Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: "Проверка усвоения изученного материала, умение применить изученный материал для решения задач."

Устный счёт.

Как определить количество спичечных коробков в ящике, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется?

(Показываю два прямоугольных параллелепипеда, у которых нижние грани равны, чтобы показать это, параллелепипеды прикладываю друг к другу этими гранями.)

Вопрос: Как узнать без вычислений, объём какого тела больше?

Однажды на уроке учитель предложил Вите Верхоглядкину найти площадь поверхности куба, который он держал в руках.

Это очень просто, - бодро начал Витя. - Сначала измеряем два ребра, исходящие из одной вершины. Первое равно 4 см, и второе равно 4 см. Теперь найдём площадь этой грани: 4 см * 4 см = 16 см2. Теперь измерим другие два ребра: первое равно 4 см и второе равно 4 см. Перемножим их, будет 16 см2 - это площадь второй грани.

Потом Витя точно также измерил рёбра оставшихся граней и нашёл их площади. Они оказались равными по 16 см2.

Теперь, продолжал Витя, - сложим все эти площади, будет 96 см2. Это и есть площадь поверхности куба.

Как же он был удивлён, что учитель не поставил ему оценку "5". Как вы думаете, почему?

Работа с сигнальными карточками.

Слайды с 3 по 9:

Презентация.

Приложение.

1 л = 1000 мм3
5 м3 = 5000 л
3 см3 = 3000 мм3
1 дм3 = 1000 см3
1 м3 = 1000 дм3
1 л = 1 м3
18 м3 = 18000 см3

Если ученики считают, что данное равенство верное, то они показывают карточку зелёного цвета, иначе - красного. В том случае, когда ученик поднимает красную карточку, он должен дать правильный ответ.

Математический диктант.

Запишите слова: прямоугольный параллелепипед, объём, литр, фигура.

Запишите формулу объёма куба. Найдите объём куба, если длина его ребра 2 дм.

Запишите формулу объёма прямоугольного параллелепипеда. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если его длина 2 см, ширина 5 см, высота 8 см.

Выразите в дм3: а) 2 м3; б) 2 л; г) 20 м3.

Какова длина ребра куба, если его объём 8 л?

(самопроверка слайд 11)

Практическая работа.

Задание. Запишите формулы для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда.

V=S*c, где S-площадь основания

с- высота прямоугольного параллелепипеда.

V=a*b*c, где a, b, c - измерения прямоугольного параллелепипеда.

(слайд 12)

 На партах у каждого обучающегося лежит прямоугольный параллелепипед.

Задание. Вычислите объём прямоугольного параллелепипеда.

 Дано: прямоугольный параллелепипед,

a=70 мм,

b=35 мм,

c=15 мм.

Найти: V.

Решение.

V=a*b*c=70*35(15=36750 мм3.

Ответ: 36750мм3.

Решение задач.

На экране появляется изображение паровозика. (слайд 13)

Детям, каждому даётся карточка:

  1. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 15 см, 20 см и 30 см.
  2. Объём комнаты 75 м3. Высота комнаты 3 м. Найдите площадь пола.
  3. Чему равен объём куба, ребро которого 5 см?
  4. Объём прямоугольного параллелепипеда 112 см3, его длина 8 см, а ширина 7 см. Найдите высоту параллелепипеда.
  5. Длина прямоугольного параллелепипеда 15 см, она больше ширины в 3 раза, а высота больше ширины на 3 см. Найдите объём.
  6. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, длина которого 26 дм, ширина 25 дм, высота 4 дм.
  7. Объём ящика 13600 см3. Найдите площадь дна этого ящика, если высота его 16 см.

Задание. На товарной станции стоит локомотив и ждёт, когда ему подцепят вагоны. Нужно сформировать железнодорожный состав в который входят паровоз и семь вагонов таким образом: в первый вагон поместить столько груза, сколько получится в результате решения первой задачи, во второй - сколько получится при решении второй задачи и т.д.

Дети решают задачи с полным оформлением в тетрадях, а результат записывают на вагонах поезда.

Верный ответ также появляется на экране.

(В классе нужно сделать №1, №2, №3 и №4. Дома: №5, №6, №7)

Подведение итогов урока.

При подготовке данного урока были использованы следующие материалы:

  1. "Занимательные задания в обучении математике". М.Ю.Шуба. Москва "Просвещение" 1995 г. 224 стр.
  2. "Задачи по математике для 5-6 классов". И.В.Баранова, З.Г.Борчугова, Н.Л.Стефанова. Москва, АСТ Санкт-Петербург 2001г. 280 стр.