На педагогов школ сегодня ложится большая ответственность по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Выпускные и вступительные экзамены по математике в 2009/10 учебном году вот уже в девятый раз пройдут в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который затрагивает осевой принцип всей образовательной системы – ответственность педагога за результаты своего труда.
Каждый предмет, особенно математика, в курсе средней школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики.
В рамках часов, отводимых на преподавание математики, достаточно трудно достигнуть уровня знаний и умений, который требуется для сдачи ЕГЭ и программой вступительных экзаменов ВУЗов.
И, конечно же, мы стараемся научить детей самостоятельно добывать и, главное, систематизировать добываемые знания. За время существования ЕГЭ уже накоплен опыт работы по подготовке учащихся к ЕГЭ, в том числе и с использованием компьютерных обучающих программ.
Надежды на улучшение качества образования в ближайшие годы многие педагоги связывают с применением компьютерных обучающих программ. К настоящему времени разработано большое их число по разным школьным предметам. Анализ программ показал, что использование некоторых из них может способствовать лучшему осмыслению изучаемого материала, развитию самостоятельности мышления, творческого отношения к учебе. Опыт учителей показал, что применение даже самых простых контролирующих программ может принести пользу. Вместе с тем стало очевидно, что фигура учителя остается центральной в учебном процессе.
Основным назначением компьютерных обучающих программ является индивидуализация обучения, учитывающая творческие и психологические особенности личности. Этот многокомпонентный программный продукт, включающий в себя:
- изложение теоретического материала дисциплины с использованием компьютерного представления (то есть электронный учебник)
- практикум, включающий в себя предметные задачи и примеры их решений
- справочную систему, содержащую основные термины и определения дисциплины
- систему оценки результатов усвоения материала, используемую, с одной стороны учителем для промежуточного и итогового контроля и, с другой стороны, обучаемым своей подготовленности при самостоятельной работе.
Электронные издания учебного назначения имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений. Это – автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства, в том числе компьютерные. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала.
Так что, при подготовке к единому государственному экзамену по математике компьютерные технологии можно применять:
- используя компьютерные обучающие и контролирующие программы
- составляя самостоятельно тестовые задания
- создавая мультимедийные презентации
- применяя ресурсы сети Интернет
Несомненным достоинством применения компьютерных технологий при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Компьютерные технологии на уроке:
- экономят время;
- дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;
- повышают мотивацию;
- усиливают интерес;
- позволяют выбрать темп урока;
- наглядно-красочно представляют материал.
Компьютерный контроль уровня знаний даёт существенные преимущества, которые позволяют осуществить индивидуализацию процесса, сэкономить время, делает результаты наглядными. Многие ученики, которые болезненно относятся к замечаниям учителя на глазах у класса, в диалоге с компьютером чувствуют себя комфортно. Компьютер не читает нотаций, не считает количество неудачных попыток и даже может объяснить, в чём ошибка. Такое применение компьютерных продуктов стимулирует учащихся, вселяет в них веру в собственные силы, снимает психологические барьеры и страх перед предметом.
Применение компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые и углубленные знания по предмету
- систематизировать усвоенные знания
- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена
- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы
- подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Следует сказать ещё раз о значимости новых компьютерных технологий для развития системы образования в условиях её модернизации. Использование компьютерных технологий в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
- многоаспектное развитие школьника
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
На уроках и во внеурочное время при подготовке к ЕГЭ я часто использую достаточно известные электронные пособия как:
1. Электронный учебник-справочник АЛГЕБРА представляет собой полный курс алгебры. Диск содержит:
- Зачет
- Учебник
- Рабочая тетрадь
2. Электронное издание “Математика 5–11 классы. Новые возможности для усвоения курса математики” обеспечивает:
- Индивидуализация и дифференциация обучения
- Воспитание навыков самоконтроля
- Увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера
- Возможность увеличения объема информации и собственной практической деятельности ученика
3. Электронное издание “Математика 5–11 классы. Практикум”.
- Это учебное электронное издание содержит:
- 112 заданий с пошаговым разбором
- 764 модели – “живых чертежа”
- 15 мультимедийных демонстраций
4. Электронное издание “Успешная подготовка к ЕГЭ по математике” в 3-х частях поможет подготовиться к ЕГЭ самым эффективным и быстрым способом – обучение с помощью DVD. Консультирует высококвалифицированный педагог.
5. Электронное издание “1С:Репетитор. Сдаем ЕГЭ 2004”.
Работая с тестами, учащиеся смогут:
- отрепитировать сдачу экзаменов по предметам ЕГЭ
- подготовиться психологически к процедуре тестирования
- ознакомиться с подробным анализом знаний по предмету
6. Электронное издание “Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников”. Уникальные технологические компоненты программы:
- Система пошагового интерактивного решения задач
- Редактор формул, позволяющий легко вводить математические выражения
- Экспертная система разбора математических выражений, позволяющая анализировать действия пользователя, находить ошибки, давать рекомендации по их исправлению.
7. НОВИНКА:
“Курс математики ХХI века” – настоящая находка для выпускников и абитуриентов.
Курс отличается четким, детально проработанным “алгоритмическим” изложением теории, облегчающим подготовку выпускников и абитуриентов к сдаче экзаменов даже с нуля. Но главная изюминка “Курса математики” – это интерактивное пошаговое решение экзаменационных задач.
При проведении уроков использую мультимедийные презентации. На этих уроках реализуются принципы наглядности, доступности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Уроки-презентация тоже обеспечивает получение большого объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернутьсяк предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Держу связь с Интернет – порталами “Досье учителя математики”, “Портал учителя”, “Портфолио. 1 Сентября”.
Для успешного достижения поставленных целей я предполагаю совершенствовать формы организации учебной деятельности обучающихся с использованием обучающихся программ .
В настоящий момент мы имеем довольно широкий набор разнообразных и зачастую качественных учебных программ и дисков. Но вместе с ними пользователь получает в лучшем случае лишь описание содержания, рекламу достоинств и инструкцию по эксплуатации. То есть большая часть методики применения диктуется самим программным продуктом и не нуждается в пояснении, а сам продукт не может изменяться. Учителю предоставляется самостоятельно додумывать, как и где их применять, что весьма некомфортно для абсолютного большинства учителей, которые не испытывают желания заниматься таким “творчеством”, не располагая ни временем, ни опытом.
Если учитель решил использовать электронные учебные пособия для более успешной организации учебной деятельности учащихся, в процессе которой развиваются умения мыслить, учиться и действовать, то ему необходимо разработать методы применения этих пособий на уроках. Что для этого необходимо?
I. Учителю необходимо составить тематическое планирование с учетом применения электронных пособий на уроке. Учитель определяет темы и этапы урока, на которых будет использовать компьютер.
После того, как учитель уяснил для себя темы, в которых он будет применять компьютер, встаёт вопрос – как это сделать на конкретном уроке? И здесь необходимо поработать над методикой применения электронных учебных пособий. Выделяю основные моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке к урокам.
Планируя урок, учитель должен:
- хорошо представлять на каком этапе урока, и с какой целью он будет применять электронное учебное пособие;
- хорошо знать возможности своих учеников, уровень обученности на данный момент, уровень сформированности учебной деятельности каждого ученика, чтобы осуществить дифференцированный подход в организации обучения;
- учитель должен хорошо знать структуру электронного учебного пособия.
II. Сформулировать цели, с которыми будут применяться электронные учебные пособия при изучении той или иной темы. Постановка цели должна вызвать потребность достижения этой цели, то есть цель должна быть осознана и принята учащимися, и только после этого осуществляются необходимые учебные действия.
III. Провести диагностику сформированности учебной деятельности класса. Напомним, что под “учебной деятельностью психологи понимают деятельность учащихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмов решения, связанных с ним задач и, следовательно, на развитие школьников и формирование личности”.
Методы диагностики могут быть различными: анализ устных ответов и письменных работ учащихся; учёт количества решаемых учениками задач за одно и тоже время; уровни сложности решаемых задач; наблюдения за качеством работы на уроке.
По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:
- положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
- положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
- отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
- отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.
Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Важно, чтобы перемещение шло в направлении от “последней” в “первую”, а не наоборот. Условное деление по группам позволяет учителю организовать работу по формированию приемов учебной деятельности учащихся дифференцированно и с учетом их индивидуальных возможностей. Помощником учителя в осуществлении данной задачи становится компьютер.
VI. Учитывая уровень подготовки учащихся, учитель распределяет задания индивидуально для каждого ученика. Так же необходимо учесть, что количество компьютеров может быть в два раза меньше, чем учащихся. Как быть? Как показала практика, учеников необходимо разделить по парам. Каждая пара должна быть приблизительно равна по силам. Это дает возможность ученику обратиться за помощью к другу, вырабатывает ответственность у учащихся за работу, формирует мышление, так как необходимо правильно и грамотно объяснить тот материал, который сам понял. Если компьютеров не хватает для парной работы, то можно построить урок таким образом, чтобы учащиеся работали и с электронными пособиями, и с учителем, и по группам. Допустим, компьютеров всего пять. Тогда пять учеников, которые “ушли вперед”, работают за компьютерами, решая задачи повышенной сложности, два – помогают тем, кто готов перешагнуть базовый уровень, остальные разбиваются по парам, в которых один выступает в роли учителя, а другой в роли ученика. Учителю на данном этапе урока отводится роль консультанта.
V. Осуществлять оперативный контроль для того, чтобы вовремя можно было помочь ученику усвоить изучаемый материал и сформировать навыки самостоятельной работы.
Оперативный контроль осуществляется с помощью методов взаимоконтроля, самоконтроля, тестирования. Тестирование хорошо проводить с помощью компьютера, когда ученик видит результаты своих ответов и получает независимую оценку. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению незнания и непонимания.
Каждое занятие вызывает у учеников эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Личность учителя, его эрудиция, его требовательность, его заинтересованность – вот главная составляющая любой технологии обучения. Только тот учитель, который способен расти вместе с учеником, будет успешен. И только успешный учитель сможет помочь ученику сформировать себя как личность, входящую уверенно в окружающий его мир, умеющую правильно выбрать поле своей деятельности.
Но до сих пор большинство школьных преподавателей еще бежит от компьютера. Не потому, что компьютер сложен для освоения, а потому, что учителя не знают, как его употребить с пользой для дела.
Хочется верить, что настало время диалога между программистами-профессионалами и учителями, в результате которого:
- возникнет понимание роли и особенностей компьютера как образовательного инструмента;
- будут выработаны требования к учебным компьютерным продуктам и создан востребованный педагогами прототип программного обеспечения;
- начнется интервенция (внедрение) новых методик и программ в образовательный процесс.