Компетентностный подход в работе "Школы экскурсоводов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Экскурсия и музейное занятие являются ведущими формами культурно-образовательной деятельности в музее. В то же время они являются основными формами работы с воспитанниками детского сада. В музее возникает необходимость насыщенного диалога, поскольку предметом общения становятся культурные ценности, одинаково значимые как для аудитории, так и для того, кто принимает на себя роль руководителя, посредника.

Одной из нетрадиционных форм работы с детьми в нашем дошкольном учреждении стали: детский интерактивный музей и “Школа экскурсоводов”.

Интерактивный музей детского сада “Земляничка” предусматривает познавательную, речевую, эмоциональную и тактильную активность детей.

Главным орудием общения является речь. Работа над грамотной, выразительной речью, над воспитанием культуры общения проводится и в рамках “Школы экскурсоводов”. Музейные занятия в “Школе экскурсоводов” являются продолжением ознакомления детей с миром волшебных слов, с правилами речевого этикета. Искусство красиво говорить, пользоваться разными формами приветствий, прощания, выражения благодарности и просьбы, образными словами и выражениями, пользоваться силой и интонацией голоса, выдерживать паузы, задавать вопросы, кратко и понятно отвечать на них – важное достоинство экскурсовода, все это притягивает слушателей, заставляет ловить каждое слово.

Не менее важным является использование в разговоре невербальных средств общения: мимики, жестов. Живая мимика, умение красиво двигаться, пользоваться вежливыми словами, говорить комплименты обеспечивают приятное впечатление и располагают к дальнейшему общению.

Авторитет экскурсовода зависит и от его эрудиции, глубокого знания темы – предмета разговора. Поэтому особое внимание следует уделить подбору информации для будущей экскурсии, которая должна быть краткой, понятной, интересной. Для экскурсовода – дошкольника эта информация должна укладываться в несколько фраз. Каждый ребенок раскрывает содержание 1-2 стендов экспозиции. Воспитатель-главный экскурсовод – связующее звено между рассказами детей.

Музейные занятия способствуют формированию:

1) умений социально-коммуникативной компетентности:

- умение получать необходимую информацию в общении.

- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, проявить доброжелательность по отношению к другим.

- умение вести диалог с взрослыми и сверстниками.

- умение спокойно отстаивать свое мнение, излагать свои мысли логично, последовательно.

- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других детей.

- умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать).

- умение понимать необходимость и желание выполнять нормы и правила этичного поведения.

2) умений технологической компетентности:

- умение планировать этапы своей деятельности;

- умение понимать и принимать задание и предложения взрослого;

- умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;

- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результата.

В музейных занятиях в рамках “Школы экскурсоводов” нашло свое применение и технология проблемного обучения.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок решает трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам искать новые знания и открывать способы их нахождения.

При создании и решении проблемной ситуации на занятиях применяются такие методические приемы:

1-й этап - создание противоречия или затруднения в решении того или иного задания; формулирование проблемного вопроса; присвоение детьми проблемы.

2-й этап - актуализация прежних знаний с помощью наводящих вопросов: “Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?”, “Где об этом мы можем узнать?”. Дети вспоминают ранее полученные знания. Помогают им в этом копилки знаний, схемы, памятки, модели.

На 3-м этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в освоении новых способов решения проблем, ранее неизвестных детям: расшифровка, составлении новых текстов на основе схемы, модели алгоритма. Решая проблемную ситуацию, мы с детьми излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос.

4-й этап решения проблемы – проверка гипотезы с помощью наблюдений, рассуждений, разных источников знаний. Это - словари, энциклопедии, видео, фотоматериалы.

И в конце занятия происходит реализация найденного решения в разных видах деятельности - это 5-й этап.

Решение проблемных ситуаций на этих занятиях способствует формированию умений информационной компетентности:

- умение ориентироваться в источниках информации (книги, телевидение, видеофильмы и т.д.);

- умение делать выводы из полученной информации;

- умение задавать вопросы на интересующую тему;

- умение получать информацию, используя некоторые источники.

Предлагаю конспект музейного занятия с технологией проблемного обучения в рамках “Школы экскурсоводов” на тему: “Таинственные письмена”.

Программное содержание:

- углублять знания детей о способах передачи информации.

- учить осознавать проблему и принимать активное участие в совместном обсуждении нахождения путей её решения, пользуясь алгоритмом решения проблемной ситуации;

- развивать умение конкретизировать, обобщать, делать выводы.

- развивать мышление, познавательный интерес к изучению родного языка.

- упражнять детей в использовании доказательной речи.

- воспитывать интерес к прошлому – истории возникновения языка, чувство удовлетворения от самостоятельно добытых знаний.

Материал: глиняная дощечка, алгоритм решения проблемной ситуации, копии зашифрованных слов, фломастеры, зашифрованная пословица.

Словарная работа: экспонат, зашифрованное послание, расшифровка.

I. Постановка проблемы - Ребята, мы снова с вами в нашем детском музее. У меня для вас замечательная новость: в наш музей археологи передали в качестве нового экспоната свою находку - вот эту глиняную дощечку. На ней зашифровано тайное послание.

-Что значит, тайное? (Неизвестное, загадочное)

- Что значит зашифровано? (Мпрятано, загадано)

- Вам хотелось бы узнать содержание

этого послания? (Да)

- Что для этого надо сделать?

- Послание зашифровано, значит, его надо расшифровать.

- Мы знаем, как нам его разгадать, расшифровать, прочитать? (Нет)

- Это трудный вопрос, поэтому я предлагаю отправиться в путешествие в “Город языковедов”.

II. Актуализация знаний Обращаемся к схеме решения проблемы.

- Что же мы сегодня должны узнать во время путешествия в “Городе языковедов”.

- Какая проблема перед нами стоит? (Дети повторяют проблемный вопрос).

- Чтобы решить наш трудный вопрос - как расшифровать тайные письмена:

- надо вспомнить, что мы знаем о том, как передавали и передают люди информацию;

- надо исследовать наш новый экспонат;

- предложить свой ответ, разгадку;

- проверить свое предположение.

? —> Вспомни —> Подумай и найди —> Проверь —> Сделай вывод —> !

- Итак, вы готовы? Тогда, в путь.

- Как можно прочитать послание, информацию на глиняной дощечке? Итак, перед нами сообщение, которое нужно расшифровать.

- Интересно, что означает слово “информация”? Где мы можем это узнать?

Работа со словарем: “Информация – это сведение о чем-нибудь, оповещение, сообщение”.

- Чтобы решить эту проблему, нам нужно в ней разобраться.

- Прежде всего, давайте мы с вами вспомним, как люди раньше передавали сообщения друг другу? (Они рисовали на камнях фигурки-символы, а каждый символ имел определенное значение; завязывали узелки, т.е. писали узелковые письма; затем рисовали какие-то крючки, значки на пергаменте, на бересте, на глиняных дощечках, на папирусе).

- Как передают свои мысли, знания, информацию друг другу современные люди? (Символы: письма, телефон, интернет, электронная почта…)

- Теперь вернёмся к нашей глиняной дощечке.

- С помощью чего нам передали информацию на глиняной дощечке? (С помощью римских цифр).

- Возможно, информация зашифрована римскими цифрами.

III. Выдвижение гипотез Давайте теперь подумаем, какой ключ подобрать к расшифровке этого послания. Для этого нам нужно исследовать послание на дощечке.

- Что интересного, кроме римских цифр вы заметили? (Линии)

- Что можно предположить? О чём эти линии говорят? (Как и в любом письме, возможно эти линии разделяют… одно слово от другого).

- Значит, сколько слов на дощечке? (3 слова)

- Сравним эти зашифрованные по нашим предположениям слова.

- Как расположены цифры? По порядку? (Нет)

- Встречаются ли одинаковые цифры? (Да, они повторяются)

- Повторение цифр меня натолкнуло на такую мысль: цифры повторяются так, как повторяются в словах… (буквы).

- Мы с вами учимся читать. Скажите, повторяются ли буквы в словах?

- Что можно предположить? (Каждая цифра обозначает какую-то букву).

- Надо узнать, какая цифра обозначает какую букву. Для этого нам нужен ключ к открытию этой тайны.

- Где же нам его взять? (Вертит в руках табличку, переворачивает и находит на обратной стороне записку).

- Как вы думаете, она вам ни о чём не говорит? (Каждая цифра обозначает букву).

- Я думаю, это и есть секрет нашего послания, это нам с вами подсказка. Вы согласны со мной?

- Дощечку мы исследовали, а теперь поняли, что каждая цифра обозначает букву.

IV. Проверка знаний - Теперь нам нужно проверить, верно ли наше предположение.

- Для того, чтобы проверить, мы поработаем в парах.

- У меня есть копии зашифрованных слов. Выбирайте. (Дети расшифровывают слова)

- Получилось ли у вас слово? Прочитайте!

- Верна наша догадка, что каждая цифра – это буква. (Да, верно)

- Если наше предположение было бы неверным, что было бы тогда? (Получился бы набор букв)

- Выложим на дощечку полученные слова.

- Итак, какая запись получилась у нас на дощечке? (Колокол, пламя, человек)

- Какой вывод мы сделаем? Как было зашифровано послание? (С помощью римских цифр)

- Наше предположение о том, что каждая цифра обозначает букву, было верным?

- Ребята, смогли мы разгадать послание на глиняной дощечке?

- Ответили мы на трудный вопрос?

- Как мы прочли послание на глиняной дощечке? (Мы расшифровали)

V. Введение в систему знаний - Интересное послание – колокол, человек, пламя. Что-то, наверное, у них есть общее. Что есть и у человека, и у пламени, и у колокола? (Язык)

- Ребята, мне кажется, эта дощечка не случайно попала в наш музей.

- Почему, как вы думаете? (Наш музей называется “Земляничкины языковеды”)

- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Поэтому однажды у нас и появилась идея – организовать в нашем музее выставку, посвященную языкознании.

- И я считаю, что этот экспонат достоин занять место в нашем музее.

- Ребята, мы сегодня научились расшифровывать зашифрованные слова. Поэтому я предлагаю вам расшифровать еще несколько слов. (дети получают зашифрованные слова из сундучка).

Экскурсоводы выкладывают расшифрованные слова в виде пословицы: “Не спеши языком – торопись делом”.

- Что обозначает эта пословица?

Итог занятия.