Интегрированный урок "Поэты–земляки, участники Великой Отечественной войны". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Интеграция с предметами: внеклассное чтение, математика, русский язык.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: мультимедиа.

Цель: Познакомить с творчеством поэта – земляка Николая Ивановича Букина.

Задачи:

  1. отработать вычислительные навыки и знания нумерации в пределах тысячи, решение задач; закрепить знания учащихся в определении падежей, в разборе по членам предложения и частям речи, развивать внимание, память, речь учащихся.
  2. развивать внимание, память, речь учащихся, логическое мышление, любознательность, стремление изучать историю своей малой Родины;
  3. воспитывать любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества.

Методы: объяснительно-иллюстративный, кинофрагменты.

Формы работы: парная, фронтальная.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа презентация Power Point к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

– Рота, смирно!

Товарищи курсанты, сегодня мы проводим учебные сборы.

– Взводу № 1 занять свои позиции.

– Взводу № 2 занять свои позиции.

– Взводу № 3 занять свои позиции.

Слайд 2.

Кодовый номер наших учений число 9. Почему?

(9 мая наша страна отмечает День Победы.)

– 9 мая 1945 года закончилась вторая мировая война. Фашизм был побеждён. Победа в Великой Отечественной войне – большой праздник.

Слайд 3.

Попытайтесь определить тему нашего урока.

Чему мы должны научиться на уроке?

2. Работа над темой (звучит музыка, ученик читает отрывок из стихотворения.)

Слайд 4.

Прощайте скалистые горы,
На подвиг отчизна зовёт.
Мы вышли в открытое море
В суровый и дальний поход.

С этой песней не раз уходили моряки от родных берегов в свирепое Баренцево море для смертельной схватки с врагами.

– Кто знает автора этих строк? На этот вопрос мы ответим позднее.

Слайд 5.

– Товарищи курсанты, перед вами боевое задание – сформировать команду корабля.

– Чтобы сформировать команду корабля, нужно определить недостающего члена команды.

– Молодцы!

– Каждому взводу определить маршрут корабля, показать стрелками правильный путь, решая примеры сверху вниз.

– Назовите конечный результат (65).

Слайд 6.

– Что можете рассказать о числе? (Двузначное, нечётное, 6 десятков, 5 единиц, всего единиц 65).

– О чём вам говорит это число?

(В этом году наша страна празднует 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.)

– С заданием справились успешно, молодцы.

Слайд 7.

– Автор слов песни “Прощайте скалистые горы” Николай Иванович Букин.

Слайд 8.

– Букин Николай Иванович родился в 1916 году в селе Дуброво Еловского района Пермской области, в семье крестьянина. Окончив неполную среднюю школу, по путёвке комсомола, Николай Букин уезжает учиться в Сарапульский сельскохозяйственный техникум. После окончания техникума работает учителем в Брюховской, а затем в Еловской школах. Преподавал русский язык и литературу. Букину очень нравилось работать с детьми, поэтому он поступает учиться в Пермский педагогический институт.

В 1940 году Букина призвали в армию и зачислили на флот. Судьба на долгие годы связала его с суровым Северным морем.

– Почему на уроке мы говорим о Н. И. Букине?

(Был участником Великой Отечественной войны.)
Слайд 9.

– Прочитайте рассказ и ответьте, соответствует ли он нашей теме?

Шла война с фашистами. Урал отправлял на фронт своих сыновей.

Николай Букин всю войну провёл на полуострове Рыбачий. Был рядовым, артиллеристом, редактором газеты. Фашисты не раз пытались захватить Рыбачий, но североморцы мужественно держали оборону полуострова. Моряки приблизили великую Победу.

Назовите имена существительные женского рода единственного числа.

Слайд 10.

война
газета
оборона
победа

– Что объединяет между собой эти слова?

– Исключите лишнее слово. Ответ обоснуйте.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом.

– Чтобы назвать новое слово, надо выполнить задание.

Слайд 11.

– Посмотрите на геометрические фигуры. Каждая фигура содержит определённую букву. Заполните фигуры и буквы в каждой из них.

Слайд 12.

– Теперь я буду называть фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить какие буквы были изображены на них и назвать слово. (Круг, треугольник, многоугольник, квадрат, многоугольник, прямоугольник, треугольник, ромб, круг.)

– Какое слово у вас получилось? (Отечество.)

– Как вы понимаете значение этого слова?

Слайд 26.

Прочитайте, как объясняет значение этого слова словарь Ожегова.

Отечество – страна, где родился человек и гражданином которой является. Место возникновения, происхождения чего-либо, родина; отцы, предки, род.

Слайд 12.

– Назовите однокоренные слова. (Отечественный, отец, отчизна, отчество.)

– Назовите синонимы к слову отечество. (Родина, Отчизна, отчий край.)

Составьте предложение с этим словом.

(Русский народ поднялся на защиту Отечества. Каждый гражданин нашей страны готов защитить свое Отечество.)

– Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

Слайд 13.

3. Физкультминутка.

– Для лучшего видения конечной цели наших сборов медицинской сестре ….. провести работу по офтальмологическому тренажёру.

4. Работа над темой урока.

Слайд 14.

– Война длилась 1418 дней – четыре года. Эта война была ужасная, кровопролитная, не было ни одной семьи не пострадавшей от тягот войны.

– Назовите число, в котором 2 ед. 3 разряда.

Слайд 15.

200 – наших земляков стали Героями Советского Союза.

Слайд 14.

– Замените число 5674 суммой разрядных слагаемых.

Слайд 16.

5674 человека ушло на войну из Еловского района.

Слайд 14.

– Назовите число, в котором 2 ед. второго класса и 790 ед. первого класса.

Слайд 17.

2790 человек не вернулось с войны.

Слайд 4.

– Назовите число, в котором 6 разрядов.

Слайд 19.

135000 солдат и офицеров нашего района были награждены орденами и медалями.

Слайд 14.

Назовите число, в записи которого 1 единица 4 разряда, 7 единиц 3 разряда, 0 единиц 2 разряда, 2 единицы 1 разряда.

Слайд 8.

1702 человека вернулись с войны.

Слайд 4.

Назовите число, в котором 1т. 9с. 4д. 5 ед.

Слайд 20.

В 1945 году закончилась Великая Отечественная война.

– Ребята, вы должны помнить о тех, кто погиб, защищая Родину.

– Наши воины – земляки приблизили великую Победу.

Слайд  21.

– Товарищи курсанты перед вами задание – нужно решить задачу.

На одном военном корабле было 40 ящиков по 12 снарядов в каждом, а на другом 30 ящиков по 12 снарядов. Сколько было всего снарядов на двух кораблях? Решите задачу разными способами.

– Молодцы! Успешно выполнили боевое задание.

Слайд 22.

Великая Отечественная война застала Николая Ивановича Букина на далёком севере, на суровом полуострове Рыбачий, в частях морской пехоты. Нелегко было служить, и не просто служить, а воевать здесь на далёком заснеженном клочке земли, продуваемой холодными ветрами. Был рядовым, журналистом, редактором, поэтом. Северу Николай Иванович остался верен. После войны служил в Полярном. И только в 60-х годах в звании полковника покинул Рыбачий и поселился в Москве, став профессиональным писателем. Был членом союза писателей, Лауреатом Всесоюзного конкурса военной песни.

5. Работа над стихотворением.

Слайд 23.

Море и флот навсегда остались главной темой поэзии Николая Букина.

– Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Н. И. Букина “Альбатросы”.

Послушайте и ответьте на вопрос.

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

– Какое настроение у поэта – рассказчика?

(Чтение стихотворения ученицей.)

Альбатросы.

Когда садятся альбатросы
На берега родных морей,
На них гляжу, как на матросов
Непобеждённых кораблей.
Всплывают огненные годы
И в жаркой памяти горят,
Как будто после всех походов
Встречаю вновь живых ребят.
Беда за горло нас хватала,
И, не спасаясь от воды,
Хлебнули вместе мы немало
И той воды, и злой беды.
Но, закипев могучим шквалом,
Мы шли вперёд, врага круша,
И никогда не предавала
Россию флотская душа.
Когда взлетают альбатросы
И держат курс на штурм морей,
Их провожаю, кок матросов
Непобеждённых кораблей.

– Какие строки подтверждают, что стихотворение о войне? – Кто такие альбатросы?

Слайд 24, 27.

– Кто такие альбатросы?

– Прочитайте про себя и подумайте: с кем поэт сравнивает альбатросов?

Выразительное чтение. Кто желает прочитать это стихотворение вслух?

6. Домашнее задание.

7. Итог урока. Рефлексия.

– Чем обогатил вас сегодняшний урок?

– Рота, подъём.

Товарищи курсанты! Подошли к концу наши учения. За хорошие результаты во время учений курсантам……………………присваивается очередное звание с вручением звезды. Благодарю за службу.

Слайд 25.

Приложение. Песня. “Прощайте скалистые горы”

Список литературы.

  1. “Земля Еловская” Савинова Л. Л. (сборник материалов по краеведению). Издательский дом “Пермские новости” Пермь 2003 г.
  2. “Из истории село Елово и Еловского района” Савинова Л. Л. , село Елово 1998 год.
  3. Видео – интернет.
  4. Тренажёр – Интернет.
  5. “Сборник упражнений по математике” 4 класс Т. В. Шклярова. Издательство “Грамотей” 2005 год.
  6. Сборник стихов местных авторов “Влюблённым взглядом” село Елово 1998 год.