Урок-расследование по теме "Разносклоняемые существительные". "Детективное агентство "Черный кот". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели и задачи урока:

  1. Систематизировать знания учащихся об имени существительном; познакомить с разносклоняемыми существительными, с суффиксами -ен (ён) в основе существительных на -мя.
  2. Формирование умений склонять существительные на – мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных.
  3. Развитие логического и образного мышления учащихся, положительной эмоциональной сферы.
  4. Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: три больших конверта с таблицами (формат А-4):

1) “Разносклоняемые существительные”.
2) “Склонение существительных на -мя”.
3) “ Суффиксы разносклоняемых существительных”; девять карточек с числами от 1 до 9.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало еще лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой. Пожмите друг другу руки, подарите улыбку. Молодцы! О том, что вы обменялись своим хорошим настроением, можно догадаться по блеску ваших глаз.

II. Вступительное слово учителя.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.

– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования. Единственное, что о нем известно, – с ним не любят встречаться прохожие. Думаю, к концу урока нам удастся узнать, кто это. Давайте посмотрим, что находится в конверте?

(Вывешиваю на доску карточку с разносклоняемыми существительными).

Бремя

Время

Вымя

Знамя

Имя

Племя

Семя

Стремя

Темя

Путь

 – Ребята, что это за слова? Вы понимаете, для чего их нам прислали? (ответы детей).

– Чтобы понять это, нам нужно ответить на вопросы (на доске написана тема урока “ Разносклоняемые существительные”, но она закрыта девятью карточками с цифрами от 1 до 9).

III. Актуализация прежних знаний.

– Перед вами зашифровано название. Чтобы расшифровать, нужно вспомнить известные вам сведения (по мере ответов на вопросы на доске открываются карточки).

  1. Дайте определение имени существительного.
  2. Как изменяются существительные?
  3. Какие существительные называют собственными?
  4. Какие существительные называют одушевленными?
  5. Сколько склонений у существительных?
  6. Какие существительные относятся к 1 склонению?
  7. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  8. Какие существительные относятся к 3 склонению?
  9. Какую роль выполняют существительные в предложении?

(На доске открывается запись “ Разносклоняемые существительные”).

IV. Знакомство с новой темой.

– Ребята, так что же за слова нам прислали? (ответы). Запишите сегодняшнее число, тему урока и эти слова, которые называются разносклоняемыми существительными.

– К какому роду относятся существительные на -мя? А существительное “путь”?

– Ну что ж, пока наше расследование идет успешно. Давайте познакомимся со следующими документами

(Вывешиваю таблицу “Склонение существительных на –мя”).

Падеж

Склонение

Разносклоняемые

2-е

3-е

И. сторож мышь время путь
Р. сторожа мыши времени пути
Д. сторожу мыши времени пути
В. сторожа мышь время путь
Т. сторожем мышью временем путём
П. о стороже о мыши о времени о пути

– Ребята, кто может расшифровать этот документ (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).

– Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения – и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения – ем (-ём)).

– Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми? А сейчас выполните следующие задания.

Задание по группам.

1 группа – записать словосочетания с 2-3 разносклоняемыми существительными;

2 группа – составить простое распространенное предложение с этими словами.

3 группа – составить сложносочиненное или сложноподчиненное предложение.

(По мере выполнения заданий идет проверка и обсуждение).

Физкультминутка

(проводится под мелодию песни “Черный кот”)

– Продолжаем работу с детективным материалом.

(Вывешиваются таблицы “Суффиксы разносклоняемых существительных”)

 

Ребята, давайте расшифруем эти документы.

– Какой суффикс прибавляется к корню существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа?

– А во всех падежах во множественном числе?

– В словах семя, стремя в родительном падеже множественного числа? (делается общий вывод о суффиксах разносклоняемых существительных).

Задание по группам.

1 группа – поставить существительное семя в предложном падеже, единственном и множественном числе.

2 группа – существительное имя во множественном числе, дательном падеже.

3 группа – существительное пламя в творительном падеже.

– Итак, ребята, что мы можем сказать о разносклоняемых существительных (делается общий вывод по теме).

– Давайте откроем учебник и прочитаем материал на с. 83-84. Что мы не сказали еще о разносклоняемых существительных? Все сказали? Тогда пойдем дальше.

V. Закрепление изученной темы.

1. Упр. 205 (самостоятельно). Просклонять слова: степь, путь, знамя, выделить окончания, суффиксы, (знакомство с орфограммой № 17 на форзаце учебника).

2. Запись под диктовку с объяснением.

До поры до времени, детское время, тянуть время, называть вещи своими именами.

Домашнее задание.

1 группа – упр. 209 + составить 2-3 простых распространенных предложения с любым из словосочетаний.

2 группа – составить и записать диалог с использованием разносклоняемых существительных, выделить окончания и суффиксы.

3 группа – придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).

VI. Подведение итогов урока.

– Ребята, мы выполнили все задания, расследовали все документы. Но одно осталось неясным. Кто прислал все эти документы? Обратите внимание на слова в таблице “Склонение существительных на -мя”, может они вам помогут (в таблице слова сторож, мышь, время, путь выделены красным цветом). Не угадали? Тогда послушайте стихотворение:

Буду сторожить я склад,
Мыши там кругом шуршат,
Говорят, прогрызли знамя,
Развели большое пламя!
Чтоб на место всё вернуть,
Надо мне собраться в путь.

– Ребята, кто это? (ответы). Правильно, и наш урок сегодня назывался “Детективное агентство “Черный кот””. Молодцы! А сейчас каждый оцените свою работу на уроке. Какую отметку вы заработали? (все отметки, выставленные учащимися, обсуждаются, выясняется их объективность).

– Ну что ж, уважаемые детективы, сегодня вы поработали успешно. Надеюсь, что полученные на этом уроке сведения показались вам очень важными, и вы обязательно будете применять их в дальнейшей профессиональной деятельности. Успехов вам!