Урок "Размещение населения мира". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


(Урок желательно проводить в компьютерном кабинете.)

Цели:

  1. Повторить основные понятия по населению и решение задач.
  2. Научить видеть образно карту и размещение населения.
  3. Передать начальные навыки преобразования карты в осмысленную схему.

Задачи:

  1. Развитие образного мышления у учащихся.
  2. Научить увидеть причину размещения населённого пункта, правильно определить вид конфигурации.

Материалы:

  1. Учебники – авторов. Гладкий ЮН. и Лавров СБ. “Экономическая и социальная география мира”, бланки-схемы.
  2. Физическая карта мира, атласы, на доске до урока написать:
    – тему урока,
    – задачи на повторение.

В компьютере подготовить условия задач на повторение и со спец. программой для их решения (программу могут разработать сами учащиеся или учитель). Политическая карта мира.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, объявление темы, целей и задач урока). –  2 мин.

2. Повторение:

а) 3–4 учеников (по желанию) садятся к компьютеру для решения задач на численность населения,

б) (пока они решают) – Блиц-опрос по пройденным темам – см. приложение.

– назвать и показать распространение цивилизаций, 8 типов, (по полит, карте мира).

К этому времени ученики должны закончить решение по одной задаче на компьютерах и оформить их решение на доске, прежде чем перейти к их рассмотрению, учитель спрашивает ответ на вопрос: “Какой показатель, кроме числа родившихся и умерших, влияет на численность населения страны?” (Ответ: миграция.)

И ученики, после ответа, зачитывают условия своих задач и объясняют их решение. В случае неверных ответов – разбор задач провести вместе с учащимися. – 15 мин.

в) Затем ученики самостоятельно решают задачи, условие которых на доске. Учитель проверяет только правильность цифры ответа. –  3–5 мин.

3. Объяснение нового материала. –  15 мин.

а) Рассказ учителя ведётся параллельно с примерами и зарисовками схем, объясняя зависимость в возникновении населённого пункта от:– природных условий,

– удобного географического расположения местности. Для примеров можно использовать схемы из лекций (в газете “География в школе”) курсов повышения квалификации.–  см. приложение.

б) Назвать, зарисовать каждый вид, конфигурации и привести пример по физической карте мира:

  1. Y – игрек – образные конфигурации (между слияниями 2-х рек).
  2. (– икс – образные конфигурации (реки, в виде обратных скобок).
  3. ! – восклицательный знак конфигурации (в местах обхода оврагов, в конце системы гор).
  4. “Диафрагма” – пример можно объяснить опираясь на конструкцию
    фотоаппарата (между двумя горными системами),
  5. V – образные конфигурации (между V – конструктивными горными
    системами).
  6. Граничные узлы – (между природными зонами).
  7. Т – образные конфигурации.
  8. U – образные конфигурации (по изгибам или выпуклостям рек)

Закрепление: –  10 мин.

Каждому ученику раздать листы – схемы (заготовленные бланки).

Объяснить задание: Ученик должен выбрать вид конфигурации (кроме 8-го вида U – образного) и изобразить пример, используя свой пример по атласу. Во время работы учеников учитель поправляет и помогает каждому, кто хоть немного затрудняется.

– Дом. задание: параграф – № 13, и в рабочих тетрадях привести также пример с U– образной конфигурацией, взяв пример из атласа.

– Собрать подписанные листы-бланки с выполненным классным заданием.

– Выставить оценки за урок активно работавшим ученикам (за решение задач, за устные ответы.)

Задачи для программы компьютера:

  1. Определить абсолютную величину прироста населения Германии в 2000 году. (М = 82797тыс, чел,), если коэффициент рождаемости был (Кр) равен 9,3%о,коэффнцнент смертности (Кем.) = 10,5%о, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 человек населения равна 4.
  2. Определите величину естественного прироста населения России в 2000 году, если за год население страны уменьшилось на 893 тыс. чел.,а численность внешних мигрантов в расчёте на 1000 чел. населения была равна 1,35 (М – 145,5 млн. чел, на начало года).
  3. Определите абсолютную величину прироста населения Ирана в 2000 году. (М = 65 620 тыс. чел), если коэффициент рождаемости был равен 18,3%о, коэффициент смертности равен 5,5%о, а численность внешних мигрантов в расчёте на 1000 чел. населения равна – 4,5.
  4. Определите абсолютную величину прироста населения США в 2000 году (М = 275 563 тыс. чел,), если коэффициент рождаемости был равен 14,2%о, коэффициент смертности = 8,7%ог а численность внешних мигрантов в расчёте на 1000 чел, населения равно 3,5.

Задачи для доски:

1. Численность населения Албания на 1,01,1992 года была 3 млн., 189 тыс. чел. Площадь территории Албании составляет 28,7 тыс. кв.км За 1992–1997 года естественный прирост населения составил 431 тыс. чел., внешняя миграция составила 480 тыс. чел. из них иммигрировало 320 тыс. чел. Внутренняя миграция составила 730 тыс. чел. Рассчитать плотность населения Албании за 1997 год.

2. Чиспенность населения Республики Башкортостан на начало 1998 года была 4404 тыс. человек. Из них численность городского населения равна была 2661,1 тыс. человек., сельского населения-1442,9 тыс., чел. Определите уровень урбанизированности в РБ.

Вопросы для Блиц-опроса:

  1. Наука о народонаселении и его воспроизводстве?
  2. ЧТО такое – этнология?
  3. Процесс производства людей людьми?
  4. Что такое – демографический взрыв?
  5. Как ещё, мы называем, первый тип воспроизводства?
  6. Что это – демографическая политика?
  7. Что такое – цивилизация?
  8. Что мы называем географией культуры?
  9. Рост городов – это...?
  10. Концентрация населения – это..,?