Цели и задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся об имени существительном; познакомить с разносклоняемыми существительными, с суффиксами -ен (ён) в основе существительных на -мя.
- Формирование умений склонять существительные на – мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных.
- Развитие логического и образного мышления учащихся, положительной эмоциональной сферы.
- Воспитание интереса к урокам русского языка.
Оборудование: три больших конверта с таблицами (формат А-4):
1) “Разносклоняемые существительные”.
2) “Склонение существительных на -мя”.
3) “ Суффиксы разносклоняемых существительных”;
девять карточек с числами от 1 до 9.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало еще лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой. Пожмите друг другу руки, подарите улыбку. Молодцы! О том, что вы обменялись своим хорошим настроением, можно догадаться по блеску ваших глаз.
II. Вступительное слово учителя.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.
– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования. Единственное, что о нем известно, – с ним не любят встречаться прохожие. Думаю, к концу урока нам удастся узнать, кто это. Давайте посмотрим, что находится в конверте?
(Вывешиваю на доску карточку с разносклоняемыми существительными).
Бремя Вре мяВы мяЗна мяИ мяПле мяСе мяСтре мяТе мя |
Путь |
– Ребята, что это за слова? Вы понимаете, для чего их нам прислали? (ответы детей).
– Чтобы понять это, нам нужно ответить на вопросы (на доске написана тема урока “ Разносклоняемые существительные”, но она закрыта девятью карточками с цифрами от 1 до 9).
III. Актуализация прежних знаний.
– Перед вами зашифровано название. Чтобы
расшифровать, нужно вспомнить известные вам
сведения (по мере ответов на вопросы на доске
открываются карточки).
(На доске открывается запись “ Разносклоняемые существительные”).
IV. Знакомство с новой темой.
– Ребята, так что же за слова нам прислали? (ответы). Запишите сегодняшнее число, тему урока и эти слова, которые называются разносклоняемыми существительными.
– К какому роду относятся существительные на -мя? А существительное “путь”?
– Ну что ж, пока наше расследование идет успешно. Давайте познакомимся со следующими документами
(Вывешиваю таблицу “Склонение существительных на –мя”).
Падеж |
Склонение |
Разносклоняемые |
||
2-е |
3-е |
|||
И. | сторож | мышь | время | путь |
Р. | сторожа | мыши | времени | пути |
Д. | сторожу | мыши | времени | пути |
В. | сторожа | мышь | время | путь |
Т. | сторожем | мышью | временем | путём |
П. | о стороже | о мыши | о времени | о пути |
– Ребята, кто может расшифровать этот документ (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).
– Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения – и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения – ем (-ём)).
– Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми? А сейчас выполните следующие задания.
Задание по группам.
1 группа – записать словосочетания с 2-3 разносклоняемыми существительными;
2 группа – составить простое распространенное предложение с этими словами.
3 группа – составить сложносочиненное или сложноподчиненное предложение.
(По мере выполнения заданий идет проверка и обсуждение).
Физкультминутка
(проводится под мелодию песни “Черный кот”)
– Продолжаем работу с детективным материалом.
(Вывешиваются таблицы “Суффиксы разносклоняемых существительных”)
– Ребята, давайте расшифруем эти документы.
– Какой суффикс прибавляется к корню существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа?
– А во всех падежах во множественном числе?
– В словах семя, стремя в родительном падеже множественного числа? (делается общий вывод о суффиксах разносклоняемых существительных).
Задание по группам.
1 группа – поставить существительное семя в предложном падеже, единственном и множественном числе.
2 группа – существительное имя во множественном числе, дательном падеже.
3 группа – существительное пламя в творительном падеже.
– Итак, ребята, что мы можем сказать о разносклоняемых существительных (делается общий вывод по теме).
– Давайте откроем учебник и прочитаем материал на с. 83-84. Что мы не сказали еще о разносклоняемых существительных? Все сказали? Тогда пойдем дальше.
V. Закрепление изученной темы.
1. Упр. 205 (самостоятельно). Просклонять слова: степь, путь, знамя, выделить окончания, суффиксы, (знакомство с орфограммой № 17 на форзаце учебника).
2. Запись под диктовку с объяснением.
До поры до времени, детское время, тянуть время, называть вещи своими именами.
Домашнее задание.
1 группа – упр. 209 + составить 2-3 простых распространенных предложения с любым из словосочетаний.
2 группа – составить и записать диалог с использованием разносклоняемых существительных, выделить окончания и суффиксы.
3 группа – придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).
VI. Подведение итогов урока.
– Ребята, мы выполнили все задания, расследовали все документы. Но одно осталось неясным. Кто прислал все эти документы? Обратите внимание на слова в таблице “Склонение существительных на -мя”, может они вам помогут (в таблице слова сторож, мышь, время, путь выделены красным цветом). Не угадали? Тогда послушайте стихотворение:
Буду сторожить я склад,
Мыши там кругом шуршат,
Говорят, прогрызли знамя,
Развели большое пламя!
Чтоб на место всё вернуть,
Надо мне собраться в путь.
– Ребята, кто это? (ответы). Правильно, и наш урок сегодня назывался “Детективное агентство “Черный кот””. Молодцы! А сейчас каждый оцените свою работу на уроке. Какую отметку вы заработали? (все отметки, выставленные учащимися, обсуждаются, выясняется их объективность).
– Ну что ж, уважаемые детективы, сегодня вы поработали успешно. Надеюсь, что полученные на этом уроке сведения показались вам очень важными, и вы обязательно будете применять их в дальнейшей профессиональной деятельности. Успехов вам!