Негативные явления общества такие, как преступность, алкоголизм и др. стали сегодня, к великому сожалению, распространены в молодежной среде. Основная причина этих явлений кроется в том, что наше общество в постперестроечные годы не выделяло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности.
Любовь к Родине начинается к любви к своему родному краю, его природе, близким людям и воспитывается она у детей с раннего возраста. Родители часто не уделяют достаточно времени для воспитания ребенка в этом направлении. Большинству из них некогда сходить с детьми в музей или на выставку, просто рассказать детям об истории родного края, страны. А ведь патриота великой станы надо воспитывать с детства. Поэтому целью моей работы является воспитание у детей патриотического самосознания, которое воспитывается на лучших примерах отечественной истории, знаний традиций русского народа. Поэтому, ставлю комплекс задач:
- воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- развивать интерес к русским традициям, промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять географические представления о России, ее городах;
- знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям;
Для решения этих задач я использовала:
“Концепцию патриотического воспитания граждан РФ” от 2003 года, методические рекомендации “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников” М.Д.Маханевой, “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, парциальную программу “Приобщение детей к и стокам русской народной культуры” под редакцией О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой. А способом организации учебно-воспитательного процесса выбрала метод проектов по теме “Моя Родина-Россия” из раздела “Ребенок и окружающий мир”.
Весь комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников я разделила на несколько блоков и разработала перспективное планирование занятий со старшими дошкольниками на 2 года, используя принцип цикличности – усложнения и расширения задач каждой темы. Таким образом, темы занятий были взаимосвязаны и являлись продолжением ранее изученных. Это помогало детям лучше усваивать новые знания, опираясь на ранее изученный материал (см. схему 1).
В своей работе по патриотическому воспитанию я использовала различные формы работы с детьми и их родителями, педагогами (см. схему 2)
Развивающая среда в ДОУ способствует формированию патриотических чувств. В саду имеются:
- музей декоративно-прикладного искусства;
- картинная галерея;
- изостудия;
- Пушкинский уголок.
В группе я создала предметно-развивающую среду, учитывая следующие принципы построения:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии реализуется с помощью разновысокой мебели в группе (столы и стульчики). Воспитатель выбирает позицию общения с ребенком “глаза в глаза”, не возвышаясь над ним. Оборудование, наглядный материал, игрушки размещены на уровне глаз детей и легкодоступны им.
Принцип активности, самостоятельности, творчества реализуется в том, что дети сами могут изменять игровую среду. Они разрисовывают “Доску творчества”, помещают свои художественные работы на выставочное панно, а также в различные уголки: природный, театральный, игровой и др. Дошкольники меняют декорации в театральном уголке, интерьер зоны сюжетно-ролевых игр, переставляя кукольную мебель и т.п. Музыкальный центр создает звуковой дизайн группы. Дети слушают шум леса, пение птиц, знакомясь с родной природой, русские песни и мелодии, знакомясь с традициями русского народа, промыслами и т.д. в различные режимные моменты.
С помощью раздвижной тканевой перегородки, ширмы и выкатных раздвижных полок, дети трансформируют пространство группы. Цветы и бабочки на ширме превращают игровую комнату в “цветущий сад”, а шкаф с крышей – дом, где дети расселяют игрушечных жителей по своему усмотрению. Так реализуется в группе принцип динамичности, а стабильность сохраняется в дружном детском коллективе, так как группа была сформирована в ясельном возрасте. Уголки группы пополняются новым содержанием с учетом возраста детей, способствуя их умственному, физическому развитию.
Принцип гибкого зонирования и комплексирования – создание непересекающихся сфер активности детей в различных областях деятельности. Занятия с детьми проводим не только в групповой комнате, но и в различных помещениях детского сада: физкультурном и музыкальном зале, творческой мастерской по изодеятельности, музее ДОУ, Пушкинском уголке, на спортплощадке, в летнем театре ДОУ, посещаем картинную галерею сада и выставки, организованные в ДОУ.
Помещение группы тоже зонировано: учебная, игровая зоны, различные уголки и уголок уединения в спальне.
Все зоны деятельности детей имеют свой эмоциональный настрой: веселая спортплощадка, сказочный домик летнего театра, загадочная изостудия, волшебный музыкальный зал, таинственный уголок экспериментирования, серьезная учебная зона и др. Они располагают детей к определенной деятельности.
Принцип открытости детей природе, обществу, культуре мы реализуем в уголках природы, краеведения. В природном уголке на фоне красивого русского пейзажа размещены комнатные растения, аквариум с рыбками, клетка с хомячком. В уголке краеведения находятся различные пособия, предметы старины, дидактические игры, в том числе сделанные своими руками (см. приложение).
В группе организуются выставки детских работ, работ русских мастеров, книг, портретов, фотоматериалов и др. Дети познают свою Родину, свой край, людей, культуру.
Принцип открытости своего “Я” реализуется с помощью разновеликих зеркал, также с увеличением. Дети, играя с зеркальным человечком, наблюдают за своей мимикой, познают себя.
Принцип открытости-закрытости можно проследить в использовании семейного альбома на группе. Также в группе оформлены “Доска желаний”, “Доска настроения”, имеется уголок уединения.
Таким образом, развивающая среда в группе способствует развитию активности, творчества, любознательности дошкольников, а мне помогает создавать проблемные ситуации на занятиях и вне, что позволяет воспитать активную личность будущего гражданина страны.
В начале учебного года я использовала следующий прием активизации дошкольников. В учебной зоне детей старшей группы я из букв составила слово “Родина”. Дети сразу старались прочитать слово, а, прочитав, спрашивали у меня, что оно значит. Тогда рекомендовала детям спросить у родителей, чтобы потом мы могли обсудить, кто что понял. Дети приносили ответы взрослых: Родина – это место, где ты родился и живешь, твой дом и семья, твоя улица и детский сад, твой город, твоя огромная страна. Разные ответы родителей заинтересовали детей, а я выслушивала их и со всеми соглашалась. Тогда дети спросили у меня, что же такое Родина, как ее понять? Я ответила: “Чтобы ее понять, надо объять необъятное, каждый день открывать что-то новое в ее понимании: твоя любимая семья, твой теплый дом и шумная улица у твоего дома, детский сад, в котором тебе уютно и весело, прекрасный город Гусь-Хрустальный, в котором ты живешь, и вся огромная страна Россия с ее знаменитыми людьми, красивой природой, богатой историей. Все это объединяет слово “Родина”.
Чтобы интерес детей не угасал, я давала родителям и детям поисковые задания, поручения по каждой теме. Например, я просила принести семейные фотографии, узнать историю семьи и попробовать составить ее генеалогическое древо, выучить новые стихи, поговорки, пословицы и другие задания. Так мы изучали тему семьи.
Для ознакомления детей с детским садом я проводила экскурсии по учреждению, где дети узнавали о труде сотрудников ДОУ, делали для них подарки. В группу я пригласила маму будущего воспитанника ДОУ, чтобы дети могли рассказать ей, как хорошо в нашем детском саду. Свои рассказы они дополняли показом фотографий из составленного нами альбома “Наша жизнь в группе”. Мы чертили схемы помещения группы, участка. Вместе с родителями украшали группу к праздникам игрушками и бусами, сделанными совместно с родителями; делали на участке снежные постройки для зимних забав, а летом сажали цветы на клумбах, ухаживали за ними.
Чтобы познакомить детей с родным городом, я организовывала экскурсии для дошкольников по городу, расширяя образовательное пространство: в аптеку, библиотеку, школу, ДЮСШ, музей Хрусталя. В результате впечатлений детей в группе появилась выставка “Сувениры гусевских мастеров”, которая пополнилась предметами декоративно-прикладного искусства, а также рукоделием мам и бабушек. Так в группе возник “Уголок русских умельцев”.
Участвуя в городских конкурсах и соревнованиях, дети посетили ДОУ № 29 и спорткомплекс им.Паушкина, ГЦКиД, побывали в киноцентре “Алмаз”, а внутри сада дошкольники участвовали в конкурсе чтецов “Поэты родного края – детям”. В результате в подготовительной группе был оформлен альбом “Наш город”. Так мы изучали свою малую Родину.
Чтобы понять смысл выражения “Моя большая Родина”, надо представить ее бескрайние просторы с разнообразием природы и народов, ее населяющих.
В конце учебного года многие дети делились своими планами на лето. Я давала им задания наблюдать за красотой природы в разных уголках нашей страны, где придется им побывать с родителями, за местными традициями и обычаями народов. После летнего отдыха группа пополнилась следующим материалом:
- коллекциями открыток “Города России”
-природным материалом родного края и других уголков страны (коллекциями ракушек, камушек, шишек, желудей, бабочек, гербариями цветов и листьев), который мы использовали на занятиях и в свободной деятельности детей. Также мы оформили фото-выставку “Путешествия по городам России”. Я беседовала с детьми о разных народах, населяющих нашу Родину, которые имеют свой язык, культуру, но, живя в России говорят по-русски, являются россиянами и гражданами нашей большой Родины. Знакомя детей с символикой России, мы оформили уголок “Символики России”. Даже путешествуя за рубежом, наши дети понимают что они – граждане России, имеют свои права и обязанности, и в саду мы их знакомим с “Конвенцией о правах ребенка”.
Продолжая тему “Родина”, я знакомила детей с нашими знаменитыми писателями, композиторами, художниками, учеными, полководцами, космонавтами, спортсменами. Сначала в группе оформила “Галерею великих соотечественников”, затем, давала детям домашние задания с помощью родителей собирать дополнительный иллюстративный материал о лучших деятелях Отечества. Родители активно включились в работу, и совместными усилиями мы оформили папку “Гордость земли российской”.
Обобщая знания детей, мы пришли к выводу, что патриот – это человек любящий Родину, гордящийся ее успехами, чувствующий за нее ответственность.
Закрепляя тему, я проводила игры-викторины: “Богатыри земли русской”, “Боевая слава нашего народа”, литературные викторины, совместно с музыкальным руководителем – праздники: “День защитника Отечества”, где родители участвовали в соревнованиях, “День Победы” с приглашением ветеранов войны. В рамках подготовки к мероприятиям дети расспрашивали своих родственников об армии и войне, приносили их фотографии, готовили рисунки на эту тему. Также дошкольники встречались с сотрудниками МЧС, ГИБДД, участвовали в конкурсе рисунков по пожарной безопасности. Знакомя детей с историей нашего Отечества, я принесла в группу глиняный кувшин. Дети заинтересовались предметом, обследовали его, предполагали, что хранили в нем раньше. Любознательность детей привела нас в музей детского сада на экспозицию “Русская изба”, где я проводила с ними занятия. “Путешествуя” в древнюю Русь к славянам, дети узнавали, как жили их предки, где и как строили жилища. Мы рисовали схему древнего поселения славян (см. схему).
Дошкольники знакомились с бытом русского народа, его фольклором, народными промыслами.
Особенно детям интересен промысел хохломской росписи. В подготовительной группе в преддверии подготовки к празднику для мам, мы с музыкальным руководителем решили создать ансамбль “Ложкарей”. Детям раздали хохломские ложки. У дошкольников возник вопрос: Почему ложки с похожим узором разного цвета? В процессе занятий и работы с родителями дошкольники многое узнали об этом народном промысле, после чего они сами расписывали этим дивным узором шаблоны посуды. А ансамбль ложкарей сыграл на празднике русскую народную песню “Калинка”. В группе появился уголок “Золотой Хохломы”.
Для закрепления знаний детей по каждому тематическому блоку занятий я разработала и провела итоговые игры-викторины: “Моя семья”, “Мой детский сад”, “Мой город”, “Моя Родина – Россия”.
Отслеживание результативности работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников я проводила с помощью мониторинга, разработанного мной по блокам: “Родной город”, “Родная страна”, “Нравственное воспитание”, а также использовала мониторинг “Государственная символика России”. Результаты мониторинга оказались следующими: (см. схему).
Работа по патриотическому воспитанию отразилась и на активном участии детей в городских конкурсах, где дети занимали призовые места:
- “Зеленый огонек” - 2 место, декабрь 2007 год
- “Веселые старты” (спортивные соревнования) – 3 место, ноябрь 2007 год;
- “Никоновские чтения” - 2 место 2008 год;
- Городской конкурс чтецов – лауреаты, февраль 2008 год;
- “Юные дарования” (конкурс детских театральных коллективов) – 2 место, апрель 2008 год. А также дети принимали участие в других городских и внутрисадовых конкурсах:
- “Подкормим птиц зимой”, (акция по охране пернатых), январь 2008 года;
- “Малышок-2008” (спортивные соревнования), март 2008 года;
- “Поэты родного края - детям” (конкурс чтецов), март 2008 года;
- “Вторая жизнь старых вещей”, (конкурс с участием родителей), апрель 2008 года;
- Конкурс рисунков по пожарной безопасности, май, 2008 года.
Работа по патриотическому воспитанию отразилась на уровне готовности детей к школе. Дети стали любознательны, активны, открыты.
В процессе работы я наблюдала возникший интерес детей и родителей к истории своей семьи, края, страны. Эти темы сейчас актуальны, поэтому, на будущее я планирую продолжать работать с семьями воспитанников в данном направлении и сплотить детский коллектив и родителей темой исследования “История семьи в истории страны”.
Сейчас у меня средняя группа. Я с родителями собираю материал о прошлом их семей. Родители с удовольствием вовлеклись в это исследование. Позже собранные интересные материалы обогатят открывающийся в МДОУ № 3 новый музей, посвященный юбилею Победы “Музей военных лет”.