1. Вступление. Актуальность проблемы.
На современном этапе в полной средней школе вводиться двухуровневое обучение. Ученик должен сделать выбор: на каком уровне он будет завершать свое образование – на базовом или углубленном профильном – и какой конкретно профиль ему выбрать. Как известно, профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, нацеленное на более полный учет интересов школьников, их планов на будущее. Чтобы ученик мог сделать осознанный выбор, необходимо, как можно раньше начинать профориентационную работу, а в восьмых и девятых классах вводить предпрофильную подготовку.
В 2003 году сотрудниками отдела обучения иностранным языкам ИСМО РАО были разработаны рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников по иностранному языку. [1]
Как уже отмечалось на пропедевтическом этапе (конец 8-го – начало 9 класса), основную роль играет информационная работа и диагностика образовательных запросов школьников.
Для выявления интересов у школьников можно предложить заполнить различные анкеты, например в виде таблиц, содержащих перечень школьных учебных предметов, или в виде перечня профессий, в котором школьники отмечают наиболее привлекательные для них, или же в виде перечня профилей. Школьники должны сделать свой выбор профиля.
2. Межпредметный характер предпрофильного обучения.
Филологический профиль может служить основой для широкого круга специализаций или профессий. Например, специалист в области международного туризма, преподаватель английского языка, переводчик, специалист в области информационных технологий, литератор, журналист-международник, искусствовед [2] и другие.
В «Концепции профильного обучения…» указаны только профессии, на которые «выводит» филологический профиль: литератор, лингвист, учитель/преподаватель ИЯ, переводчик, библиотекарь.
На самом делe их гораздо больше. Можно предложить восьмиклассникам найти соответствующую информацию самостоятельно или дать ее в готов виде.
Необходимо отметить виды деятельности, которые не входят в сферу филологии, но в основе которых также лежит коммуникация/общения, т.е. деятельность на основе текста/текстовая деятельность, характерная для филологического образования. Это, например, патентовед или специалист по научно-технической информации.
Важно также объяснить школьникам, что иностранный язык в качестве профильного учебного предмета может входить в любой другой профиль (социально-гуманитарный, естественнонаучный, технологический). Это связано с тем, что межпредметный характер иностранного языка позволяет ему служить средством передачи самой разнообразной информации.
Подчеркнем еще раз, что в филологическом профиле английский язык в большей мере выступает как цель обучения, а в других профилях – как средство для ознакомления с другой областью знания (например, в социально-гуманитарном профиле – это средство ознакомления с историей, обществознанием, в физико-математическом – с физикой, математикой, историей великих открытий, биографиями ученых и т.п.).
Таким образом, информационная работа на пропедевтическом этапе должна включать как общие вопросы (о мире профессий вообще, о запросах современного рынка труда, о месте ИЯ в современном мире и т.д.), так и более частные вопросы, затрагивающие специфику конкретных профилей и место в них ИЯ, запросы региона в специалистах.
Межпредметный (ориентационный) курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учеников с таким уникальным явлением, как язык, с его ролью в жизни и культуре, ориентировать учеников в мире современных профессий, связанных с владением иностранными языками, познакомить учеников со спецификой типичных видов деятельности, интегрировать процесс овладения иностранным языком в процесс овладения знаниями по ряду предметов, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Модули данного курса содержат обзорную информацию, соотносящуюся с содержанием имеющихся в школе профилей и профилей ресурсного центра, если на старшей ступени предусмотрена сетевая модель профильного обучения.
Предпрофильная подготовка осуществляется в виде различных комбинация курсов/модулей предложенных выше типов.
Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательная деятельность (выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение, презентация), индивидуальная творческая деятельность, в том числе с использованием мультимедийных средств.
3. Проблемный подход.
Все большее распространение получает в настоящее время проблемный подход в обучении иностранным языкам. в предпрофильной подготовке он является одним из ведущих. Актуальность проблемности в преподавании в целом и преподавании иностранных языков в особенности соотносится с определенными Институтом образования Совета Европы и лежащими в основе компетентностного подхода четырьмя приоритетными направлениями развития современного образования, которое помогает человеку: научиться познавать (развитие творческого мышления), научиться жить (развитие творческой личности), научиться жить вместе (развитие творческих межличностных отношений), научиться делать (развитие в процессе совместной творческой деятельности). [4] Данное направление современного образования на развитие творческой личности, умеющей ставить и решать проблемы социального и профессионального характера, с одной стороны, отражается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; с другой стороны, реализуется на основе проблемного подхода.
Проблемный подход, основанный на вышеназванных понятиях (проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблематизация, проблема), нацеленный на развитие творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в процессе совместной творческой деятельности по постановке и решению проблем в социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности, позволяет преодолеть возможные противоречия между целями современного образования, с одной стороны, и содержанием, методами, средствами, формами образования – с другой.
Так, например, цель – развитие творческой личности, не только владеющей профессиональными знаниями и умениями, но и умеющей ставить и решать жизненно и профессионально значимые проблемы, соотносится, во-первых, с обновлением содержания, включающего не только профессиональные знания и умения, но и поисковые творческие умения; во-вторых, с использованием, наряду с традиционными, проблемного, проектного, исследовательского методов обучения; в-третьих, с применением как традиционных средств обучения, так и таких современных средств обучения, как компьютер, Интернет и др.; в-четвертых, с использованием наряду с традиционными формами обучения (семинар, практическое занятие консультация) и формами контроля (контрольная работа, зачет, экзамен) – «проблемных» форм обучения (дискуссия, ролевая игра, круглый стол), а также «проблемных» форм контроля (творческая лаборатория, тестирование и др.).
4. Интегрированный урок
Для осуществления правильного выбора в предпрофильной подготовке ведущую роль играет мировоззрение учащегося.
Формирование мировоззрения – главное в обучении. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. Были проведены комбинированные уроки английского языка и музыки в 7 классе по теме « Искусство». Ребятам были представлены видеоматериалы об архитектурных шедеврах Петербурга в сопровождении классической музыки известных композиторов, закадровый текст шел на английском языке. «Музыка в камне» - основная идея урока способствовала пробуждению интереса к предмету, силой изобразительного и музыкального искусства снимала напряженность, неуверенность, помогала сознательному усвоению подробностей, деталей. Благодаря такой интеграции достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения, в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Уроки географии и английского языка показывают, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира. Мы все сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на земле. Важно дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира. Используя информацию из различных предметов, ученики совершенно по-новому осмысливают события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Изучение на уроках английского языка искусства другого народа, страны изучаемого языка позволяет лучше понять душу этого народа, его традиции. Искусство того или иного народа является своеобразным отражением его истории, его психологии, культуры. А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе для воспитания толерантного отношения к иным культурам и народам.
Урок по английскому языку по теме «Искусство», «Русские и британские художники 19 века» имеет страноведческую направленность. Цель урока ознакомление учащихся с искусством 2-половины 19 века и главной темой искусства того времени – исследование отношений человека с реальным миром. Межпредметная связь с историей, мировой художественной культурой, вхождение в мир художественного изобразительного искусства, навыки аналитического чтения помогут учащимся говорить об искусстве на английском языке. Школьники совершают виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи 2-й половины 19века, закрепляют материал с использованием, поисковых систем, например:
At our lesson we’re going to talk about Russian painters the so-called Peredvizhniki (Wanderers). The 2-d half of the 19-th century is represented comprehensively in the Tretyakov Gallery. Here we can find almost all notable Russian artisits of the 1860 – 1880s: I. Kramskoy, V. Surikov, V. Perov, V. Vereshchagin etc.
Task I
Find out the names and the portraits of the Peredvizhniki
http://rusart.nm.ru/
Task II
What museums in Moscow and Petersburg have got the paintings of the Peredvizhniki?
http;//www.rusmuseum.ru/ru/collections/
Task III
And now let’s speak about some of them.
Task IV
Find the painting “ Leo Tolstoy” by I. Kramskoy.
5. Заключение
На заключительном этапе предпрофильной подготовки уместно осуществить диагностику развития профессиональных интересов школьников, их самооценки. Можно провести беседу, чтобы выяснить как они утвердились с профилем. удалось ли им пополнить свои знания и в целом улучшить владение английским языком по выбранному профилю. Можно провести анкетирование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бим И.Л., Вайсбурд М.Л. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки)// Иностранные языки в школе. – 2003. - № 6.
- Бим И, Л., Щепилова А.В. Предпрофильная подготовка школьников. Методические рекомендации. – М.: ДРОФА, 2010.
- Е.В. Ковалевская. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы. Экспериментальная учебная авторская программа. – М.: Спутник, 2010.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5.