Олимпиада для меня и моих учеников

Разделы: Общепедагогические технологии


Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее,
У каждого свой тайный личный мир.
Е. Евтушенко

Особенности работы с одаренными детьми

Олимпиада для меня и моих учеников – это образ жизни, стиль поведения, который, вместе со своими учениками и родителями стараюсь формировать с пятого класса.

Различия в творческих возможностях людей существуют с раннего детского возраста. “Уместно поставить вопрос об одаренности в области науки. Она сильно отличается от одаренности в области искусства. Прежде всего, научная одаренность гораздо менее четко выражена. Во-вторых, одаренность к научному исследованию встречается гораздо чаще, и, в-третьих, она проявляется значительно позднее. Если одаренность к музыке, пению, живописи или танцам можно заметить в очень раннем возрасте, и, во всяком случае, до 10 лет, то признаки научной одаренности, быть может, кроме математических, можно определить у ребят учащихся в средней школе, лишь в возрасте 14-17 лет. Но в этом возрасте она неудержимо проявляется, и, прежде всего в том, что подросток начинает увлекаться всякого рода опытами и в меру своих знаний стремится пусть к наивному, но творческому осмысливанию этих опытов” говорил лауреат нобелевской премии в области химии, Николай Николаевич Семенов /“Цит. по ст.: Н.Н. Семенов о себе. Из автобиографий разных лет”. Исследовательская работа школьников. 2006. № 2. С.132/.

Прежде всего, необходимо понять каждому педагогу, работающему в школе и чиновнику из образования, издающему приказы, что в общеобразовательной школе приходится работать не с отдельными учениками, а с классом или группой самых обычных ребят, имеющих общие способности. Эти способности связанны с развитием интеллекта и определенных особенностей каждой личности:

  • готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие, и высокая работоспособность;
  • внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
  • умение ориентироваться в сложных ситуациях, гибкость ума;
  • адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Однако у одних людей общие способности развиты больше, чем у других. “Отсюда ряд условий создания воспитательного пространства, благоприятного для развития. Необходимость создания таких условий определяет позицию педагога-гуманиста. Прежде всего – принятие ребенка таким, каков он есть, со всеми его положительными и, возможно нежелательными проявлениями.

Создание каждому ученику ситуации успешности, осознания своей значимости для других. Возможно ли это? Возможно, если педагог владеет методами диагностики личностных особенностей своих воспитанников и находит для каждого тот вид деятельности, ту форму участия в общем деле, которые позволят самоутвердиться в глазах сверстников и взрослых, поверить в свои силы, почувствовать себя значимым для других” /16, с. 20/.

В этой связи наряду с традиционными задачами образования встают задачи психолого-педагогические:

  • изучение психологических особенностей каждого ученика, а также класса в целом;
  • определение причин трудностей обучения и поведения для оказания психологической и педагогической помощи;
  • выявление склонностей каждого ребенка, с целью проведения ранней профессиональной ориентации.
  • Лишь отказ от стандартов и стереотипов, конструирование нового, необычного, развивают в человеке способности и превращают его в творческую личность с большим потенциалом.

В каждой школе обязательно найдется несколько педагогов или хотя бы один, неравнодушных, неспокойных душой, которым до всего есть дело, которые постоянно находятся в поиске и примером своим заражают как учеников, так и коллег. Учителя, пренебрегающие своим временем и занятостью, готовые в любое время ответить на вопросы, обсудить проблемы школьников, их родителей, а также педагогов. За этим стоит сложнейшая исследовательская и аналитическая работа самого педагога. Он постоянно, изо дня в день, ищет оптимальные для данных конкретных условий решения, и именно это определяет творческий характер труда учителя.

Одним из направлений исследовательской деятельности педагога в школе является руководство исследованиями учащихся в процессе познания. Это самая настоящая научная деятельность, организовать которую и управлять которой можно, только имея собственные навыки и опыт в этой области.

Таким образом, союз учителя и ученика, творчество педагога и ребенка, поддержка родителей и чиновников, помогают молодым людям открыть “себя для себя” и для общества, реализовать свои способности.

Методика выявления одаренности детей.

Выявление одаренности детей - это не одноразовое мероприятие, а длительный процесс, одаренность может развиваться во времени.

С одной стороны, система наблюдений и исследований включает в себя специальные методы интеллектуального обогащения учеников, методы выявления одаренности, как на основании тестов, так и на основании самого учебного процесса.

В основе работы нашей школы с углубленным изучением отдельных предметов, лежит метод, разработанный американским специалистом в области психологии одаренности Джоржем Рензулли, предполагающий три уровня обучения:

  • Первый уровень обучения охватывает всех детей 5-7 классов, а не только одаренных.

Задача в рамках этого уровня заключается в том, чтобы помочь учащимся найти интересующую их область занятий, то есть всестороннее развитие. На этом этапе организация учебной деятельности проводится в форме частично-поисковый и исследовательской работы. Примером могут служить следующие виды “исследовательских работ”: еженедельное решение конкурсных задач по математике в специальных тетрадях, решение одной задачи различными способами, олимпиады различных видов и уровней, выступления и сообщения по интересующим темам предмета или смежным наукам, творческие работы (составление задач, математических сказок, литературно-математический экспромт, разработка сценариев для математических вечеров; практические и лабораторные работы: измерение площадей и объемов сложных фигур и тел, построение диаграмм. Все виды творческих работ, выполняемых учащимися, имеют вполне определенные цели: - повышение интереса к предмету, - умение работать с учебником и дополнительной литературой, - систематизировать материал. Все это приобщает ребенка к основам олимпиадной и исследовательской деятельности, позволяют ученику стать автором пусть маленького, но собственного произведения. Желающие имеют возможность поучаствовать в предметных олимпиадах разного уровня, учиться в заочных математических школах.

  • Второй уровень, охватывающий учащихся 8-9 классов, предполагает совмещение

возможностей подростка с его интересами. С восьмого класса начинается углубленное изучение отдельных предметов: математика, физика, информатика, языки, что помогает выявить научные способности ученика. Обычно уже к 14-15 годам более четко проявляется интерес и способности к определенным наукам. Ученики этого возраста продолжают исследовательскую работу, но уже на новом уровне: решение задач повышенной сложности; решение олимпиадных задач на факультативах, элективах и заочных математических школах; решение одной задачи несколькими способами; участие в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня.

  • Третий уровень, охватывающий учащихся 10-11 классов, предполагает

самостоятельные, индивидуальные исследования. К десятому классу ребята в целом определяются в выборе своих интересов и возможностей, соответственно выбирают тему исследования. В результате кропотливой работы в течение ряда лет, учащиеся данных классов легко и с удовольствием принимают участие в предметных олимпиадах, внедряют современные информационные технологии (приложение № 1).

Отличительная черта ребят, занимающихся решением олимпиадных задач: “Я сам!”. Подтверждением этому служат слова американский педагог У. Сойер: “Для всех математиков характерна дерзость ума. Математик не любит, когда ему о чем-нибудь рассказывают, он сам хочет дойти до всего” (7, с.25).

Известный американский математик в своей книге Д. Пойа “Как решать задачу” предлагал следующие правила: “Первое правило - надо иметь способности, а наряду с ними удачу. Второе правило – стойко держаться и не отступать, пока не появится счастливая идея” (17, с. 25).

Также среди педагогов школы популярен эвристический метод обучения, который рассматривался в русской школе с начала 19 века. “Нельзя излагать учащимся данный раздел математики в совершенно готовом виде” говорил известный русский математик С.И. Шохор-Троцкий в своей книге “Геометрия на задачах”.

С другой стороны, психологи школы проводят тестирование по изучению зоны ближайшего развития (приемы учебной деятельности, свойства мышления и памяти, внимания, работоспособности) по методу ШТУР.

Учитель-предметник отслеживает знания, умения и навыки учащихся.

В тоже время классный руководитель проводит анкетирование, тестирование взаимоотношений с родителями, со сверстниками и учителями.

Со своей стороны научный руководитель проводит наблюдения, опрос и тестирования, например: “Твой творческий потенциал”.

Итак, результаты наблюдений и исследований, проводимые различными структурными подразделениями школы, позволяют отслеживать развитие и формирование творческих способностей ребенка, его интересов в течение всех лет обучения.

На начальном этапе (5 класс) многие дети самостоятельно не справлялась с решением конкурсных задач. Одни обращались за помощью к родителям, старшим братьям и сестрам; некоторые просто к знакомым, сотрудникам своих родителей; отдельные ребята занимались с репетиторами. Однако не каждый педагог брался решать конкурсные задачи, которые требовали особых знаний, умений и навыков от него самого. В дальнейшем, учащиеся втянулись в работу, с которой многие взрослые просто не могли уже справиться. Естественно у каждого ребенка появился свой мотив, чтобы научиться решать нетрадиционные задачи. Но главная цель была достигнута. Ребята с удовольствием ждали субботы, когда можно было свободно высказываться и предлагать может быть даже самые “бредовые идеи” по поводу решения оригинальных задач, зная, что никто не осудит их и не посмеется.

Один из важных факторов успешного олимпиадного движения является групповая и индивидуальная учеба в заочной математической школе (с 6 класса по 10 - 15 учащихся). Ребята с огромным удовольствием собирались вечерами, когда не надо было никуда спешить и спорили до хрипоты над очередной красивой задачей, пока родители не сообщали, что пора домой.

На конец первого уровня обучения каждый ребенок является автором маленьких произведений: мини справочник по математике, мини “альбом стихов, экспромтов и сочинений о математике, математиках и о себе”. Учащиеся лицейского класса, кроме того, создают авторские мини “сборники конкурсных задач с решениями” и минимум три проектные или исследовательские работы.

Следующим этапом стало участие в школьных, районных и всероссийских, дистанционных, очных и заочных олимпиадах. Таких как “Кенгуру”, “Эрудит”, “Турнир Архимеда” и “Авангард” - математика; “Медвежонок” - русский язык; “Кит” - информатика, “Бульдог” - английский язык, а также обучение в заочной многопредметной школе при МГУ им. В. Ломоносова.

Именно здесь происходили первые самостоятельные открытия ребенка, даже небольшие и как будто незначительные, но в них были ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности стимулировали интерес не только к математике, но и другим наукам. При подготовке к предметным районным и окружным олимпиадам собирались 3-4 учащихся, победители и призеры олимпиад, собирались уже за круглым столом и работали как в группе, так и индивидуально: это был огромный “мозговой штурм”.

Олимпиады позволяют ученику познать самого себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих. В целом они и служат развитию творческой инициативы ребенка.

Учет количества задач, решаемых учащимися на контрольной работе - это по сути дела навык, который приобретался в течение нескольких лет учебы и оказался как нельзя, кстати, в 11 классах, когда многие ребята сдавали всероссийское тестирование ЕГЭ. В целом, многие педагоги не сторонники тестирования, зная, что именно в процессе этой работы вероятность потерять одаренных детей очень велика.

Если вы не ставите перед собой цель,
вы никогда ее не достигните.
Народная мудрость

Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся

В результате реализации программы выпускник будет обладать следующими качествами личности:

  • самостоятельно приобретать новые знания и эффективно их применять на практике;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, аргументировать выводы, находить решения) и активно применять новые информационные технологии;
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Общеучебные результаты реализации программы:

  • повышение качества обучения,
  • создание положительной мотивации обучения;
  • формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений;
  • изменение отношений “учитель – ученик” в сторону сотрудничества;
  • создание банка данных одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми;
  • создание банка данных проектных и исследовательских работ учащихся и педагогов.

Опираясь на реальные данные, исследования и наблюдения, были созданы различные карты, схемы и таблицы, позволяющие видеть класс в целом, а также каждого ученика; рост и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка, и становление его как личности. Такие как:

  • схемы общеучебных знаний, умений и навыков, учащихся 5-11 классов с учетом положительного и отрицательного отношения к математике;
  • диаграммы роста успеваемости и уровня обученности учащихся;
  • диаграмма роста самостоятельности в решении конкурсных задач;
  • круговые диаграммы работоспособности учащихся на контрольных работах;
  • “индивидуальные карты роста интеллекта” каждого ученика 11-х классов, начиная с 5-го класса;
  • “карта распределения IQ по уровням интеллекта учащихся класса ”;
  • “карта коэффициента нереализованного интеллектуального потенциала учащихся класса” (приложение № 2).

Заключение

Главнейшим в творческой деятельности является
cпособность непрерывно работать, умение месяцы, годы,
десятилетия добиваться намеченной цели,
неустанно искать пути решения проблем.
М.А.Лаврентьев

В заключение хотелось отметить следующее:

  • дети, прошедшие обучение с использованием программы индивидуально-групповых занятий “Руководство исследовательской работой школьников”, раскованы, раскрепощены, прекрасно владеют собой. Они уверены в своих способностях и имеют адекватный уровень самооценки; обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. Отличительная черта этих ребят - высокая работоспособность, трудолюбие, глубокие знания, навыки исследовательской работы и увлеченность;
  • изучение динамики умственной одаренности позволяет, с одной стороны отслеживать каждого ученика: его интеллектуальный рост, морально-психологические, физиологические и физические возможности, с другой стороны помогает оказывать ему конкретную помощь;
  • данные наблюдений и исследований необходимы как учителям-предметникам, классным руководителям, так администрации и родителям.

Список литературы

  1. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
  2. Практическая психология: Учебник / Под ред. Д-ра псих. Наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – СПб.: изд-во”Дидактика Плюс”, 1998. – 336 с.
  3. Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.-263, -93 ил.-44 таб.
  4. Улин Б. Цели и методы обучения математике. Опыт Вальфдорской школы (перевод с нем. Под редакцией М.И. Случа). М.: Народное образование, НИИ школьных технологий. 2006.336 с.
  5. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
  6. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учебное пособие для студентов физ.-мат.фак.пед.ин-тов. М., “Просвещение”, 1997. 480 с.
  7. Губкин И. Личность: Пружины разнообразия. (с. 102-146) Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. Сборник двадцатый. – М., Советский писатель, 1986. 480 с.
  8. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ”, 1997 – 640 с.
  9. Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии. Часть 1. –СПб.: 2001./ Автор и составитель И.Г. Салова.
  10. Савенков А.И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. -203 с.
  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2005. – 112 с.
  12. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.
  13. Айзенк Г. Новые IQ тесты. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 192с.
  14. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.6 ил.Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. Учебное пособие. –М.: АПКиПРО, 2002. – 104 с.
  15. Выготский Л.С. Развитие житейких и научных понятий в школьном возрасте/исследовательская работа школьников, 2006. № 4. С.37-57.
  16. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. Учебное пособие.- М.: АПКиПРО, 2002.- 104 с.
  17. Пойа Д. Как решать задачу. Пер. с англ. М., Учпедгиз, 1961.
  18. Махмудов М.И. Проблемное обучение. М., “Педагогика”, 1973.
  19. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия “Педагогическое образование”. – Ростов н/Д: издательский центр “Март”, 2002. 320 с.
  20. Соейр У.У. Прелюдия к математике. Пер. с анг. Изд. 2-е, М., “Просвещение”, 1972.
  21. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987. – с.13-14