Пояснительная записка
Программа факультативного курса “Художественное слово” имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. Предусматривает обучение учащихся специальной коррекционной школы VIII вида выразительному чтению перед аудиторией, рассказыванию и инсценированию литературных произведений. Программа имеет тесную связь с основной программой по обучению чтению в коррекционной школе VIII вида.
Теоретический и практический материал программы построен по принципу “от простого к сложному”, учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с недостатками интеллектуального развития.
Факультативный курс “Художественное слово” имеет нормативный срок реализации – 1 учебный год, общий объем – 34 часа, режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Группа формируется на добровольном желании обучающихся, а также в результате отбора детей, имеющих артистические наклонности.
В реализации данной программы участвуют подростки 16–17 лет, так как в этом возрасте повышается внутренняя мотивация к активности в школьной и социальной среде.
Учебный материал программы спланирован по модулям: “Выразительное чтение”, “Рассказывание”, “Инсценирование литературных произведений”. Дан перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения курсу “Художественное слово”. Представлен календарно-тематический план по каждому модулю обучения, теоретический и практический материал по каждой теме, примерные план – конспекты занятий.
Актуальность программы факультативного курса по чтению “Художественное слово”
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Актуальность программы обусловлена особенностями развития речи школьников с интеллектуальной недостаточностью.
У детей, поступающих в коррекционную школу VIII вида, даже при первичном обследовании обнаруживается многообразие фонетических нарушений. Как правило, у большинства отсутствуют тяжелые дефекты произношения, препятствующие разговорной речи. Однако уже на первых этапах обучения выявляются неточная слуховая дифференцировка близких по звучанию фонем и затруднения звукового анализа слов, что препятствует овладению их составом.
Существует и другая сторона этого явления: в силу инертности психической деятельности произносительная сторона речи почти не привлекает внимания умственно отсталых детей.
Отсутствие коррекции фонетических недостатков оказывает отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка, возникает речевая замкнутость, робость, пассивность во всех видах деятельности, связанной с устной речью.
Выразительность речи обеспечивается рядом средств: интонацией, смысловым ударением, темпом и др. В устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью эти средства представлены очень слабо. Учителям коррекционной школы хорошо известно, что умственно отсталые ученики не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она звучит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замедленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних и тех же слов, в которых часто нарушается фразовое ударение, Как правило, в повествовательной речи отсутствуют логические ударения. Все эти недостатки произносительной стороны речи определяют систему работы учителя коррекционной школы.
Теперь рассмотрим лексическую характеристику речи детей с нарушением интеллектуального развития. Следует отметить, что в их активной речи отсутствуют разные формы лексики: литературной, книжной, научной, терминологической и др. Самостоятельный словарь у этой категории аномальных детей может быть определен как разговорно-бытовой с ограниченным запасом слов.
Важным моментом в характеристике речевой деятельности обучающихся коррекционной школы является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Существенным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и др.), являются условия, побуждающие к высказыванию.
Специальные психологические исследования и наблюдения учителей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развернута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.
Ребенок с таким нарушением речи не готов ориентироваться в информационном пространстве, интегрироваться в современный социум.
Факультативный курс “Художественное слово” позволит скорректировать недостатки произношения, расширить словарный запас обучающихся, развить грамматическую составляющую речи, поможет преодолеть речевую замкнутость, активизирует речевую деятельность.
Новизна программы
Программа факультативного курса “Художественное слово” составлена для удовлетворения потребностей обучающихся коррекционной школы VIII вида, в целях развития устной речи, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, работать в группе, что послужит для их успешной адаптации в социуме.
При составлении программы учитывались рекомендации ведущих специалистов в области дефектологии (см. список литературы).
Методической основой программы является учебник Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. для учащихся педагогических училищ – Выразительное чтение. М., “Просвещение”, 1978. После адаптации этого учебника, получилось единственное в своем роде пособие для коррекционной школы. Аналогичных программ факультативных курсов для коррекционной школы VIII вида не существует.
Предлагаемая программа апробируется на базе ОГСКОУ “Специальная коррекционная школа №2” г. Ангарска.
Формы обучения
- Индивидуальная форма – осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся в соответствии с его способностями.
- Групповая форма – занятия с группой из 4–5 человек осуществляются по одной теме.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения курсу “Художественное слово”:
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
- Правильно использовать дыхание и голос
- Ясно и чисто произносить звуки
- Соблюдать правила литературного произношения
- Использовать при чтении литературных произведений фразовое, логическое и эмфатическое ударение, соблюдать паузы, темп, ритм и тембр речи.
- Составлять различные виды рассказов (рассказ по восприятию, по памяти, пересказ, рассказ-очерк, рассказ с изменением лица рассказчика, творческий рассказ, рассказ-инсценировку)
Цели и задачи программы
Цель: Развитие коммуникативной функции речи через изучение художественного произведения. Изучение художественного произведения должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.
Задачи программы в общем виде формулируются следующим образом:
- Расширение круга представлений
- Повышение речевой мотивации
- Развитие и коррекция всех сторон речи
- Развитие умения выразительно читать и рассказывать
Изучение предлагаемых в программе тем имеет большое воспитательное значение, т.к. способствует формированию коммуникативной компетентности и умению сотрудничать, работать в группе.
Коррекционно-развивающие цели:
- Коррекция фонетической стороны речи на основе упражнений в дикции.
- Коррекция зрительного и слухового восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.
- Коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения.
- Развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов.
- Развитие эмоционально-образной памяти с помощью символического изображения на карточках со словарными словами.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом.
- Развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану.
Ожидаемый результат
По окончании курса повышается речевая активность детей, расширяется их кругозор, развиваются индивидуальные творческие способности. Предполагается коррекция фонетических недостатков, развитие грамматической структуры речи, обогащение словарного запаса за счет различных форм лексики: литературной, книжной, научной, терминологической и др. Выразительность речи обеспечиться рядом средств: интонацией, смысловым ударением, темпом, тембром.
Кроме того, обучающиеся будут вовлечены в подготовку и проведение школьных, городских и областных мероприятий как чтецы, исполнители ролей в спектаклях, что повысит их самооценку, уверенность в себе.
Содержание учебных модулей
1 модуль
“Выразительное чтение” – 19 часов
- Техника речи:
- Подготовка текста к выразительному чтению
Знать:
- Знать ключевые термины модуля: дикция, темп, тембр, ритм, пауза, интонация, мелодика речи
- Знать виды, особенности и назначение интонации, логических ударений, пауз;
- Знать основные правила русской орфоэпии
Владеть навыками:
- Формирования техники речи;
- Анализа своей речи и речи окружающих с точки зрения выразительности;
- Выразительно читать литературные произведения разных жанров
Календарно-тематический план
№ | Кол-во часов | Основные теоретические понятия | Содержание практической деятельности |
Техника речи | |||
Дыхание | Упражнения в правильном дыхании при чтении | ||
1 | 1 | Непроизвольное и произвольное | |
Голос | Упражнения в звонкости и собранности голоса при чтении | ||
2 | 1 | Звуковысотность и полетность голоса. | |
Дикция | Упражнения в правильном дыхании и дикции | ||
3 | 1 | Произношение гласных звуков | |
4 | 1 | Произношение звонких и глухих согласных звуков | |
5 | 1 | Произношение звуков р и р* | |
|
Упражнения в соблюдении правил литературного произношения | ||
6 | 1 | Основные правила русской орфоэпии | |
7 | 1 | Ударение в слове | |
Интонация и ее компоненты | |||
8 | 1 | Фразовое ударение Логическое ударение Эмфатическое ударение |
Разметка текста для упражнения в фразовом
ударении. Разметка текста для упражнения в логическом ударении. Разметка текста для упражнения в эмфатическом ударении. |
Пауза | Работа с текстом. Разметка пауз для чтения вслух | ||
9 | 1 | Логическая пауза Психологическая пауза Ритмическая пауза |
|
Темп и ритм речи | Работа с текстом. Разметка текста для чтения вслух | ||
10 | 1 | Понятие темпа и ритма речи | |
|
Составление мелодических
рисунков текста. Упражнения в чтении стихотворений с различной эмоциональной окраской. |
||
11 | 1 | Полная мелодическая форма | |
12 | 1 | Нисходящая, восходящая и монотонная мелодическая форма | |
13 | 1 | Тембр речи | |
14 | 1 | Невербальные средства выразительности | |
Подготовка текста к выразительному чтению | |||
15 | 1 | Особенности чтения произведений малых форм | Создание речевых ситуаций при
чтении произведений малых форм. Усвоение грамматических конструкций сказки. Прослушивание аудиозаписей с профессиональным актерским чтением стихотворений. Практические упражнения в разговорном стиле при чтении басен. |
16 | 1 | Особенности чтения сказок | |
17 | 1 | Особенности чтения стихотворений | |
18 | 1 | Особенности чтения басен | |
19 | 1 | Чтение литературных произведений перед аудиторией |
2 модуль
“Рассказывание” – 7 часов
Знать:
- Знать ключевые термины модуля: очерк, репортаж
Владеть навыками:
- Составления рассказа по восприятию, по памяти, с изменением лица рассказчика
Календарно-тематический план
№ | Кол-во часов | Основные теоретические понятия |
20 | 1 | Рассказ по восприятию |
21 | 1 | Рассказ по памяти |
22 | 1 | Рассказ – очерк |
23 | 1 | Рассказ с изменением лица рассказчика |
24 | 1 | Творческое рассказывание |
25 | 1 | Рассказ с инсценировкой |
26 | 1 | Рассказывание перед аудиторией |
3 модуль
“Инсценирование литературных произведений” – 8 часов
Знать:
- Основные понятия модуля: сценарий, инсценировка, пьеса, персонаж, репетиция, декорации, реквизит;
- Вербальные и невербальные средства выразительности речи.
Владеть навыками:
- Составления краткого сценария
Календарно-тематический план
№ | Кол-во часов | Основные теоретические понятия | Содержание практической деятельности | |
27 | 1 | Инсценирование – средство воздействия словом | Чтение и анализ русской народной сказки “Колосок” | Презентация сказки “Колосок” |
28 | 1 | Сценарий. Составление сценария по русской народной сказке “Колосок” | Распределение ролей. 1-я читка сценария. | |
29, 30 | 2 | Разучивание ролей | Разработка движений персонажей в
соответствии с их внутренней характеристикой и
эмоциональным настроением. Работа над голосом и речью персонажей. |
Создание декораций, костюмов и подбор музыкального сопровождения |
31, 32 | 2 | Репетиции | Создание декораций, костюмов и подбор музыкального сопровождения. | |
33 | 1 | Генеральная репетиция | ||
34 | 1 | Показ спектакля “Колосок” |
Используемая литература
- "Методика выразительного чтения". Под
ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 “Русский язык и литература”
"Просвещение", Москва, 1977 г. - Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986.
- Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М., 1981.
- Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 1998.
- Методика выразительного чтения. – М., 1985.
- Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. – М., 1969.
- Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. – М., 1976.
- Черноморов А.И., Шустова А.И. Практикум по выразительному чтению. – М., 1970.