Нетрадиционные формы урока как средство реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


В своей работе я хочу рассказать, как использую нетрадиционные формы урока в своей педагогической деятельности. Такие уроки вызывают неподдельный интерес у учащихся.

Под нетрадиционными формами урока мною понимаются уроки, организованные и проведенные не по привычным, рекомендованным “Книгой для учителя” планам, а по специально разработанным сценариям, которые предусматривают как коллективное решение проблем, так и участие каждого отдельного учащегося в выполнении заданных конкурсов.

Такие уроки отличаются элементами игры, состязательности и имеют сходство со своего рода спектаклями, где учащиеся выступают то в эпизодических, то в главных ролях.

К нетрадиционным формам урока относятся:

- урок-конкурс;

- урок-путешествие по карте;

- урок-ролевая игра;

- урок-экскурсия;

- урок-театрализованное представление;

- урок-кукольный театр;

- урок-телемост;

- урок-турнир;

- урок-защита проекта;

- урок-защита мнения;

- урок-имитационно-ролевое моделирование;

- урок-актуальное интервью и другие.

Проводя такие уроки, я пришла к выводу, что некоторые нетрадиционные формы урока могут проводиться на всех ступенях обучения (урок-конкурс, урок-экскурсия, урок-имитационно-ролевое моделирование), другие, в силу своих особенностей и характера воздействия на учащихся, предпочтительнее в младших классах (урок-кукольный театр, урок-путешествие в страну знаний), третьи принесут наибольший эффект на старшей ступени обучения (урок-пресс конференция, урок-лекция, урок-защита проекта/мнения, урок-встреча со студентами, изучающими иностранный язык или носителями языка).

Для достижения поставленных целей мною были разработаны сценарии и проведены уроки следующих видов:

- урок-кукольный театр;

- урок-телемост;

- урок-театрализованное представление;

- урок-имитационно-ролевое моделирование;

- урок-путешествие в страну знаний;

- урок-конкурс;

- урок-экскурсия;

- урок-защита проекта.

Апробация именно этих форм урока объясняется уровнем общего развития учащихся, изучаемой тематикой, уровнем знаний, умений и навыков учащихся и их индивидуальными особенностями.

Мы знаем, что общение – деятельность, основой которой являются отношения “субъект – субъект”, т.е. взаимодействие учащихся, именно взаимодействие, а не только воздействие одного субъекта на другого. В процессе общения происходит обмен деятельностями, представлениями, интересами, установками.

Но самым важным в процессе общения является то, что учащиеся эмоционально сопереживают. А именно эмоциональные переживания играют большую роль в формировании мотива.

Мотив нетрадиционных форм урока лежит не в результате, а в содержании самого действия учащегося на таком уроке. В процессе игры, соревнования у участника создается мотив, суть которого успешно выполнить взятую на себя роль.

Процессу обучения иностранному языку можно придать коммуникативную направленность лишь в том случае, если учителем принимается во внимание создание вторичной мотивации, вызванной стремлением обучаемого к личному участию в процессе обучения, который носит групповой, коллективный характер.

Проводя такие уроки, я пришла к выводу, что они помогают детям – интровертам преодолевать робость перед товарищами, дают им возможность почувствовать себя полноправными членами учебной группы, раскрыть свою индивидуальность, а детям – экстравертам дают дополнительный шанс реализовать свою коммуникабельность.

Планирование и апробация нетрадиционных форм урока позволили мне прийти к следующим выводам:

  1. Разработка нетрадиционных форм урока представляет ряд трудностей. Прежде всего, это касается выбора формы урока, которая должна адекватно отражать тематическую наполняемость всех занятий и обеспечивать развитие всех видов речевой деятельности.
  2. Такие уроки можно проводить как в урочное, так и в неурочное время, но в том и в другом случае необходимо заранее оповестить жюри об уроке, обеспечить перечнем конкурсов и требованиями к оценкам.
  3. Нетрадиционные формы урока следует применять в конце изучения темы, т.к. целью их обычно является проверка глубины изучения программного материала.
  4. Особое внимание следует уделять анализу ответов учащихся. Привлечение самих учащихся – участников и зрителей к оценке деятельности развивает в них критическое мышление, способность к самокоррекции и самооценке, что очень важно для изучения иностранного языка.
  5. Все нетрадиционные формы урока требуют специальной подготовки, как учителя, так и учащихся. Поэтому о виде нетрадиционного урока необходимо сообщать в самом начале изучения темы, дать специальные домашние задания, выделить ответственных. Привлечение старшеклассников к подготовке к нетрадиционным урокам школьников младших классов оказывает положительное влияние на тех и других, развивая у старшеклассников ответственность, а у младших – самодисциплину.
  6. К подбору материала необходимо привлекать учащихся. Это расширяет содержательный компонент обучения, так как неизвестная информация или неожиданная реплика оживляет урок, заставляя учащихся отыскивать адекватную реакцию на услышанное или увиденное.

И в заключение хотелось бы отметить, что, так как на нетрадиционных уроках каждый учащийся оказывается перед необходимостью выполнять несколько ролей, у него появляется возможность больше говорить, вступать в общение, реагировать на услышанное и так далее.

Таким образом, нетрадиционные формы урока помогают реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.

Цели и задачи урока:

Обучающие.

Формирование навыков и умений всех видов речевой деятельности: умения употреблять изученную лексику, аудировать незнакомый текст с извлечением основной информации, развивать навыки чтения с извлечением детальной информации.

Развивающие.

Развивать способность к осмысленности восприятия и распределению внимания, к слуховой дифференциации, к логическому изложению содержания высказывания, к формулированию выводов из прочитанного и услышанного.

Воспитательные.

Формирование толерантного отношения к образу жизни и нормам поведения в стране изучаемого языка, более глубокое осознание культуры своей страны.

План урока

1. Организационный момент.

Good morning, dear students and guests.

I’m glad to see you. The topic of our lesson is “Learning more about London”. Samuel Johnson once said, “When a man is tired of London, he is tired of life”.

You know that London is the capital of the UK. You have already learnt a lot about Britain, its people, its customs and traditions.

I’d like to introduce you Mary. She is a British student who has come to our school as a part of her visit to Russia. I know that you would like to learn more about London. You have a chance to ask her a lot of questions.

2. Драматизация диалога.

- How do you like Moscow, Mary?

- Oh, it’s beautiful. It’s not like London at all.

- Really? Is it so different from London?

- Yes, it is. Have you ever been to London?

- No. What is it like?

- Oh, it is one of the most famous and interesting cities in Europe. There are lots of places to visit in London: museums, art galleries, theatres.

- There are also lots of cinemas, stadiums, parks in London, aren’t there?

- Yes, sure. London is one of my favorite cities. As you probably know London is the capital of the UK. It’s a mixture of old and new buildings and there is a lot to see and learn about.

- I can see that you really like it, don’t you? Are you a Londoner?

- No, I’m not. But I live not far from London and I like to go there at weekends.

- I would like to learn more about London.

- You will do soon. Take these letters from you English partners.

3. Аудирование.

Listen to some information about London and try to answer the question:

What do you think of when you talk about London?

Текст для аудирования (звуковое приложение к учебнику “Enjoy English”).

When we talk about London, we think of the Houses of Parliament and Big Ben. We think of Buckingham Palace, the home of the Royal family. We think of Westminster Abbey and St. Paul’s cathedral.

Then there is the City, the financial heart of Europe. There are a lot of banks everywhere: British banks, American banks, Indian banks.

London is a great place for tourists.

You can see a lot of sights there.

And when you feel hungry you can find restaurants from every country in the world. Italian restaurants, Greek restaurants, Indian restaurants… everything except an English restaurant.

But there is one thing, however, that is very English. In Albert Hall you will hear thousands of young people singing “Land of Hope and Glory, Mother of the Free”. British people are proud of their country.

1. Teacher: What do you think of when you talk about London?

Pupil 1: When we talk about London we think of Buckingham Palace, the home of the Royal family.

Pupil 2: Houses of Parliament and Big Ben.

Pupil 3: The Tower of London and Westminster Abbey.

Pupil 4: The Natural History Museum.

2. T: What is the financial heart of Europe?

P: The City.

3. T: Is London a great place for tourists?

P: Sure.

4. T: Are British people proud of their country?

P: Yes, they are.

Работа с карточками

Take these cards and put the following words under the correct heading in the box bellow.

MOMI, Buckingham, the Tower of London, Hyde, Westminster, St. James’s, Trafalgar, Madame Tussaud’s, Tower, Regent’s, Windsor.

Palace

Square

Museum

Park

Bridge

         
         
         

4. Презентация проекта (проект прилагается).

Many pupils have a dream to visit London someday.

Let’s imagine that you are a guide.

What would you like to tell the tourists about?

P1: I’d like to show them Buckingham Palace

P2: I’d like to tell them about the Tower of London.

P 3: I’d like to tell them about Big Ben.

P4: I’d like to show them the Houses of Parliament.

P5: Westminster Abbey.

P6: The Natural History Museum.

P7: Madame Tussaud’s Museum.

T: Your project “Visitors guide” is done well. We have learnt a lot of interesting facts about London.

5. Проверка лингвострановедческих знаний учащихся.

1) Работа с карточками.

T: If you visit London you’ll see these signs in the streets.

What do these signs mean?

  1. Children Zoo.
  2. Cafe.
  3. Bus stop
  4. Telephone
  5. Information Centre
  6. Underground etc.

2) Напишите рекламу.

You must write advertisement for visitors to London.

6. Подведение итогов урока.

Our lesson is over. Dear boys and girls, thank you very much for your work. You were very active.

At our lesson we tried our best to learn more about London.

I think you’ve got a lot of interesting and useful information.

Презентация