Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Целью моей работы является формирование основ патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине. Для достижения данной цели определила следующие задачи:
– пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя частью великого русского народа;
– использовать в данной деятельности все виды фольклора: пословицы, игры, легенды, , поговорки.
– формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, умение видеть историю вокруг себя ( в предметах быта, в названиях, и т.д.), воспитывать уважение ко всему окружающему.
Знакомство детей с историей возникновения города начинаю с рассказа о месте возникновения города-крепости, с названия слобод сохранившимися в памяти людей, о градообразующих предприятиях, объясняю, откуда произошло название города "Старый Оскол".
Цели урока:
– познакомить детей с историей возникновения города-крепости Оскол;
– развивать у детей познавательный интерес к изучению истории края;
– воспитывать чувство любви к своей Родине.
Оборудование: изображение крепости Оскол на фотографии, изображение татарского воина, изображение русского воина.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Вчера я ходила в городской краеведческий музей, где хранится много старинных вещей – молчаливых хранителей истории. Если бы они могли говорить, то рассказали бы очень интересные вещи о прошлом нашего края и нашей страны.
Воспитатель. Дети, а вы знаете, что такое “музей”?
– Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, музеи бывают разные (художественные, этнографические, военные и т.д.), а вот наш Старооскольский музей – краеведческий, так как, в музеи изучают и хранят историю нашего с вами родного края.
Воспитатель. Ребята, а вы, знаете, как называется город, в котором мы с вами живём?
– Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! А давайте с вами поговорим о нашем городе!
– Ответы детей (большой и красивый, много улиц и площадей, парков и скверов.)
Воспитатель. А вот раньше, очень давно, всё было по-другому. Вот об этом и будет наша беседа.
У каждого из вас есть свой личный праздник. Свой день рождения! Такой праздник есть и у нашего города. А кто же из вас знает, сколько лет нашему городу?
Дети. Много. Он старый.
Воспитатель. Уже стало доброй традицией в середине сентября отмечать День рождения города. В этот день все жители города поздравляют друг друга с праздником, предприятия и учебные заведения выходят на праздничную демонстрацию на главной улице нашего города, улице Ленина. На всех площадях города проходят праздничные концерты, на спортивных площадках соревнования и эстафеты. А вечером все жители города любуются праздничным фейерверком.
А вот давным-давно, 400 лет назад, территорию, которую занимал наш город и наш Старооскольский район называли “Степная Украина” или “Дикое поле”. Это было малозаселённое пространство, через территорию которого проходили дороги, а по-татарски – “сакмы”, по этим дорогам пролегали пути крымской конницы, одного из главных врагов Русского государства. Дороги эти назывались Муравская, Изюмская и Кальмиусская. Проходили они вдоль реки Оскол. По этим путям крымские ханы постоянно совершали грабительские набеги на порубежные русские селения, а иногда и в глубь страны. Разбойничьи набеги и захват пленников, которых потом продавали в рабство на невольничьих рынках в крымских городах, вымогание даров и подарков являлось, чуть ли не единственным средством существования для крымских ханств. Крымские татары своего хозяйства не вели, это значит, что они жили за счёт того, что грабили русские города и сёла.
Показываю рисунок с изображением татарского воина.
Воспитатель. Дети, обратите внимание, во что одет татарский воин, на его оружие. Что он держит в руках?
Дети. Лук и стрелы.
Воспитатель. Вы, наверное, уже читали сказку великого русского поэта А.С.Пушкина “Сказку о Золотом Петушке”, в которой говорится о тревогах русского царя Дадона:
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений;
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали;
Ждут, бывало с юга – глядь,-
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, – лихие гости
Идут от моря.
Обстановка, обрисованная этими словами, отнюдь не сказочная. Пушкин гениально передал мотивы народных преданий, порождённых многими десятилетиями тревожной действительности. Такова была жизнь молодого Русского государства, сложившегося в XVI веке вокруг Москвы. Наш город, ребята, был основан по Указу царя Фёдора Ивановича как крепость на берегу реки Оскол в 1593 году для защиты южных рубежей Московского государства от крымских татар. Об этом говорится в двух старинных письменных источниках: Никоновская летопись и Разрядная книга. На основании сохранившихся документов можно сказать, что перед строительством города, московским правительством был послан на оскольские места голова, выбрать удобное место для крепости. Лучшим вариантом явилась высокая гора, окружённая с двух сторон реками Оскол и Осколец.
Рассказ ведётся по изображению города-крепости на фотографии.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Что вы видите?
– Ответы детей.
– Воспитатель. Дети, так выглядел наш город 400 лет назад. Давайте рассмотрим этот рисунок внимательно.
Крепость стояла на высоком правом берегу реки Оскол при впадении в неё Оскольца, её притока. Посмотрите, какая широкая была река в то время. А вода в ней была настолько чистая, что её можно было пить без вреда для здоровья.
Воспитатель. А сейчас, ребята, какая наша река?
– Широкая или маленькая, похожая на ручеёк?
– Ответы детей.
– А сейчас мы сможем попить воды из реки Оскол?
– Ответы детей: не можем.
Воспитатель. А почему?
Дети. Вода в реке грязная.
Фактически с трёх сторон крепость окружена неприступным обрывом и рекой. С северной стороны, со стороны “поля” был вырыт ров, глубиной 4м. Глубина рва увеличена за счёт вала. Перед рвом были установлены надолбы (заострённые брёвна, наполовину вкопанные в землю, остриём в “поле”). Лес для строительства крепости рубили за рекой Чуфичкой, в районе современной деревни Воротниково. Местные жители для крепостных сооружений заготовили 17.980 брёвен.
Крепостная стена или как ещё называли “острог”, состояла из двух рядов, вертикально поставленных дубовых брёвен с заострёнными сверху концами; внешний и внутренний обвод брёвен скреплялся связями и заполнялся землёй, щебнем. Высота стен составляла от 4 до 5 м, длина – 920 саженей (2,13 м).
Ребята, обратите внимание, вдоль стен поставлены башни. Их насчитывается 20. В башнях было 2-3 этажа, а общая высота составляла 15-20м. На первом этаже хранились продовольственные и боевые запасы, а на втором этаже находились сторожевые посты. Высота башни позволяли видеть далеко, за многие километры. Архивные документы сохранили название некоторых башен. Одна из них называлась Никитской, а напротив этой башни был выстроен храм Св.Никиты. Ещё была Никольская башня с храмом Николы Чудотворца. Ребята, посмотрите, в крепости было несколько ворот Стрелецкие ворота, Курские ворота.
Для снабжения крепости водой в “осадное время” очень много городов Московской окраины имели “тайники”. Это были подземные ходы, которые вели к колодцам. В нашей крепости Оскол тоже был подземный ход, длина его была более 85 м. Вёл этот подземный ход к колодцу, который был вырыт в 10 м от реки Оскол.
Воспитатель. Скажите, ребята, а для чего нужен был подземный ход?
– Ответы детей.
Воспитатель. Во время осады крепости, когда враги окружали её, необходимо было снабжать крепость чистой питьевой водой. Этот подземный ход тщательно маскировался.
– Ребята, давайте внимательно рассмотрим с вами изображение крепости. Как вы думаете, почему художник изобразил один из берегов реки Оскол белым цветом?
Дети. Это мел.
Воспитатель. Правильно, это мел. Наш край ещё называют “Белогорье”. Ведь в наших местах близко к поверхности земли залегает мел.
А теперь, давайте посмотрим, что же ещё мы видим в крепости.
– Ответы детей.
Воспитатель. В крепости был воеводский двор, разрядная изба, деревянная соборная церковь, погреб для “зелья”, сарай-амбар для оружия и военных припасов.
– А теперь, скажите, пожалуйста, кто сейчас “главный” человек нашего современного города?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, мэр города.
– А вот в то далёкое время “главным” человеком в городе был воевода, который назначался самим царём сроком на два года.
– А ещё на территории крепости существовало два монастыря – Успенский женский и мужской Троицкая Тюляфтина пустынь, а также было 7 церквей.
– Население крепости Оскол и округи состояло из военных людей, их ещё называли “служилыми”. А вот посад был вне крепости и состоял из слобод.
– А вот перед вами изображение русского воина, вот так он выглядел 400 лет назад. (Демонстрация изображения).
– Обратите внимание, на его военное снаряжение. Во что он одет?
– Ответы детей.
– Кольчуга, шлем, сапоги, меч, боевой топор.
– А кто из вас знает, для чего нужна кольчуга? И есть ли она сейчас?
– Ответы детей. (Сейчас бронежилеты, а кольчуга нужна как защитная одежда).
Воспитатель. Ребята, а вы слышали такие названия как “Казацкая”, “Стрелецкая”, “Ямская”, “Ездоцкая”
Ответы детей.
Воспитатель. Современные названия слобод связаны с занятиями людей, которые жили здесь. В казацкой слободе кто жил?
Дети. Казаки!
Воспитатель. В Пушкарской слободе кто жил?
Дети. Пушкари!
– А в Воротниково кто жил?
– Воротники, те, кто охранял ворота крепости.
– Ребята, вот видите все названия слобод пришли к нам из далёких времён и приоткрывают нам историю нашего с вами родного края.
Воспитатель. Ребята, почти 100 лет крепость Оскол защищала наше русское государство от вражеских набегов. Но вот пришло время и наш город “снимает свои боевые доспехи” и начинает заниматься мирным трудом: торговлей, хлебопашеством, ремёслами.
Воспитатель. Сегодня мы познакомились с вами с историей возникновения нашего города. А давайте ещё раз посмотрим на рисунок и сравним сегодняшний город с прошлым. Похож наш сегодняшний город на это изображение?
– Ответы детей.
– А теперь давайте повторим, что нового вы сегодня узнали.
– Скажите, наш город старый или молодой?
– Ответы детей.
– А кто же населял наш город изначально?
– Ответы детей.
– А почему у нас в городе есть названия Казацкая слобода, Стрелецкая слобода, Пушкарская слобода?
– Ответы детей.
– Ребята, вы сегодня очень хорошо слушали и отвечали. Молодцы!