Цель: Развитие познавательного интереса, чувства патриотизма, эстетического вкуса.
Задачи:
- Познакомить с древними городами нашей Родины и их достопримечательностями.
- Дать представление о значимости каждого древнего города для России.
- Учить правильной, точной речи.
Проблемный вопрос: Почему древние русские города названы “Золотое кольцо России”?
Варианты ответа:
- Это самые красивые города России.
- Это самые древние города России. Здесь очень много памятников старины, которые дороги русскому народу.
- Все эти города расположены по кольцевому маршруту.
Во Владимире есть памятник старины - Золотые ворота.
Оптимальный вариант: Это самые древние города России. В них очень много памятников старины, которые дороги русскому народу. Все эти города расположены по кольцевому маршруту. Это самые красивые города России. Во Владимире есть памятник старины- Золотые ворота.
Тезис: Нет в мире краше Родины нашей. (Пословица)
Ход урока
1. Учитель читает стихотворение о Родине Н.Рубцова “Душа хранит”. Одновременно идет показ слайда старинного русского города. После небольшой паузы учитель интересуется у детей, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение.
Вопросы: О чем это стихотворение? Какие чувства испытали, слушая его?
2. Учитель обобщает ответы детей и выводит понятие “ Золотое кольцо России”, объявляет тему урока. Дети работают по схеме:
Я хочу
Научиться Развить
3. Детям предлагается ответить на проблемный вопрос урока:
Почему древние русские города названы Золотое кольцо России?
4. Просмотр фотоальбома (слайдов) с сообщениями учащихся о городах Золотого кольца.
5. Для разрешения проблемы организуется работа в группах. В результате ее появляется несколько вариантов ответа. Все варианты обсуждаются, фиксируются на доске.
В совместной деятельности с учителем дети выстраивают все варианты ответа по степени значимости, аргументируя свой выбор.
6. Для закрепления нового материала учитель предлагает разгадать кроссворд. Ученики работают в парах.
1. Столица России.
2. Город, где расположен музей деревянного зодчества.
3. В этом городе находятся Золотые ворота.
4. Название этого города возможно произошло от слова “ угол”.
5. Главный важный монастырь.
6. Красивые эмалевые украшения: броши, браслеты, серьги.
7. Этот город еще в давние времена называли Великим.
7. В заключение урока учитель проводит рефлексию.
- Что нового я узнал на уроке?
- Для чего мне нужно знать этот материал?
- Чему я научился на уроке?
- Какие личностные качества развивал у себя? (По схеме, данной в начале урока)
- Объяснить понятие “Золотое кольцо России”.