Методическая разработка урока для 6-го класса представлена в направлении обучение иностранному языку с использованием средств информационных технологий и ресурсов интернет. Урок “Путешествие по сказке” является восьмым уроком в теме “Что наши немецкие друзья делают в школе”.
В основу урока положена работа над лексико-грамматическим материалом темы на базе аутентичного текста (сказка “Золушка”). Материал урока подобран с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, предполагает коммуникативно-деятельностный подход: решение коммуникативных задач на основе работы с текстом. Такая система работы направлена на:
- обогащение активного и рецептивного лексического запаса учащихся
- систематизацию грамматических знаний на примере языка аутентичных текстов;
- выработку навыков поискового, ознакомительного и изучающего чтения и на этой основе развития универсальных учебных умений:
- выделять основные факты,
- отделять главную информацию от второстепенной,
- извлекать необходимую информацию,
- высказываться в связи с прочитанным,
- делать сообщения на основе прочитанного,
- составлять план, тезисы на основе выписок из текста,
- определять свое отношение к прочитанному.
Урок относится к разделу №4 “Что наши немецкие друзья делают в школе”, является восьмым в теме (3 часа в неделю/102 часа в год), по типу – урок – обобщение и систематизация знаний. Преобладающим видом деятельности на занятии является речевая деятельность. Чтение выступает и как самостоятельный вид речевой деятельности, и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков.
Для повышения степени усвоения материала содержание и оборудование урока было отобрано таким образом, чтобы учесть все типы учащихся:
- визуалов (большое количество наглядности, использование видеофрагментов, презентации, карточки для работы в парах, группах, индивидуально)
- аудиалов (музыкальное сопровождение, аудирование текстов)
Целью урока является:
- обобщение и систематизация знаний учащихся лексического (школа, расписание уроков, предметы) и грамматического (претеритум – прошедшее повествовательное время) материала по теме;
- использование лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач.
В соответствие с целями было подобрано содержание урока, оптимально сочетаются различные формы работы, происходит постоянная смена деятельности, подобраны интересные приемы работы для поддержания интереса к работе, подобраны разноуровневые задания для создания ситуации успеха для каждого учащегося.
Пошаговая, поэтапная работа с материалом урока от простого к сложному предполагает включенность в работу каждого ученика. Работа с аутентичным текстом организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе ролевой, группами, индивидуально, коллективно.
Занятие состоит из 4 этапов:
- I этап – введение в тему, “погружение” в легенду (появление Золушки – гостьи из сказки), составление ассоциограммы к теме урока
- II этап – устный опрос учащихся, работа с карточками, систематизация лексического материала (школа, расписание уроков, любимые предметы),
- III этап – систематизация и использование грамматического материала (прошедшее повествовательное время, спряжение глаголов в претеритум) в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме)
- IV этап – подведение итогов урока, оценка и самооценка работы учащихся, получение творческого домашнего задания (проиллюстрировать любую часть сказки)
Для проведения данного урока были использованы различные технические средства: компьютер, проектор, экран.
Ценность данной разработки заключается в том, что ее можно применить как дополнительный материал по учебным темам, либо в качестве готового урока по теме “Персонажи немецких сказок”, в качестве занятия кружка по немецкому языку (инсценировка сказки). В конспекте урока дана подробная технологическая карта конструирования занятия и использованием ИКТ, прилагается дидактическое и методическое сопровождение, а также видеофрагменты из мультфильма “Cinderella” 1950 г. на немецком языке.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Тема урока Тип урока |
“Путешествие по сказке”, урок №8 , тема в УМК Бим И. Л. “Шаги:2” – “Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen” Обобщение и систематизация знаний |
Предмет /возраст учащихся | Немецкий язык. 6 класс |
Программное обеспечение | мультимедийный проектор, программные средства, компьютер |
Дидактический материал | Карточки с вопросами для парной работы, опоры по временам глагола, разрезные тексты, карточки для индивидуальной и групповой работы |
Наглядные пособия | Презентация в POWER POINT Универсальные (компьютер, проектор, экран) |
Межпредметные связи | Немецкий язык, информатика |
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся лексического (школа, расписание уроков, предметы) и грамматического (претеритум – прошедшее повествовательное время) материала по теме;
- использование лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач.
Задачи урока:
- повторить лексику “Школа, расписание уроков, названия предметов”;
- повторить и использовать прошедшее повествовательное время претеритум в ситуациях общения;
- организовать работу над аутентичным текстом “Золушка”
- развивать самостоятельность и творческую активность учащихся при решении коммуникативных задач;
- развивать у учащихся умение работать в коллективе;
- развивать умение презентовать и оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей;
Ожидаемый результат:
- усвоение лексического и грамматического материала по теме,
- подготовка к итоговому тестированию по теме к следующему уроку.
Организационная структура урока
Структура |
Этап 1 (введение в тему, погружение в “легенду”) |
Этап 2 (устный опрос учащихся, работа с карточками: вопрос-ответ) |
Этап 3 (работа над грамматическим материалом на основе текста) |
Этап 4 (подведение итогов урока) |
Цель |
Введение в коммуникативную ситуацию – легенду “Появление гостьи – Золушки” |
Активизация лексики по теме, Организация диалогового общения |
Систематизация и использование грамматического материала (прошедшее повествовательное время, спряжение глаголов в претеритум) в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) |
Подведение итогов урока |
Длительность этапа |
5 минут |
5 минут |
30 минут |
5 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Презентация учителя Слайд 2 Построение ассоциограммы к слову “Золушка” |
Выполнение заданий по карточкам, слайд -контрольная карта Слайд 3,4 Приложение 1 |
Слайд – задания по тексту и контрольные карты, просмотр видеофрагментов Слайд 5-13 |
___________ |
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальная |
Парная |
Индивидуальная, групповая, парная |
Анализ проделанной за урок работы, оценивание своей работы |
Функции преподавателя на данном этапе |
Лектор, координатор рассуждений учащихся |
Координатор рассуждений учащихся |
Слушатель, эксперт, консультант |
Подведение итогов Оценивание |
Основные виды деятельности преподавателя |
Демонстрация презентации, комментарии к презентации |
Координация рассуждений учеников |
Прослушивание информации, проверка правильности оформления сообщения |
Подведение итогов Оценивание |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Фрагменты из мультфильма “Золушка” на немецком языке Walt Disney 1950
- УМК Бим И. Л. “Шаги 2” для 6-го класса с. 165-166