Стратегия устойчивого развития изменяет роль образования в обществе. Теперь эта роль состоит не только в передаче знаний из поколения в поколение, но и в том, чтобы ответить на вызов грядущего, чтобы готовить человека к выходу из глобальных кризисов, предотвратить их наступление. Включение в образование наряду с передачей знаний и культурных достижений функции опережения и ориентации на будущее меняет само его понимание. С этой точки зрения оно призвано, посредством знаний и культуры соединять не только прошлое и нынешнее поколения, но и с будущим, чтобы осуществлять опережающую подготовку человека к переходу на стратегию устойчивого развития.
Таким образом, современную экологию следует рассматривать как интегральную науку. Экологическое мировоззрение дает подрастающему поколению ключ к глубинному пониманию происходящего и планированию будущего.
Город ровесник цивилизации. Город преображает лицо планеты, искажает ее рельеф, меняет направление и состав водных и воздушных потоков, синтезирует новый геохимический мир, создает новые биоценозы, стимулирует мутагенез, изобретает новую технологию, рождает новый этнос, образует новую культуру. Необходимость соизмерять деятельность человека с возможностями природы – главная задача дальнейшего развития города.
Экологический кризис. Как с ним бороться? Ответ однозначен: нужно изменить сознание каждого члена общества. Как убедить современного, избалованного цивилизацией человека в необходимости ограничить свои потребности? Это практически невозможно. Но еще не поздно научить будущих политиков и рабочих, врачей и учителей, предпринимателей и домохозяек жить в мире с природой.
Изложить экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации в городе, ни приглаживая остроты ее проблем, не порождая всеобщего пессимизма, а наоборот заражая верой в наше будущее – это задача нашей программы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Особенность авторского подхода в том, что на всех ступенях обучения создаются условия для формирования у гимназистов активной жизненной позиции. При этом учитываются желания, интересы, ценностные установки воспитанников.
Цель программы:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия формирования экологической культуры гимназиста, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике знания, полученные на занятиях.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой.
Программа ориентирована на учащихся 7-16 лет. Так как именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Программой обучения предусмотрены следующие результаты:
- Повышение уровня экологической грамотности;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
- Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
- Привлечение внимания к экологическим проблемам города.
Новизна данного курса в том, что серьезные научные исследования состояния природы адаптированы для обучающихся, не теряя при этом своей научной и социальной значимости. Практическая часть гармонично включается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания фактами и данными о нашем городе. Полученные в результате факты дают представление о состоянии природы родного края, и что наиболее значимо, о степени техногенного воздействия на нее.
Ступени обучения
1 ступень
Факультативный курс “Город как экосистема” (Приложение 1)
Возраст – 7–10 лет
Цель курса — создать у детей целостную картину мира, сформулировать представление о богатстве природы со всеми взаимоотношениями между организмами, объяснить взаимосвязь и согласованность элементов животного и растительного мира.
Данный курс способствует:
- получению знаний по основным вопросам экологии и формированию начальных представлений об экологических закономерностях в живой природе;
- углублению и расширению имеющихся у школьников знаний экологии;
- формированию экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. самими школьниками как частью природы;
- воспитанию экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
Основные методы и формы организации изучения — рассказ беседа, сюжетная игра, экскурсия, рисунок; используются элементы увлекательности.
2 ступень
Факультативный курс “Урбоэкология” (Приложение 2)
Возраст – 11 – 14 лет
Цель данной программы: вовлечение гимназистов в деятельность, направленную на исследование и поддержания экологического качества городской среды.
Задачи:
- изменение мировоззрения личности через формирование позитивного отношения к природе в целом;
- развитие качеств активиста через приобщение к природоохранной деятельности;
- обучение основным методам и приемам изучения окружающей среды
Основной формой организации занятий является работа в малых группах сотрудничества, что позволяет эффективно использовать рабочее время и выполнять несколько работ одновременно, но на разных участках. В дальнейшем группы кооперируются с целью совместного подведения итогов и анализа результатов. Главный вид деятельности – самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдениями, измерениями, моделированием процессов окружающей среды.
3 ступень
Факультативный курс “Экологические проблемы промышленного города” (Приложение 3)
Возраст – 15–17 лет.
Целью программы является подготовка и развитие знаний и умений, учащихся 9–11 классов в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления.
Задачи:
- развитие навыков исследовательской работы;
- воспитание экологической культуры;
- развитие умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- развитие творческих способностей учащихся.
Работа над проектом предполагает работу с большими объемами информации из печатных и электронных источников, проведение консультаций, семинаров, подготовку презентаций. Темы учебно-научных исследований определяются гимназистами совместно с преподавателями с учетом актуальной проблематики дисциплин.
Список литературы
- Алексеев С.В., Экология 10–11 кл., Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 1997.
- Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. М.Мир, 1989.
- Величковский В.Т., Здоровье человека и окружающая среда, М: Новая школа, 1997.
- Воронков Н.А. “Основы экологии” – М.: “Агар”, 1997.
- Голубев И.Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М.: Просвещение, 2001.
- Жигарев А. Основы экологии”, сборник задач, упражнений, практических работ 10(11). Дрофа”, 2002.
- Зверев А.Т. Экология, 10–11,. М.: Оникс 21 век, 2004.
- Зверев Д. Практические занятия по экологии, М.: “Просвещение”. 1998.
- Иванова И.В. Что растет вокруг тебя. М.: Поросвещение, 1995.
- Касаткина Н.А., Внеклассная работа. Биология, 3–8 классы, Волгоград, 2001. “Учитель”
- Кауричев И.С. Практикум по почвоведению. М,1980.
- Кривошеин Д. А., Муравей Л. А., Роев Н.Н. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов, М.: Юнити – Дана, 2000.
- Крискунов Е.А..Экология,9 класс. М, Дрофа, 1995
- Купкин К.А. Критерии, факторы, типы и механизмы устойчивыости фитоценозов, 1994.
- Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты. М.: Дрофа, 2005.
- Мамедов П.М. Экология (9–11 кл.) М.: Дрофа, 2005.
- Мансурова Г.Н. Школьный практикум: Следим за окружающей средой. 9–11 кл. М.: Дрофа, 2001.
- Марковская М.М. Уголок природы. М, Просвещение, 1987.
- Миркин Б.М. Агроэкосистема. 1992.
- Одум Ю. Экология. М, Мир, 1986.
- Олисаев В.А. Единая природа и экология. Орджоникидзе, 1988.
- Ошмарин А.П. Экология. Школьный справочник, Ярославль, “Академия развития”, 1998.
- Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология, М.: Дрофа, 1998.
- Петербургский А.В Агрохимия. М, Просвещение, 1988.
- Практические занятия по экологии для учащихся. М.: Оникс 21 век, 2004.
- Ревелль П., Ревелль Ч., Среда нашего обитания, в 4
т., М: Мир, 1995.
Криксунов Е.А., Экология, М: Дрофа, 2001. - Родзевич Н.Н. Охрана природы. М, Просвещение, 1990.
- Романова М.Б., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.: Дрофа, 2001.
- Уиттер Р. Сообщества и экосистемы. М Прогресс,1980.
- Фарб П. Популярная экология. М., Мир, 1991г.
- Чернова Н.М., Основы Экологии, 10(11) М: Просвещение, 2002.
- Экология. Программа для средней общеобразовательной школы. 1995
- Экология. Учебное пособие. М.: Знание, 1997.