересного, кроме римских цифр вы заметили? (Линии) - Что можно предположить? О чём эти линии говорят? (Как и в любом письме, возможно эти линии разделяют… одно слово от другого). - Значит, сколько слов на дощечке? (3 слова) - Сравним эти зашифрованные по нашим предположениям слова. - Как расположены цифры? По порядку? (Нет) - Встречаются ли одинаковые цифры? (Да, они повторяются) - Повторение цифр меня натолкнуло на такую мысль: цифры повторяются так, как повторяются в словах… (буквы). - Мы с вами учимся читать. Скажите, повторяются ли буквы в словах? - Что можно предположить? (Каждая цифра обозначает какую-то букву). - Надо узнать, какая цифра обозначает какую букву. Для этого нам нужен ключ к открытию этой тайны. - Где же нам его взять? (Вертит в руках табличку, переворачивает и находит на обратной стороне записку). - Как вы думаете, она вам ни о чём не говорит? (Каждая цифра обозначает букву). - Я думаю, это и есть секрет нашего послания, это нам с вами подсказка. Вы согласны со мной? - Дощечку мы исследовали, а теперь поняли, что каждая цифра обозначает букву. |
IV. Проверка знаний | - Теперь нам нужно проверить,
верно ли наше предположение. - Для того, чтобы проверить, мы поработаем в парах. - У меня есть копии зашифрованных слов. Выбирайте. (Дети расшифровывают слова) - Получилось ли у вас слово? Прочитайте! - Верна наша догадка, что каждая цифра – это буква. (Да, верно) - Если наше предположение было бы неверным, что было бы тогда? (Получился бы набор букв) - Выложим на дощечку полученные слова. - Итак, какая запись получилась у нас на дощечке? (Колокол, пламя, человек) - Какой вывод мы сделаем? Как было зашифровано послание? (С помощью римских цифр) - Наше предположение о том, что каждая цифра обозначает букву, было верным? - Ребята, смогли мы разгадать послание на глиняной дощечке? - Ответили мы на трудный вопрос? - Как мы прочли послание на глиняной дощечке? (Мы расшифровали) |
V. Введение в систему знаний | - Интересное послание – колокол,
человек, пламя. Что-то, наверное, у них есть общее.
Что есть и у человека, и у пламени, и у колокола?
(Язык) - Ребята, мне кажется, эта дощечка не случайно попала в наш музей. - Почему, как вы думаете? (Наш музей называется “Земляничкины языковеды”) - Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Поэтому однажды у нас и появилась идея – организовать в нашем музее выставку, посвященную языкознании. - И я считаю, что этот экспонат достоин занять место в нашем музее. - Ребята, мы сегодня научились расшифровывать зашифрованные слова. Поэтому я предлагаю вам расшифровать еще несколько слов. (дети получают зашифрованные слова из сундучка). Экскурсоводы выкладывают расшифрованные слова в виде пословицы: “Не спеши языком – торопись делом”. - Что обозначает эта пословица? Итог занятия. |