Место темы в структуре учебного курса
№ урока | Тема урока |
1/ 45 | Колебательное движение. Период колебаний маятника. |
2/ 46 | Звук. Источники звука. |
3/ 47 | Волновое движение. Длина волны. |
4/ 48 | Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. |
5/ 49 | Громкость и высота звука. Отражение звука. |
6/ 50 | Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа. |
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: электрический звонок, воздушный насос с колоколом, телевизор, видеомагнитофон, таблица “Слуховой аппарат человека”, таблица скоростей звука в различных средах, индивидуальные карточки с тестами.
Содержание учебного материала: На предыдущих уроках учащиеся узнали характеристики и условия возникновения колебательных и волновых процессов, свойства продольных и поперечных волн, что такое звук. Текущий урок должен показать результативность этих знаний и способность учащихся перевести их в умения при анализе распространения звуковых колебаний в различных средах.
Цель урока: проверка уровня усвоения и обобщения ранее изученного материала, получение и закрепление новых знаний.
1. Познавательный аспект: Учащиеся должны познакомиться со звуковыми волнами, условиями их распространения в различных средах и формулой для расчета скорости звука, научиться применять полученные знания при решении количественных и качественных задач.
2. Воспитательный аспект: развитие умения говорить, формулировать свои мысли воспитание уважения к мнению коллектива.
3. Развивающий аспект: развитие навыков самостоятельной работы, навыков работы с дополнительной литературой, развитие познавательной активности в процессе поиска ответов на проблемные вопросы.
Ведущий метод обучения – эвристическая беседа с опорой на демонстрационный эксперимент. Выбор метода обучения обусловлен связью содержания текущего урока с предыдущим, возможностью для учащихся самостоятельно получить важнейшие результаты при обсуждении демонстрационного эксперимента, диктуется целями и развивающими задачами урока.
Проектирование и анализ урока: производим в соответствии со следующей схемой.
№ этапа | Название этапа урока | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения |
1. | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в работу |
2. | Проверка правильности выполнения домашнего задания. | Установление осознанности выполнения учащимися домашнего задания и выявление пробелов. | Коррекция пробелов в домашней работе. |
3. | Подготовка учащихся к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. | Готовность к активной учебной деятельности на основе опорных знаний. |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий. | Восприятие, первичное запоминание и применение новых знаний. | Активные действия учащихся с объектом изучения, самостоятельность в изучении, добывании знаний и овладении способами действий. |
5. | Первичная проверка усвоения. | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений. | Усвоение сущности новых знаний и способов деятельности на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок. |
6. | Закрепление знаний и способов деятельности. | Применение знаний и умений в измененной ситуации. | Выполнение заданий, требующих применения знаний в измененной ситуации. |
7. | Подведение итогов занятия. | Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы. | Адекватность самооценки учащихся. Получение учителем достоверной информации о реальных результатах урока. |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению в соответствии с актуальным уровнем развития каждого. | Обеспечение понимания цели и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей учащихся. | Реализация необходимых условий для успешного выполнения всеми учащимися домашней работы. |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка усвоения ранее полученных знаний проводим в виде индивидуальной работы, теста:
1. Какова единица частоты колебаний?
А. с.
В. м.
С. м/с.
Д. Гц.
2. Маятник совершает 20 полных колебаний за 10 с. Определите частоту его колебаний.
А. 2 Гц.
В. 0,5 Гц.
С. 200 Гц.
3. Какой путь пройдет маятник за одно полное колебание, если амплитуда колебаний 6 см.
А. 6 см.
В. 18 см.
С. 12 см.
Д. 24 см.
4. Каково условие возникновения волны?
А. Необходимо колеблющееся тело.
В. Необходимо наличие среды, частицы которой, взаимодействуют между собой.
С. Необходимо выполнение условий А и В одновременно.
5. Поперечной называют волну, в которой.
А. частицы колеблются в направлении распространения волны.
В. частицы колеблются в направлении, перпендикулярном направлению распространения волны.
С. Подходят ответы А и В.
3. Актуализацию опорных знаний проводим в виде фронтального опроса, чтобы подготовить весь класс к активной работе.
- Дать определение механическим колебаниям.
- Что представляет собой волна?
- Что является источником волн?
- Какие виды волн вам известны?
- Какие волны называют продольными?
- Какие волны называют поперечными?
- Что представляет собой звук?
- Какие тела являются источниками звука?
- Звук какой частоты слышит человек?
4. Переходим к изучению нового материала и его усвоению. Формулируем цель деятельности учащихся: “А теперь давайте выясним, в каких средах, и при каких условиях распространяется звук”.
Используем эвристическую беседу, основанную на демонстрационном эксперименте и сообщения учащихся.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, проделаем опыт.
Демонстрационный эксперимент: Электрический звонок под колоколом воздушного насоса.
Вопрос: Почему не стало слышно звука? (Отвечают учащиеся.)
Итак, звуковые волны не могут распространяться вне среды (в вакууме).
Вопрос: Чем же обусловлено распространение звука? (Отвечают учащиеся.)
Колебания звучащего тела передаются находящимся около него частицам среды. Эти частицы передают колебания соседним частицам и т.д. В результате, в среде образуются и распространяются звуковые волны, которые воспринимаются человеком.
Сообщение учащегося: Слуховой аппарат человека (по таблице, представленной на доске).
Вопрос: Как вы думаете, к какому виду волн можно отнести звуковые? (Отвечают дети.)
Звуковые волны – продольные, т.к. распространяются во всех средах. (На предыдущих уроках ученики узнали, где и какие волны могут возникать.)
Демонстрация фрагмента видеофильма “Морозко”. (Баба-Яга слушает “землю”.)
Вопрос: Зачем Баба-Яга прислонила ухо к земле? (Ответ.)
Вопрос: Где быстрее распространяется звук? (Ответ: Различные вещества по-разному проводят звук. Хорошо проводят звук металлы, жидкости. Плохо проводят звук пористые материалы – войлок, пробка, пористые камни. Их используют для звукоизоляции.)
Сообщение учащегося: История определения скорости звука в различных средах.
Вопрос: Почему скорость звука неодинакова в различных средах? (Ответ – определяется строеним вещества)
Вопрос: скорость звука в однородной среде неизменна. Как можно рассчитать скорость при равномерном движении? (Ответ V=S/t )
Вопрос: А будет ли скорость звука зависеть от температуры? (Ответы могут быть различны, их следует тщательно обсудить и связать окончательный ответ с тепловым движеним.)
Вопрос: Почему, с увеличением температуры, скорость звука увеличивается? (Ответ.)
5. Первичная проверка усвоения и начало применения нового содержания.
Работа с учебником и тетрадью с печатной основой.
Проанализируйте таблицу скоростей звука в различных средах и ответьте на впросы:
а) Почему скорость звука в металлах больше, чем в воде?
в) Почему скорость звука в воде больше, чем в воздухе?
с) Почему скорость звука в пробке не намного больше, чем в воздухе?
d) Во сколько раз скорость в стекле больше, чем в воде?
6. Закрепление и самостоятельное применение новых знаний. Фронтальная беседа.
1) Л. Н. Толстой. Рассказ аэронавта.
Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. “Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своего голоса”.
Объясните явление. [3]
2) Чему равна длина звуковой волны в воде, если частота колебаний 50 Гц, а скорость звука в воде 1450 м/с? (выполняется учащимися на доске, обсуждается классом).
3) Расстояние от источника звука до его приемника 996 м, время его распространения 3 с.
Чему равна скорость звука в воздухе? Какова частота колебаний источника звука, если длина звуковой волны в воздухе 6,64 м?
(Выполняется на доске и обсуждается.)
4) Н.А Некрасов.
“Никто его не видывал,
А слышать – каждый слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит”.
Какое явление вы узнаете в этих строках?
(Ответ – Эхо.)[3]
Об этом явлении пойдет речь на следующем уроке.
7. Подводим с учащимися итоги занятия, убеждаемся, что наша цель достигнута – мы узнали, как распространяется звук, научились определять его скорость.
8. Домашнее задание в соответствии с реальным уровнем учебных достижений.
Литература
1. Физика. 7 кл. /Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2007.
2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование./ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2007.
3. Физика. 7 кл.: Занимательные материалы к урокам / М.: НЦ ЭНАС, 2006.