Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней школы. Курс рассчитан на 17 часов, по два часа в неделю. (Курс оздоровительной гимнастики рассчитан на 17 занятий, после чего группа учащихся меняется. В конце года целесообразно повторить тренинг второй раз.) В содержание включен материал о революционном открытии русского физиолога Александра Сметанкина: сознательном управлении механизмами здоровья, и в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием (дыханием по Сметанкину) при помощи биологической обратной связи (БОС).
Навык здоровья, который обретут ребята на Уроках здоровья в школе, останется с ними на всю жизнь. Что подразумевается под навыком здоровья? В первую очередь – это умение защищаться от неблагоприятных факторов внешней среды: неблагополучной экологической ситуации, высоких учебных нагрузок, стрессов школьной жизни. Для этого формируется навык защиты внутренней среды, навык восстановления нормального газообмена. Именно для этого школьники овладевают умением правильно дышать.
Главная задача дыхания – обеспечить газообмен, то есть обеспечить постоянство внутренней среды организма или, другими словами, гармонию внутреннего физиологического мира человека. Этот важнейший для жизни процесс выполняется двумя системами: работой дыхательных мышц и работой сердечно-сосудистой системы. работа этих систем всегда неразрывна и взаимосвязана.Этот неразрывный процесс мы называем дыханием. Насколько оно хорошо, настолько хорошо взаимодействуют дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Уроки здоровья формируют у ребят такой навык дыхания, при котором показатель его здоровья становится наилучшим.
Хочется подчеркнуть, что навык здорового дыхания нужен не только здоровым людям, он незаменим для людей, страдающих широким кругом заболеваний дыхательной, сердечно– сосудистой и нервной систем. Кроме того, снабдив девочек навыком правильного дыхания в школе, мы выполним одну из главных задач последующей подготовки женщин к родам, позволяющей родиться здоровому ребёнку и сделать счастливой и здоровой мать.
БОС, сознательное управление своим здоровьем – это не просто новейший метод лечения, технология здоровья ХХI века, но и основа национальной идеи оздоровления граждан.
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи. Цель курса – научить учащихся работать с прибором ПБС – БОС для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца (ДАС), характерных для здоровых детей с учётом возраста.
Задачи курса: формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью, выработка у учащихся понимания общественной значимости здоровья, формирования навыка диафрагмального типа дыхания, как одного из способов сознательного управления дыхательной функцией, достижения гармонии физиологических систем своего организма, обучение произвольной регуляции функций организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.
Формы и методы изучения курса: тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путём преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи и реализуется с помощью теоретических уроков и практических занятий с использованием приборов БОС по регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Форма оценки знаний, умений и навыков: обсуждение результатов с использованием таблиц Сметанкина “Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья”, оформление “Паспорта здоровья”.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны выработать и закрепить диафрагмально-релаксационный тип дыхания с целью общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм, профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии, повысить показатели ДАС.
Для проведения уроков здоровья необходимо специальное оборудование: прибор ПБС-БОС – тренажёр “Дыхание” (Институт БОС. Медицинский центр “Биосвязь”), а также обучение в институте “Биосвязь”.
Контакты:
Адрес: 195112, Санкт-Петербург, Заневский пр, 12
Телефоны: (7-812) 324-0870, 528-4065, 324-0855
Факс: (7-812) 528-0709
E-mail: marketing@biosvyaz.com
http//www.asmetankin.ru
Список используемой литературы:
- А. Сметанкин “Открытый урок здоровья”, СПб. “Питер” , 2005 г.
- А Сметанкин “Учитель здоровья”, СПб. “Питер”, 2003 г.
- Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников, реализующих программы оздоровления.
- Конспекты теоретических уроков под общей редакцией А.Сметанкина. СПб. “Институт биологической обратной связи”. 2004 г.
- Информационное письмо “Об оценке эффективности лечения методом БОС”
- Гигиенические требования к вычислительной технике, условиям и организации работы. Выписка из СанПиН.
- Учебник здоровья. СПб. ЗАО “Биосвязь”, 2005 г.
Оборудование: диапроектор, диапозитивы, приборы ПБС-БОС, датчики, научно-популярные фильмы, учебники здоровья.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Указание конкретного вида занятий |
1 |
Путешествие в мир здоровья |
1 |
1 |
Лекция |
|
2 |
Биологическая обратная связь – зеркало здоровья |
1 |
1 |
Лекция |
|
3 |
Дыхательная гимнастика |
1 |
1 |
Лекция |
|
4 |
Подготовка |
2 |
2 |
Практикум |
|
5 |
Постановка дыхания |
4 |
4 |
Практикум |
|
6 |
Формирование навыка |
5 |
5 |
Практикум |
|
7 |
Закрепление навыка |
2 |
2 |
Практикум |
|
8 |
Итоговая конференция “Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья” с оформлением “Паспортов здоровья”. |
1 |
1 |
Конференция |
|
Итого: |
17 |
4 |
13 |
Содержание курса
1. Путешествие в мир здоровья – 1час.
Понятие о здоровом образе жизни, знакомство с новым типом дыхания – диафрагмально-релаксационным, знакомство с прибором ПБС-БОС, создание мотивации для овладения учащимися навыком правильного дыхания.
2. Биологическая обратная связь – зеркало здоровья – 1 час.
Активизация знаний о правильном дыхании и его пользе для организма человека, формирование понятия о физиологическом показателе здоровья – дыхательной аритмии сердца (ДАС).
3. Дыхательная гимнастика – 1 час.
Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания, подготовка к работе с тренажёром БОС, знакомство с методом мышечной релаксации по Джекобсону, знакомство с сюжетами компьютерной программы “Дыхание” (“Столбик”, “Забор”, “Анимация”).
4. Подготовка – 2 часа.
Практические занятия, каждое из которых состоит из чередующихся периодов БОС – тренинга и периодов отдыха. Группа состоит из шаблонов “01” и “02”, предназначенных для освоения правил проведения сеансов БОС и закрепления техники диафрагмального дыхания .
5. Постановка дыхания – 4 часа.
Практические занятия. Группа состоит из шаблонов “03”, “04”, “05”, “06” компьютерной программы “Дыхание”, предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально –релаксационного типа дыхания.
6. Формирование навыка – 5 часов.
Практические занятия. Группа состоит из шаблонов “07”, “08”, “09”, “10”. Шаблоны данных сеансов предназначены для формирования навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
7. Закрепление навыка – 2 часа.
Практические занятия по шаблонам “11”, “12” направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажёра.
8. Итоговая конференция “Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья” – 1 час.
Обсуждение результатов тренинга, сравнение величин ДАС в начале курса и в конце, оформление “Паспорта здоровья”.