Урок-путешествие "Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • отработка правописания безударных окончаний имён существительных 1-го,2-го, 3-го склонений;
  • продолжить работу над формированием функциональной грамотности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, умения работать в паре, в группе, умения сотрудничать и помогать друг другу;
  • воспитывать интерес к уроку русского языка и окружающему миру, активного, небезразличного отношения к “малой” Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактические карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие.

Внимание на экран!

Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живём.
И.Истомин

– Вы догадались, где пройдёт наше путешествие?

II. Актуализация знаний.

– Ребята, вы правы! Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю. Но сначала надо проверить, хорошо ли мы к нему подготовились. А для этого проверим, как вы дома выучили таблицу безударных окончаний имён существительных.

Игра “Ручеёк”: ребятам раздаются карточки с таблицей, где нужно вставить окончания имён существительных 1-го,2-го, 3-го склонений. Ученики с последней парты передвигаются на предыдущую так, как течёт ручеёк.

Итак, какой ручеёк (ряд) самый быстрый?
Внимание на экран! (На экране таблица с ответами.)

III. Сообщение темы урока.

– Внимание на экран!
– В какой части слова и части речи пропущены буквы?

Когда солнц… над тундр… светит,
Тундр… радость несёт оно.
Когда много друзей на свет… ,
Сердце счасть… озарено.
И.Истомин

– Ребята, вы догадались какова тема нашего урока. (Ответы детей.)
– Правильно, ребята! Мы будем повторять правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений.
– Вернёмся к экрану. Давайте определим падеж, склонение этих существительных и назовём окончания.

IV. Физкультминутка.

Пусть дорога нелегка,
И замёрзли мы слегка.
Руки мы сейчас согреем,
Всё на свете мы умеем.

V. – Продолжим наше путешествие. Но для этого разделимся на группы. Выполним работу по карточкам.

– Ребята, в каких частях слова пропущены буквы? (Ответы детей.)
– Значит, вы должны вставить все пропущенные буквы и доказать свой выбор. Время каждой группе 7 минут.

1-я карточка.

Край Земл.. – так переводится с ненецкого языка на русский слово “Ямал”. В старин.. называли эти места “краем крещёного свет..”. С давних времён п..селились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия н..родностей означают места их прож..вания – безлесную тундр.. , п..бережья рек, тайгу. Богат наш край, в его недрах неоценимое б..гатство – нефть и газ, а главная ценность земл.. – люди – труженики.

2-я карточка.

С с..вера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океан.. , который дыш..т студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, ж..вущих на его б..регах. На бе..крайних просторах тундр.. пасут стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыб.. – нельму, осётра, муксун.. –ханты.В лесах ра..тущих ближе к югу, водятся пушные звери, много грибов, яго.. . В лесном кра.. живут “лесные люди” – селькупы.

3-я карточка.

Мы, как птицы, на юг улетаем,
В суматох.. не помня о том,
Что душою уже прикипаем
К тем местам, на которых ж..вём.
Отпустивши на север.. бород.. ,
Ты шагаешь д..рогой прямой.
Ты шагаешь по юном.. городу –
Это Губкинский – горо.. – родной.
Как на Марс.. , ни яблок, ни клевер.. .
Бесконечна таёжная даль,
Но с М..скв.. и до Крайнего Севера
К нам стальная ведёт магистраль.

4-я карточка.

Рек не счесть, и в озёра таёжные
Величаво смотрит луна.
Новостройки ст..ят мол..дёжные,
Станут песнями их имена.
И откуда б мы ни были родом,
Мы построили горо.. любя.
Х..рошей и красуйся все годы,
Пусть Господь сохраняет тебя.
А в преддверии десятилетия
Я желаю безоблачных дней,
Уст..ять тебе тысячелетия
Нам для радост.. и для д..тей.
Б.Федорив.

(Далее следует проверка.)

– Ребята, а сейчас, сколько лет нашему городу?
– Верно 23 года. Это самый молодой город в стране.
– Ребята, кто знает, сколько лет Ямалу?
– Молодцы! 80 лет! Верно!
– 10 декабря мы отмечали День рождения Ямала. Вы рисовали рисунки, отвечали на вопросы викторины. Все мы с вами любим наш город, наш край!

VI. Словарная работа. Ученикам раздаются перфокарты со словарными словами. Дети работают в парах. Затем проверка.

– Внимание на экран! Оцените свою работу.

Адрес, берёза, город, Кремль, Москва, народ, путешествие, работа, Родина, север.

VII. Игра “Альпинисты”.

На доске – контурное изображение горы, по бокам которой записаны 2 ряда существительных с пропущенными окончаниями. Нужно вставить пропущенные окончания и указать падеж.

Класс делиться на 2 группы и продолжает путешествие.

в чум..
у заимк..
нет аркан..
на сосн..
в лесотундр..
на медвед..
без нефт..
к шаман..
на клюкв..
за куропатк..
у яранг..
в тундр..
по зимник..
за листвениц..
на охот..
у олен..
без газ..
по болот..
без брусник..
у песц..

Подведение итогов игры.

VIII. Домашнее задание. Дома вы продолжите наше путешествие, но уже в тетради “Пишем грамотно”– урок 108 № 2 и № 5. А кто не заблудиться и не устанет, может выполнить все упражнения.

IX. Итог урока. Подведение итогов. Оценки за урок – путешествие.

– Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Мне хочется пожелать вам всегда любить наш город, наш Ямал, уважать и понимать язык тех людей, которые живут с нами рядом. Бережно относиться к природе нашего края.

Рефлексия “Мордашки”.

– Ребята, чем запомнился вам этот урок? Ваше настроение:

До урока –
После урока –

(Дети показывают при помощи смайлика.)

Использованная литература:

  1. Ямальский калейдоскоп/Учебное пособие по литературному краеведению. Л.Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН.2003.