Учитель – ключевая фигура в воспитании патриотизма

Разделы: Начальная школа


Сегодня вопрос состоит не в том, нужно или не нужно проводить патриотическое воспитание учащихся. Ответ понятен всем. Вопрос в том, как воспитывать патриотизм в наших детях, как придать ему конструктивный, а не агрессивный заряд, как соблюсти нужную меру ритуальности и пафосности. Проблема не простая. И, пытаясь её разрешить, сначала надо определить что такое патриотическое воспитание. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

И правильно, что особая роль в воспитании в духе патриотизма отводится учебным заведениям, так как именно здесь работают квалифицированные специалисты. И никто не будет возражать, если мы станем утверждать, что большая роль в этой области ложится на плечи учителей начальных классов. Почему? Приводим известную аксиому “Люди не рождаются злодеями или праведниками – они становятся такими, какими мы их воспитываем”. А 80% того, что закладывается в начальной школе сохраняется на всю жизнь и во многом определяет её (жизнь). И в зависимости от работы (обучение и воспитание) учителя начальной школы зависит каким вырастит её ученик. Будет ли он добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь или он будет злым и завистливым.

Будет ли он лояльно относиться к людям разных национальностей или станет расистом. Будет ли он любить и уважать свою Родину, любоваться её природой или станет ненавидеть её, или останется к ней равнодушным.

Вот какие сложные задачи перед учителем начальной школы. И одна из них в области воспитания патриотизма. Как же правильно организовать воспитательную работу в области патриотизма?

Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных качеств, связанных с патриотизмом. И когда идёт речь о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению внутренних противоречий у школьников и побуждали бы к развитию положительных нравственных качеств. Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требуют умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о Родине как о стране , где они родились и живут. И все таки в начальной школе учитель должен стремиться не просто рассказать детям о патриотизме, но и постараться добиться, чтобы это слово вошло в сознание учеников, чтобы с учетом этого слова они строили свое поведение, чтобы оно стало определяющем при решении каких-либо проблем, чтобы оно прочно вошло в их жизнь.

Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.

Организуя работу, направленную на воспитание патриотических чувств, так чтобы она была педагогически эффективной, учителю необходимо знать, что работа должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь внутреннюю логику.

Выделяют следующие методические приемы и средства по формированию патриотических чувств, взглядов и убеждений:

  • учителя используют яркий фактический материал;
  • используют положительные примеры патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев войн;
  • создают на уроках ситуации, в которых бы возникала борьба мнений, в результате которой у учащихся начинала бы складываться своя точка зрения;

В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу. Так, например, знакомятся с творчеством Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Некрасова Н.А., Гоголя Н.В.

В системе внеклассной работы важное место должно занимать изучение родного края. У учащихся начальной школы надо формировать знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам , где они родились и живут и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Эти представления и чувства расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у учащихся представления о природе родного края.

В целом, чтобы эффективно использовать содержание обучения для обогащения учащихся знаниями по вопросам патриотизма, необходимо, чтобы каждый учитель хорошо осознавал тот конкретный материал по предмету, который следует использовать при решении этой проблемы.

Во внеклассной работе для этого используются экскурсии, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, участие в различных кружках.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.

В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитии науки, культуры и различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся российских деятелей науки и культуры, как М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Н.М. Сеченов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Некрасов и т.д.

Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками. С этой целью могут проводиться классные часы, экскурсии, организовываться кружки, ставится спектакли, проводить встречи с ветеранами.

Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма. Для этого используются следующие виды деятельности:

  • организация общественно полезной деятельности школьников;
  • труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, ремонте школьной мебели, работа на пришкольном участке – развивает чувство ответственности и самостоятельности, формирует их активное гражданское отношение к окружающей действительности;
  • деятельность учащихся, направленная на охрану природы родного края;
  • школьники привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах;
  • туристско-краеведческая работа;
  • поисковая работа учащихся.

Ребята продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в ВОВ, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам.

В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.

Формированию патриотизма способствует также участие детей в художественно- творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвящённых юбилейным датам родного края, неделя культуры, читательских конференция, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.

Учитель не только должен правильно организовывать воспитательную работу в своём классе, но и сам быть истинным патриотом своего Отечества, уметь эмоционально и ярко описывать нашу Родину. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а, почувствовав её один раз, они не будут верить вам совсем.

“Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить” - говорил Твардовский А.Т. И, безусловно, Твардовский прав. Нельзя передать детям любовь к тому, что не любишь, не уважаешь и уважать не хочешь.

Ещё необходимо помнить, что на детей, помимо вас, оказывают влияние родители, и не всегда положительное. Поэтому надо патриотически настраивать и их, привлекать к участию в ваших мероприятиях, к их организации и проведению; проводить родительские собрания патриотического содержания. Как гласит один из принципов воспитания: необходимо единство воспитательных воздействий, только тогда совместными усилиями можно добиться результата.

Таким образом, учитель играет огромную роль в воспитании патриотизма. От его личностных качеств и от того, как он организует воспитательную работу, зависит поймут ли, учащиеся значение слова, усвоят ли его, будут ли им руководствоваться в своей жизни, направят ли свою деятельность на служение во благо родине, станут ли действительно патриотами Отечества.