Урок окружающего мира по теме "Красная книга". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить детей с Красной книгой РФ;
  • углублять и расширять знания учащихся о редких и нуждающихся в охране растениях и животных РФ;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать интерес к природе, познавательную активность, критичность мышления, внимательность;

Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение в урок

Звучит приглушённо классическая музыка. На её фоне учитель читает стихотворение.

Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно,
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем,
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.

Что услышали в этом стихотворении? (В результате обсуждения должны подойти к выводу – в стихотворении выражается боль природы.)

А вот какое слово постоянно произносит наша природа, мы узнаем, отгадав кроссворд.

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру – часы. (Петух)

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

Летит, пищит,
Очень тоненько звенит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)

Водяные мастера
Строят дом без топора
Дом из хвороста и тины
Строят и плотину. (Бобры)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

Какое же слово получилось в выделенных клетках? (Помоги.)

Почему же у нас получилось такое волнующее слово?

Наша планета серьёзно заболела. И она просит нас о помощи. Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица земли – в основном по вине человека.

Все, все на свете
На свете нужны.
И мошки не меньше,
Нужны, чем слоны.
Нужны все на свете
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

3. Сообщение темы урока

Природа гибнет и просит у нас защиты. Именно поэтому учёные составили списки исчезающих животных и растений, и издали эти списки в виде книги.
Кто из вас знает, как называется эта книга? (Красная)
Почему эта книга называется Красной? (Красный цвет – сигнал опасности, как свет светофора, предупреждающий “Стоп, не губи! Дальше так нельзя!”)
Правильно, красная – значит природа в опасности.

4. Работа по теме урока

Откройте учебник на странице 82 и мы прочтём с вами, что же такое Красная книга, какие сведения она содержит. (дети читают статью)
В нашей стране первая красная книга была создана в 1974 году, в неё записаны 52 вида зверей и 65 видов растений.
Как же устроена красная книга?
Каждая страница имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный.
Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (ребята дают свои варианты)
На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. (Странствующие голуби, морская корова и т.д.)
На красных записаны особо редкие и исчезающие животные (зубр, бобр, леопард)
На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается (белый медведь, розовая чайка)
На зелёных страницах те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания (лось)
А теперь давайте выполним задание в тетради на странице 33.

(Дети выполняют первое задание с взаимопроверкой)

5. Работа по макету Красной книги

Познакомимся с некоторыми растениями, занесёнными в Красную книгу.

Венерин башмачок

а) Ученик читает статью на стр.82
б) Дополнительные сведения: (слайд)

Читают статью “Венерин башмачок” на стр. 84.

– Что интересного запомнили из этой статьи?

Лотос

ф) Ученик читает статью на стр.82
б) Дополнительные сведения: (слайд)

Лотос незабываемо красив и нежно душист. Это растение является самым замечательным и редкостным в дельте реки Волги. В Индии и Египте лотос считается священным. Лепестки сказочного растения раскрываются только при солнечном свете. Один цветок держится несколько дней, но цветов бывает много, и великолепное зрелище массового цветения лотоса продолжается долго.

Женьшень

а) Ученик читает сведения о растении на стр. 82
б) Дополнительные сведения: (слайд)

Женьшень – редкое, вымирающее растение, включённое в Красную книгу. Это многолетнее травянистое растение. Не переносит прямых солнечных лучей, поэтому, никогда не встречается на открытых местах.

С ярко-красными плодами,
С зелёно-бурыми листами,
Ты имеешь спрос большой,
В медицине ты король.
Произрастаешь ты в лесах,
На горных склонах и в кустах,
В июле наберёшь свой цвет,
Корней твоих бесценней нет.

Познакомимся с некоторыми птицами и зверями.

Дровосек реликтовый

а) Ученик читает сведения на стр. 82
б) Дополнительные сведения: (слайд)

Дровосек обитает в Амурской области, в Хабаровском крае и Приморье.

Есть в нашей тайге удивительный жук.
И если в лесу ты бываешь
И с эти жуком повстречаешься вдруг,
Его непременно узнаешь.
Гигантский усач, он на ильме живёт…
Жужжанье – как рёв эскадрильи.
Его поднимают в далёкий полёт
Большие и сильные крылья.
Он знает историю нашей тайги,
Он помнит, как всё начиналось…
Спасём его, люди, ведь мы не враги –
Жуков этих мало осталось!

Белый журавль ( стерх)

а) Ученик читает статью на стр. 82
б) Дополнительные сведения: ( слайд )

Эту грациозную белоснежную птицу называют ещё сибирским белым журавлём – ведь гнездится она на глухих сибирских болотах. Стерх – удивительная птица. Она славится не только своей красотой, но и умением танцевать. У древних якутов есть легенда, что человек, увидевший этот волшебный танец, станет самым счастливым человеком на земле.

Зубр

а) Ученик читает сведения о зубре стр. 83
б) Дополнительные сведения: ( слайд )

Читают статью в учебнике стр.85

– Что интересного запомнили из этой статьи?

6. Закрепление изученного материала

1. Игра “Клубок знаний”

Я буду бросать вам клубок знаний, и говорить несколько слов о любом растении или животном, а вы отгадаете, кого я задумала.
Самый крупный жук нашей страны. (дровосек реликтовый)
Это растение встречается в лесах и зацветает на 15-17 году жизни. (венерин башмачок)
Это очень крупный зверь, массивного и тяжёлого сложения. Голова большая с широким лбом. (зубр)
Белоснежная птица, которая славится не только своей красотой, но и умением танцевать. (стерх)
Одно из самых прекраснейших растений мира. В Индии и Египте считается священным растением. (лотос)
Название этого растения в переводе с китайского языка означает “человек-корень”. (женьшень)

2. А теперь я вам предлагаю заполнить тест. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ записывайте буквой в таблицу.

а) Почему нельзя загрязнять воду?
    Потому что в ней погибают организмы (Д)
    Потому что будет некрасивый цвет (М)

б) Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
    Да, например комар. Он больно кусает. (Б)
    Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного. (Р)

в) Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
    Потому, что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть (У)
    Потому, что потом их можно взять домой (Я)

г) Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
    Которым грозит полное исчезновение с лица земли (Г)
    Красивым (П)

Проверим, что у вас получилось? (Слово “друг”)

А что это значит? (Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет, совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.)

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с лугом.
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы голубыми были небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!

Ребята, сегодня неслучайно на нашем уроке присутствуют члены школьного экологического клуба “Зелёный парус”. Вот, что они сейчас вам расскажут. Вы их внимательно послушайте и подумайте: “О чём, мы с вами будем говорить на следующем уроке окружающего мира?”

Рассказчик:

Довелось мне как-то раз
Услышать вот такой рассказ…
На поляне под сосной заседал народ лесной.
Под сосною той сидели:
Лесовик, Лесная Фея,
Водяной с сестрой своею.
Только бабушка Яга
Почему-то не пришла.
Собранье это Леший вёл,
Там шёл серьёзный разговор.

Леший:

Собрались мы на совет –
Как избавиться от бед?!

Водяной:

Да что говорить загрязнили озёра и реки.
А виною тому всё они – человеки!

(Лесные жители расходятся в разные стороны. Слышится песня, на поляну выходят “туристы” у одного из них в руках коробка с надписью “Динамит”)

1-й турист:

Вот хороший водоём,
Давайте здесь
Давайте здесь сейчас рванём.

2-й турист:

Рыбку будем тут глушить
И костёрчик разводить.

3-й турист:

Здесь прекрасно отдохнём,
Выходные проведём
Готовьтесь рыбу брать, друзья,
Динамит бросаю я!

Водяной:

Я – водяной, я – Водяной.
Мне реки, море – дом родной.
Вы осквернить мой дом хотели,
Да, слава богу, не успели!
Надо вас бы проучить:
На дно, вас, что ли утащить?

Туристы (хором):

Не будем речку загрязнять,
Динамитом баловать.

Водяной:

Ну что ж, усвоили всё так.
На дно тащить нельзя никак.
Вы восвояси отправляйтесь,
Да больше нам не попадайтесь.

Рассказчик:

Всё, собрав, туристы спешно
Враз оставили то место
И подальше от реки
Молча по лесу пошли,
Думая, соображая,
Что за напасть вдруг такая.
Шли да шли, и вдруг нашли
Поляну солнечного света.
Вам интересно слушать это?
На полянке они сели,
Костёр устроить захотели,
Тут же музыку врубили
И все правила забыли.
И пошла у них работа:
Там берёзку рубит кто-то.
Девоньки цветы срывают
Да букеты составляют.
Ну, а музыка орёт –
Всех зверей испуг берёт.
Вот на этот шум и гам
Леший к ним явился сам.

Леший (выключая магнитофон):

Это что за тарарам?
На вас глядеть-то стыд и срам!
Захламили всю поляну!
Лесовик, ты только глянь!

Лесовик:

Всё-то вы здесь истоптали,
Растений сколько изломали!

Леший:

Вас разве в школе не учили?
И дома вам не говорили?
Природу нужно уважать,
Беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы,
И вам, друзья, они знакомы.

Лесовик:

Позвольте дать один совет:
Всегда любите этикет,
А музыка у нас не хуже –
Да только слушать её нужно.

(Звучит фонограмма шума леса, пения птиц)

Леший:

Что притихли обормоты?
Вряд ли поняли вы что-то!
Вы нарушили запрет,
Вам теперь пощады нет.
А ну-ка, братец Лесовик,
Неси сюда мой шишковик!

Рассказчик:

Услышав грозный приговор,
Друзья не поднимая взор,
Забыв про удаль и кураж,
Решили это не мираж,
И кинув свой магнитофон,
Из лесу бросились вон.

Леший:

Ну, этих вроде проучили –
Дорогу в лес они забыли.

Лесные жители (хором):

Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету!
Во всей вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?

7. Итог урока

Итак, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на следующем уроке?
С какой целью была создана Красная книга?
По чьей вине большинство видов растений и животных попало в Красную книгу?

8. Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о растении или животном занесённом в Красную книгу.