Методическое пособие для проведения летней практики по географии

Разделы: География


Пояснительная записка.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю методическую разработку для проведения летней практики по географии. Разработка представлена в двух вариантах: краткое описание и дневник практики. Каждую часть можно использовать по отдельности, а можно и вместе. Некоторые задания можно поменять, убрать, добавить, в зависимости от потребностей и желания учителя.

География это единственный школьный предмет, отражающий действительную картину мира. Областью изучения географии является сама жизнь, то есть то, что окружает детей в их повседневной жизни. Учащиеся, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в их жизни могут присутствовать явления и законы, изучаемые на уроках географии.

Поэтому географическая практика становится важным инструментом в руках учителя. Во время географической практики учащиеся могут применять имеющиеся у них навыки, учиться добывать знания, проводить наблюдения, заниматься измерениями различных объектов природы, анализировать и систематизировать полученный материал. Во время учебных занятий не всегда найдется время для такой работы, поэтому свою методическую разработку я рекомендую для использования в летнее время, для самостоятельной работы. Не зря девизом этой работы я выбрала слова “отдыхая, изучаем”.

Результатом проведения географической практики может быть создание географических атласов небольших участков местности, сбор коллекций и гербариев, накопление фактических материалов, создание выставок, и экспонирование этих работ в кабинетах географии и биологии.

Целью моей разработки является создание такого пособия, которое могло бы помочь учащимся в самостоятельном проведении географической практики, облегчило бы проведение исследований, запись и дальнейший анализ результатов.

Задачами работы является: стимулирование самостоятельной работы учащихся для более глубокого изучения географии, применения накопленных знаний и умений, формированию комплексного подхода к своей работе, использование межпредметных связей.

Современные условия жизни и учебной деятельности вынуждают и педагогов и учащихся по новому взглянуть на процесс обучения, главной задачей которого сегодня является не изложение имеющейся информации, а обучение детей находить, добывать, анализировать и систематизировать самим эту информацию. Данная методическая разработка позволяет учащимся научиться добывать, анализировать и систематизировать информацию об окружающей их действительности. А также использовать простейшие способы изучения природы, хозяйственных объектов, общности людей. В работе описаны способы изготовления простейших приборов, которые учащиеся могут сделать своими руками.

Многие понятия, приемы работы, методы исследования изучаются на уроках географии, но в разработке даются указания по конкретному практическому использованию этих методов и приемов работы.

Свою работу с использованием этой методической разработки я выстроила в систему.
– Учащиеся, закончившие 8 класс, проводят исследования там, где отдыхают летом. В мае всем желающим я в электронном, или печатаном виде я выдаю методические рекомендации и дневник летней практики.
– В сентябре ребята приносят свои черновики и фотографии. В течение осени-зимы мы оформляем работы.
– В марте проходит публичная защита работ. На защите присутствует педагогический коллектив и учащиеся 8 классов. Лучшие работы засчитывались в качестве сдачи экзамена по выбору, в данном случае по географии, за курс 9 класса. Сейчас ГИА. Учащиеся 8 класса получают представление о том, какую работу можно провести летом.
– В мае для всех желающих восьмиклассников проводится трехдневная географическая практика в Кузьминском лесопарке. В ходе этой практики дети осваивают основные методы географических исследований.
– В конце учебного года я выдаю им методические рекомендации и дневник практики. Летом они самостоятельно проводят исследования.

Данное методическое пособие было апробировалось в школе № 2011 в течение 2008–2009, 2009–2010 учебных годов. За это время были выполнены несколько работ, две из которых приняли участие в “Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” 2009-2010 уч. года”. Это работы: “Мое любимое место России” Фирсова Ольга и “Географическое исследование окрестностей поселка Морское, в Крыму” Левин Юрий. Работа Фирсовой Ольги “Мое любимое место России” также участвовала в окружном конкурсе проектов по географии, проводимом НМЦ ЮВАО в 2010 году, где заняла призовое место.

Летом 2010 года группа учащихся 8–9-х классов проводила летнюю географическую практику на Вотчине Деда Мороза, в городе Великий Устюг.

Отличительной чертой данной разработки является ее практическая направленность, комплексность описываемых форм и методов исследований, а также наличие алгоритма проведения исследований. В ней присутствуют описания действий, подсказки, заготовки для проведения работы.

Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа была полезна учителям географии и учащимся в изучении нашей планеты, нашей страны и моего любимого школьного предмета.

Методическое пособие для проведения летней практики по географии.

План.

  1. Составление топографической схемы.
  2. Сбор коллекции горных пород и минералов.
  3. Наблюдение за погодой.
  4. Изучение природного растительного покрова.
  5. Исследование водного объекта (реки, озера, пруда, водохранилища …).
  6. Изучение почвенного покрова.
  7. Изучение животного мира.
  8. Изучение распространения культурных растений.
  9. Знакомство с предприятием.
  10. Изучение поло-возрастного состава населения.

1. Для составления топографической схемы необходимо определить направления на разные обьекты, в радиусе 2 – 3 километра от дома, и измерить расстояния до них. Все данные нужно записать в виде схемы. Сделать несколько фотографий (обьекты, до которых измерялись расстояния, процесс работы, способы ориентирования).

2. Собирая коллекцию горных пород, описать местность, где была сделана находка, и указать это место на карте. Все образцы пронумеровать. Нужно сделать несколько фотографий мест сбора образцов, и процесса работы.

3. В течение месяца вести наблюдения за погодой, отмечая:
– температуру воздуха (в одно и то же время, в тени, на небольшой высоте) ;
– состояние неба (% занятости облаками и их вид);
– количество и вид атмосферных осадков;
– направление ветра;
– необычные природные явления;

Нужно сделать несколько фотографий процесса наблюдения за погодой и необычных природных явлений.

4. Для изучения природного растительного покрова необходимо выбрать несколько площадок. В выбранном месте (на лугу, в лесу, на поляне) отмерить квадрат 10м х 10м, и в этом квадрате пересчитать одинаковые растения. Одновременно собирая гербарий и фотографируя незнакомые растения. Таких площадок должно быть 2–3, в разных местах. Исследуемые места отметить на топографической схеме.

5. Исследуя водный объект, попытаться определить какого он происхождения, природного или искусственного.
– Изучая реку, определяем ее ширину, промеряем глубины (веревкой с грузом через каждый метр), определяем скорость течения (отмерив на берегу 10 метров, бросаем в реку легкий, не тонущий предмет и засекаем время), определяем прозрачность воды (опуская в воду белый предмет на веревке – нужно отметить глубину, на которой он перестанет быть виден).
– Изучая озеро, пруд … определяем примерную площадь, сточное оно или бессточное, прозрачность воды. Все исследования сопроводить фотографированием.

6. Для изучения почвенного покрова нужно выбрать два места. Одно в естественных условиях (лес, луг, пойма реки), другое в искусственных “культурных” условиях (поле, огород).
В природных условиях – выкопать яму глубиной 40–60 см, сделать ровные края. Измерить толщину слоев разного цвета и структуры. Сфотографировать почву и себя за работой. Яму потом засыпать.
В культурных условиях определить механический состав. Для этого кусочек влажной почвы скатать колбаской и попытаться согнуть. Глинистая легко скатается и согнется не потрескавшись. Супесь и суглинок будут скатываться колбаской, но согнуть их не удастся. Песчаную почву даже скатать не удастся. Все получившиеся результаты сфотографировать. На топографической схеме указать места проведения исследований.

7. По возможности пронаблюдать животных, их следы, голоса. Все сфотографировать или записать.

8. Изучить выращиваемые в округе сельскохозяйственные растения. Сфотографировать, собрать гербарий. На топографической схеме указать где, что растет.

9. Если в округе есть предприятие – познакомиться с его работой (что выпускает, особенности технологического процесса, профессии, уровень зарплат).

10. Провести исследование поло-возрастного состава людей.
В течение одного дня отмечать повстречавшихся людей – их пол и примерный возраст (по категориям 0–10, 10–20, 20–30, …).

По результатам практики будет создан географический атлас места Вашего отдыха.
Необходимо знать правильное и полное название этого места.

Приложение.

Список литературы:

  1. И.А.Верба, Я.Б.Галкин, А.П.Радищев, Р.А.Розенфельдт, В.В.Титов Туристско-краеведческие кружки в школе. “Просвещение” 1988 г.
  2. Курилова В.И. Туризм учебное пособие для педагогических институтов.
  3. Зотова А.М. Проектная деятельность при изучении курса географии в основной школе. МИОО.
  4. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс.Дрофа 2005 г.
  5. А.А.Половинкин. Общая физическая география. Учпедгиз 1952 г.
  6. Конспекты институтских лекций и полевых занятий МГОПУ 1991–1995 г.