Основная цель: дать учителям начальных классов материал по здоровьесберегающим технологиям для внедрения их в свою педагогическую деятельность.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация к уроку (Приложение 1).
Тезисы к педагогической концепции “Здоровье ребёнка – залог его успешности обучения”.
Слайд 1 (см. Приложение 1)
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Исследования СМИ показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются. (К выпускным классам % соотношение вырастает наполовину.)
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.
Проблема качественного образования сегодня находится в тесной зависимости от здоровья наших детей. Ведь здоровый ребёнок – залог успешности обучения в школе. Но много ли может сделать для решения этой проблемы учитель?
Профессия учителя начальной школы удивительна, потому что именно начальная ступень образования является фундаментом обучения. Мы в ответе за здоровье своих воспитанников, и никто не скажет, что это дело второстепенное. Будущее наших детей в наших руках.
Поэтому одной из главных задач своей работы считаю научить ребёнка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
Слайд 2
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
- Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
- Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребности информативной сферы жизнедеятельности.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни, определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении здоровья.
Слайд 3
“Здоровьесберегающие образовательные технологии”, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Основная задача школы – дать качественное образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. Ведь с состоянием здоровья связана и успешность обучения. Учитывая эту тесную взаимосвязь, можно выделить систему здоровьесберегающих технологий:
Слайд 4
- Здоровьесберегающие технологии решают задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка. Сюда относится диспансеризация учащихся, профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, мероприятия в период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ, эпидемии гриппа.
Слайд 5
- Оздоровительные технологии направлены на решение задач укрепления физического здоровья учащихся. Это физическая подготовка, физиотерапия, гимнастика, массаж.
Слайд 6
- Технологии обучения здоровью. В предметы общеобразовательного цикла включены не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Дети учатся любви к себе, к людям, к жизни. На уроках используются занятия разных видов: беседа “Безопасность при любой погоде”, оздоровительные минутки, деловые игры “Скорая помощь”, “Валеологический светофор”.
Слайд 7
- Воспитание культуры здоровья. Сюда входят факультативные занятия “Уроки здоровья” по развитию личности учащихся, предусмотрены внеклассные мероприятия “Профилактика вредных привычек”, “Правила дорожного движения”, “Школа экологической грамотности”, которые предусматривают такие виды работ как экскурсии, беседы, классные часы, творческие работы “Мы за здоровый образ жизни”.
Слайд 8
Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Вот почему возникла необходимость создания системы концепции здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь даст положительный эффект в оздоровлении учащихся и в повышении качества обучения и воспитания школьников.
В МОУ Александровская СОШ учителя начальных классов работают в рамках эксперимента “Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе”. Разработан долгосрочный проект “Здоровый образ жизни” с учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Слайд 9
Начинали с создания группы участников проекта, выбрали основные его направления, сформулировали цели и задачи, утвердили план работы. Учащиеся начальных классов стали активными соавторами, генераторами идей, участниками реализации данного проекта, который получил положительные отзывы не только учащихся, родителей, но и администрации школы.
Слайд 10
Основой здоровьесберегающих технологий является личностно-ориентированное обучение в школе, учитывающее психологические и физиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребенка.
В его основу положены следующие принципы:
Ребенок самоценен, учитель не формирует
личность, а создает условия для проявлений
внутреннего мира ребенка, сотрудничает вместе с
учеником.
Слайд 11
Исходя из этого, организуется процесс обучения, проводятся личностно ориентированные уроки. Каждый ученик должен научиться выполнять или составлять план действий, осуществлять его, уметь перебирать различные варианты решений, уметь строго подчиняться заданным правилам, организовывать поиск необходимой информации. Поэтому, начальный этап любого урока – это составление плана.
Актуализация знаний детей, необходимый этап для изучения нового материала, выработки навыка истолкования своего опыта. После этого ставится проблемный вопрос или создается проблемная ситуация (это может быть игровая ситуация, помощь героям любимых произведений, иллюстрации на различные темы, загадка, ребус песни и др.).
Следующий очень важный этап урока, научить ребенка применять полученные знания, те или иные правила, законы. Учащиеся выполняют тренировочные задания, их число должно быть больше, чем можно решить на уроке (задания предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка создается “ситуация успеха – я могу, у меня получается, я выберу задания сложней”.
На таких уроках применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Использовать её можно с 1 класса, но делать это надо постепенно и последовательно.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития детей. Этот принцип создает условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей детей в различных видах его деятельности.
Слайд 12
Принцип вариативности содержания образования дает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей.
Хочется подчеркнуть, что без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребёнка нельзя определять начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом.
Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.
Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Слайд 13
Не секрет, что учащиеся начальной школы очень быстро устают. Как избежать перегрузки детей на уроке? Как предотвратить их утомляемость? В своей практике применяю задания различной степени сложности, меняю виды деятельности, подбираю задания развивающего характера, стараюсь разрядить обстановку шутками и весёлыми фразами. Поэтому мотивация к обучению у детей не угасает, а остаётся высокой.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы.
Вся учебно-воспитательная работа, направленная на формирование личности младшего школьника в условиях здоровьесберегающей педагогики, включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
Слайд 14
Первый этап – начальное ознакомление с основными понятиями.
Цель – дать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
К примеру, на данном этапе, с целью предупреждения утомляемости, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, использую кратковременные перерывы на занятиях, которые занимают 1-3 минуты, для проведения физических упражнений. Это следующие виды физкультминуток: оздоровительные, когнитивные, двигательно-речевые, креативные. Основы здорового образа жизни закладываются в процессе занятий “Уроки здоровья”. Так на серии занятий “Дружи с водой” (“Советы доктора Воды”, “Друзья Вода и Мыло”) в первом классе у учащихся формируется культура сохранения и совершенствования здорового образа жизни, на основе элементарных правил ежедневной гигиены.
Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Для диагностической работы учитель должен иметь “Паспорт здоровья класса”, где отслеживаются основные параметры развития организма ребёнка.
Второй этап – формирование здоровой личности школьника.
Здесь для формирования здоровой личности школьника ведущая роль отводится углубленному изучению основ здорового образа жизни.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения и воспитания. Наряду с использованием методов активного обучения, применяю наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Основным становится анализ и разбор правил здоровьесбережения.
Такой подход позволяет углубленно познать основы здоровьесбережения.
Третий этап – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
На данном этапе в ходе занятий “Уроков здоровья” расширяется тематика, происходит углубление знаний и навыков здорового образа жизни через комплексную реализацию – “Путешествие в страну здоровья”, “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”. Учащиеся не только применяют и совершенствуют ранее полученные знания, умения и навыки по здоровьесбережению, но и учатся переносить опыт в новые нестандартные ситуации. В том числе это реализуется на массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях – “День здоровья”.
Слайд 15
Совместно с ребятами проводим исследования, наблюдения, анкетирования. Результаты своей работы учащиеся заносят в “Дневник здоровья”. Он ведётся и есть у каждого. Работа с “Дневником здоровья” помогает детям усвоить учебный материал, делает путешествия в страну здоровья увлекательным и интересным. Мне как учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.
Ежегодно совместно с медицинским работником проводим диагностику состояния здоровья учащихся с целью выявления уровня состояния здоровья, а также отслеживания результатов деятельности в рамках здоровьесберегающей педагогики. Результаты деятельности отражены в диаграммах.
Слайд 16-17
Слайд 18-19
Заключение.
Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни. Свою концепцию я хочу закончить такими словами: “Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!” Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Здоровье не купить, ни за какие деньги, его нельзя попросить у друга или просто знакомого человека. Здоровье нужно научиться беречь.
Учитель XXI века
только в том случае выполнит свою ответственную
миссию,
если его педагогическими приоритетами станут
духовность,
здоровье и творчество…
(В.А.Андреев)