Дидактическая система деятельностного метода "Школа–2000…" – средство реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения

Разделы: Администрирование школы


“От модернизации сферы образования напрямую зависят успехи в социально-экономическом развитии, поскольку система образования создает самый главный ресурс – человеческий потенциал, который выступает как основной фактор обновления страны. Без адекватной и открытой потребностям и тенденциям времени национальной модели образования Россия не сможет занять достойное место в мировом сообществе”. (Столичное образование – 5)

В системе образования в последние годы отмечаются серьезные изменения в организации процесса обучения на всех ступенях обучения. Сегодня всем нужна другая школа и другое образования. Требования к школе возрастают, и установку дает развитие страны и общества в целом. Сегодня успешный человек тот, кто хочет изменяться и стремиться к этому. Но и тот, кто знает, как это сделать. “Современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться” (Фурсенко А.А.)

Создавая свою начальную школу в освободившихся помещениях детского сада в 1999 году, мы много думали о целесообразности данного проекта. Вставал вопрос о том, для каких детей наша школа? Часто болеющих, одаренных? Для кого особые домашние условия будут нужнее? Кому из детей полезнее, чтобы процесс адаптации прошел легко и просто? Время помогло ответить на все волнующие нас вопросы. Прогимназия как воздух нужна всем: разным детям, и их родителям, и даже самим педагогам.

Обстановка, созданная здесь, способствует развитию каждого ребенка, раскрытию его талантов и способностей. Созданная семейная атмосфера, снимает различные стрессовые ситуации, которыми часто сопровождается учебный процесс. Родитель может входить в наш дом с самыми разными вопросами. А педагог имеет возможность творить.

По утверждению психологов основное условие развития психически здоровой личности – это те условия, в которых растет и воспитывается человек. Поэтому, основная цель создания прогимназии – это сохранение психического и физического здоровья учащихся и воспитанников.

Но никакие комфортные условия не заменят отсутствия качественного образовательного процесса.

Внутренний мониторинг, проводимый в прогимназии, показал со временем, что нужны инновационные преобразования в образовательном процессе. Администрация предложила коллективу принять участие в инновационной деятельности.

Выбранная технология деятельностного метода, разработанная ЦСДП “Школа 2000…” (научный руководитель: Петерсон Людмила Георгиевна, д.п.н., вице-президент Ассоциации “Школа 2000...”, директор ЦСДП “Школа 2000…”, профессор кафедры НиДО АПКиППРО РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования), оказалась очень актуальной для современного процесса обучения.

Дидактическая система деятельностного метода обучения создавалась с позиций новых требований и доказала свой авторитет, сегодня предлагается четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на поставленные ФГОС вопросы и конкретный инструмент для учителя, помогающий отвечать на эти вопросы.

Мы часто слышим сегодня, что учитель многое должен, но всегда хочется спросить: “А как это сделать?”. Как научить учиться? Как сформировать универсальные учебные действия?

Девиз ЦСДП “Школы 2000…”: “Мы будем учиться вместе”.

К учителю не только предъявляют требования, но и дают конкретный инструмент для реализации задач, поставленных современным образованием.

Полное методическое обеспечение, продуманная курсовая подготовка учителей с различной мотивационной готовностью к дальнейшему сотрудничеству, психологическая поддержка – это все можно найти в Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000…”.

Вся работа строится на сотрудничестве: методист – учитель – ученик-методист. Настоящий круговорот, при полной психологической комфортности.

Любое взаимодействие субъектов образовательного процесса определяется системой дидактических принципов “Школы 2000…” – деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества, обеспечивающих интеграцию не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой. Особое внимание следует обратить на реализацию принципа минимакса, в соответствии с которым содержание образования предлагается всем детям на уровне “максимума” (в зоне его ближайшего развития) и обеспечивается усвоение каждым ребенком социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Это означает, что в учебное содержание наряду с заданиями базового блока включается материал повышенного и творческого уровня, который позволяет развиваться, в соответствии с собственным выбором и уровнем подготовки, всем учащимся. Таким образом, принцип минимакса, при правильном его использовании, становится эффективным механизмом разноуровневого обучения.

Принцип деятельности – основной при реализации новых Федеральных образовательных стандартов. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. При реализации построенного проекта, каждый ученик участвует в открытии нового.

Данные принципы стали основными в деятельности образовательного учреждения и используются на уроках разной целевой направленности, а также во внеклассной работе и во взаимодействии с родителями.

Дидактические принципы “Школы 2000…” помогают преодолеть различные стрессовые ситуации, которые возникают часто в учебном процессе между различными субъектами.

Многолетний опыт работы в составе жюри окружного конкурса “Учитель года”, показывает, что учителя сами продолжают на уроке прибывать в деятельности, а ученик остается пассивным слушателем.

Сегодня, когда Федеральные государственные стандарты требуют реализации деятельностного подхода в образовательно-воспитательном процессе, наше образовательное учреждение вступает в эту работу очень уверенно.

Прогимназия определила для себя основное направление деятельности – это построение образовательного пространства на системно-деятельностном подходе.

  • дидактические принципы ДСДМ “Школа 2000…”
  • технология деятельностного метода на уроках разной целевой направленности;
  • освоение и практическое применение информационно-коммуникационных технологий в практике учителя.

У учащихся прогимназии повысилась мотивация к учебной деятельности, дети стали исследователями при открытии новых знаний. Мы стараемся воспитать интеллектуально развитого ребенка, умеющего отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, применять эти знания в практической деятельности.

Речь учащихся стала свободной, алгоритмированной. Нет страха перед неправильным ответом. Расширилась нить логических рассуждений, эта работа дает свои результаты.

Сотрудничество с Центром системно – деятельностной педагогики “Школа 2000…” помогло качественно измениться и нашим педагогам. Учителя прогимназии проводят лекции-консультации, семинары-практикумы, мастер-классы для учителей округа понимая, что опыт учителей-практиков необходим для реализации программы “Школа 2000…”.

Ассоциация “Школа 2000..” “отражает один из наиболее серьезных подходов к развивающему обучению: технология деятельностного метода нацелена на формирование необходимых в современных условиях качеств и ценностей духовно-развитой личности в процессе профессионального развития”. (Л.Г. Петерсон “Деятельностный метод обучения”).

Образование должно двигаться к гуманной педагогике, видеть в каждом ребенке личность, школа должна быть для учащихся одним из самых комфортных мест и наше образовательное учреждение старается все для этого сделать.