Моя концепция преподавания

Разделы: Математика


Ещё маленькой девчонкой – школьницей, помню, всегда задумывалась над вопросом, зачем в школьной программе математика. Нет, арифметика, умение считать, вне сомнения, жизненно важно. Но совсем не понятно, где могут пригодиться обыкновенному человеку синусы и косинусы, тангенсы и котангенсы, интегралы, логарифмы, корни квадратные, теоремы и аксиомы, гиперболы и параболы, прочие математические сложности.

Потом, уже учась в старших классах, мне на глаза попался плакат с изречением: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Я задумалась. Начала собирать высказывания великих людей о науке математике. И поражалась ещё больше.

«Между духом и материей посредничает математика»
(Хуго Штейнхаус)

«Подобно тому, как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике»
(Джордж Сантаяна)

«Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно»
(Хуго Штейнхаус)

Так и я: забрела в таинственный лес математики и до сих пор не могу вернуться обратно. Я стала преподавателем математики.

«Арифметику невозможно понять,
в неё приходится верить»
(М. Кунцевич)

Со святой верой в необходимость математического знания я пришла на работу в профессиональное училище. И очень скоро убедилась, что учащиеся (к сожалению, абсолютное их большинство) не разделяют мою веру.

Мне казалось, что математика в профессиональном училище занимает одно из важных мест неслучайно. Это очень удобный предмет для развития интеллектуальных способностей человека. Логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, абстрактный язык математики. Все это позволяет формировать у ребят такие качества, как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески. Все эти качества очень необходимы для профессионала в любой сфере деятельности.

Учащиеся думали по-другому. Многие из них пришли в лицей, не имея элементарных математических знаний, умений и навыков. О чем говорить, если некоторые из них не знают даже таблицу умножения.

Приведу результаты входного контроля по математике учащихся первого курса нашего училища в 2006 – 2007 уч. году: успеваемость – 24%, качество знаний – 3,8%. Соответственно, ни о каком интересе к преподаваемому предмету не могло быть и речи. Я поняла, что надо что-то менять. 

«Простые числа не так просты,
как это кажется с первого взгляда»
(Ф. Топорищев)

Путь изменений был совсем не прост. Лишь постепенно, с годами непрерывной работы, я пришла к необходимости четкой концепции собственной деятельности совместно с учащимися.

Моё педагогическое кредо:

Д – действенность
Д – доступность
Т – творчество

«Пунктирными линиями злоупотреблять не следует,
ибо сами по себе они ничего не соединяют»
(Ф. Топорищев)

Когда мне это стало понятно, я попыталась четко определить свою ведущую педагогическую миссию и основные направления деятельности.

Ведущая миссия:

«Развитие личности учащегося, способного к социально-прогрессивному типу самореализации»

Я считаю, что для подготовки квалифицированных специалистов в современном информационном обществе необходимо использовать именно те методы и средства, которые позволят добиться этого быстро и эффективно. Поэтому в своей педагогической деятельности я применяю информационные технологии.

Это помогает достигнуть программных целей и задач. Например, компьютер хороший помощник при моделировании различных явлений и процессов, а также для развития пространственного вообра­жения, алгоритмической культуры, логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятель­ности.

Моделирование является одним из основных способов познания окружающей действительности. Учащиеся способны исследовать и изучать объекты (процессы, явления) со всех сторон и получать обобщенные сведения об этих объектах. Таким образом, процесс моделирования является средством формирования у учащихся математической культуры, способствует реализации различных форм представления знаний.

Применение этапов процесса моделирования при изучении тем: "Исследование функции и построение ее графика" (10 класс) и " Вычисление площади криволинейной трапеции" (11 класс) является эффективным в учебном процессе, а компьютер позволяет сделать это быстро, качественно и наглядно.

К сожалению, математика является одним из самых консервативных предметов, но, несмотря на это, условия обучения математике меняются, появляются новые компьютерные инструменты, которые позволяют производить сложные вычисления. В высшей школе их применяют повсеместно, вводят специальные предметы. Как же эта ситуация влияет на обучение математике в профессиональном образовании? Необходимо ли пересматривать программу?

Есть много спорных вопросов - нужно ли учащимся интегрировать и дифференцировать. Лучше делать это “вручную” или обучать работе на некоторой системе компьютерной алгебры? Нет четкой границы, где кончается математика и где начинается информатика.

Журнал “Компьютерные инструменты” в образовании провел серию интервью с известными математиками, информатиками, преподавателями, работающими в общеобразовательных учреждениях, на тему “Новые тенденции в математике и математических науках, их отражение в образовании”.

Основываясь на высказанных экспертных оценках, обнаружилась любопытная картина, которая дает представление о тенденциях в преподавании математики. Общие выводы таковы:

  1. Современные тенденции в математике не отражаются на ее преподавании.
  2. Развитие математики не влияет непосредственно на ее преподавание, но в то же время на преподавателей математики влияет развитие прикладных наук, в частности, информатики.
  3. Информатика же влияет на исследования в математике и на ее преподавание.

Мною разработан дидактический комплекс для учащихся с проблемами в обучении по темам, вызывающим наибольшую трудность. В рамках этого комплекса созданы электронные фрагменты уроков по темам: «Тригонометрические функции», «Многогранники», рассчитанные на учащихся со средним и низким уровнем знаний. При анализе этой части урока сразу возникал положительный момент, при работе с компьютером снимался комплекс “неполноценности” даже у самых слабых учеников. Ученики работали с удовольствием, интересом все без исключения, даже те, кто раньше на уроках никакой активности не проявлял.

Я уверена, если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Мне, как учителю математики с дополнительной специальностью преподаватель информатики, в этом отношении проще работать в данном направлении. Часто я провожу интегрированные уроки, которые позволяют значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызывает у учащихся эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения помогает мне лучше оценить способности и знания учащегося, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Развитию творческих способностей и самостоятельного мышления учащихся способствует и то, что компьютер позволяет осуществлять обратную связь. Очень важно, что ученик получает ответ с указанием ошибок, если таковые имеются, то есть идет параллельно контроль за поиском правильного решения.

Таким образом, использование компьютера в данной ситуации позволяет усилить мотивацию ученика, существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность им изложить учебный материал с иллюстрациями, графиками, анимацией, цветом, звуковыми эффектами. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Такие уроки привлекательны, современны, позволяют учащимся не только показать свои знания по предмету, а также возможность проявить свои творческие способности.

В связи с этим я поставила перед собой цель: добиться решения одной из главных задач в обучении, а именно - развития творческих и исследовательских способностей учащихся. Тем более, что применение компьютеров на уроках позволяет организовывать исследовательскую работу учащихся при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи), осуществляя тем самым связь различных учебных дисциплин (например, математическое моделирование физического явления посредством компьютера). А использование новых информационных технологий позволяет отнестись к оформлению выполненной работы с творчеством.

После пяти лет работы в этой системе, я могу сделать вывод, что интегрирование уроков математики и информатики привело к повышению эффективности процесса обучения.

Часто я напоминаю учащимся 6 заповедей творческой личности:

  • Будь хозяином своей судьбы.
  • Достигни успеха в том, что ты любишь.·
  • Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  • Развивай свои творческие способности.
  • Культивируй в себе смелость.
  • Не теряй веру в себя.

К тому же, не следует забывать и то, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровье сбережения. Ведь включение ребенка в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

«Противоположности в математике сходятся,
но очень медленно и неохотно»
(Ф. Топорищев)

Итак, сегодня никому не надо доказывать, что математическое образование благо, на которое имеет право каждый человек. Уровень развития общества требует большого количества специалистов, использующих математические знания в своей профессиональной деятельности. Да и каждый человек в какой-то мере знает этот предмет и использует ее в своей повседневной деятельности.

Так не хочется думать, что учитель и ученик – две противоположности. И даже если это так, у них есть реальная возможность встретиться во времени и пространстве. Для этого нужно двигаться навстречу. Я уже вышла… Значит мы встретимся. А «математика – самая надежная форма пророчества» (В. Швебель)