Социальная адаптация в процессе игровых тренингов на основе русских народных сказок

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи социально-личностного развития детей, социальная адаптация могут быть решены в условиях активной продуктивной детской деятельности.

Создавая проблемную ситуацию, в которой ребенку предлагается роль учителя, дети получают возможность не только самостоятельно делать выводы о значимости того или иного поступка, но и сформировать у них навыки совместной деятельности, способствовать становлению детского коллектива.

На материале русских народных сказок мы организуем игровые занятия, участниками которых являются не только воспитатели группы и дети, но и другие педагоги детского сада, в том числе психолог.

Анализируя динамику развития детского коллектива, навыков поведения детей, мы можем сделать вывод, что данный вид работы является эффективным.

Предлагаемый конспект совместной деятельности на тему «В гостях у сказки» с детьми средней группы является частью проделанной работы.

Цель: Учить детей самостоятельно применять имеющиеся у них навыки и умения игрового взаимодействия, установления контактов с партнером, ведение конструктивного диалога для решения конкретной проблемной ситуации.

Программное содержание:

  • учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помогать им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость;
  • объяснить детям преимущества дружбы на примере коллективных игр;
  • формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей;
  • учить детей работать в парах, обучая друг друга несложным игровым действиям;
  • закрепить знания о диких и домашних животных.
  • способствовать развитию диалогической речи на основе игровых диалогов

Материал: маски диких и домашних животных, крупный конструктор.

Ход занятия

В группу входит психолог: "Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам не просто в гости пришла, а за помощью."

Воспитатель: Здравствуйте, Людмила Иннокентьевна. Присаживайтесь и расскажите, что же у Вас произошло. И вы, дети, тоже устраивайтесь около нас поудобнее.

Психолог: Ко мне на занятие пришел новый мальчик, зовут его Витя. Раньше он находился дома с бабушкой, а теперь подрос и пришел в детский сад. Но ребята почему-то не принимают Витю в свои игры. Говорят, что он не умеет дружить.

Ребята, я знаю, что вы очень дружные. Подскажите мне, пожалуйста, как можно научить Витю дружить с детьми?

Воспитатель: Поможем, ребята? Мы ведь тоже с вами не сразу научились дружить. Давайте вспомним, каким надо быть, чтобы дети захотели с тобой играть?

Выслушиваются ответы детей (нужно быть добрым, веселым, не жадным, помогать друг другу и т.д.)

Психолог: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что посоветовать Вите. А можно мне остаться и поиграть с вами?

Воспитатель и дети: Конечно, оставайтесь.

Психолог: Спасибо. Давайте все вместе поиграем в игру «Солнышко». (Психолог проводит игру, направленную на синхронизацию действия, активизацию внимания, стимулирование положительных эмоций. Дети встают в круг, поворачиваются друг за другом, вытягивают правую руку в центр круга, накладывают ладошки друг на друга и образуют тем самым «солнечные лучики». Воспитатель и психолог также участвуют в игре.) Вы чувствуете, какое яркое и теплое Солнышко у нас получилось, когда мы с вами все вместе.

Воспитать: Ребята, когда Людмила Иннокентьевна рассказывала нам про мальчика Витю, я вдруг вспомнила одну известную сказку, в которой произошла подобная история. Все герои этой сказки жили дружно, пока не появился некто и не разрушил все. Догадались, о какой сказке я говорю?

– Правильно, это сказка «Теремок». Хотите поиграть в сказку? У нас даже теремок есть. Утром мы с вами строили дом из конструктора. Сейчас наденем маски, и можно устраивать новоселье. Только как же быть: нас много, а героев в сказке мало. Ролей на всех не хватит.

(Выслушиваются мнения детей. Принимается предложение добавить в сказку других животных.)

Психолог: А можно, я тоже поиграю в сказку?

Воспитатель: Конечно. Людмила Иннокентьевна. Ребята, выбирайте себе маски (психологу достается маска медведя).

Воспитатель: Ребята, у нас опять проблема. Получается, что в нашем теремке будут жить и домашние, и дикие животные вместе. Не поссорятся ли они?

Дети: Нет! Мы будем дружными.

Психолог: Что-то я ребята забыла, а чем же дикие и домашние животные отличаются друг от друга?

Дети: О домашних животных заботиться человек, а дикие – выживают сами.

Воспитатель: Ну. что ж, посмотрим. Я думаю, если у каждому животному мы придумаем какое-то дело, им просто некогда будет ссориться. Согласны? Давайте вспомним, кто первым прибежал в теремок? (Мышка) Что она там делала? (Порядок наводила, пол подметала и т.д.)

Кто вторым поселился в теремке? (Лягушка). За какую домашнюю работу она отвечала? (Поливала огород, стирала)

Кто был третьим? (Заяц). Чем он занимался? (Огород копал, овощи выращивал)

Кто был следующим? (Лиса)

Какую работу она выполняла по дому? (готовила обед, ходила в магазин и т.д.)

– После лисы кто к теремку прибежал? (Волк) Что он делал? (Дрова рубил, печку топил, воду носил)

Воспитатель: Молодцы! А теперь пусть мышка, лягушка, заяц, лиса и волк выберут себе пару из домашних животных и обучат их трудовым действиям. (Включается музыка. Проводится этюд «Вместе весело трудиться», в ходе которого дети в парах организовывают пространство и выполняют действия, имитирующие домашнюю работу. Складывается мизансцена, в которой дети получают возможность «срежиссировать» эпизод из жизни обитателей Теремка.)

Воспитатель: После такой ударной работы не мешало бы, и отдохнуть немного. А теперь домашние животные научат диких животных отдыхать. (Под музыку проводится игра «Ладошки» парами)

Воспитатель: Вот так весело все жили, не тужили, пока не появился медведь... (Психолог в маске медведя подходит к теремку, лезет на крышу и ломает его).

Воспитатель: Ай-яй-яй! Что же ты наделал? Где мы теперь будем жить?

Медведь: Простите меня! Я больше так не буду!

Воспитатель: Ладно, косолапый, мы тебя простим. Но ты поможешь нам новый теремок построить.

Все дети, воспитатель и педагог-психолог выстраиваются в две шеренги и под музыку начинают «строительство» нового теремка, передавая, друг другу детали конструктора.

По окончании работы все встают полукругом, любуются постройкой, благодарят друг друга за работу.

Проводится игра «Назовем друг друга ласково» (без масок).

Психолог: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось играть с вами. Вы были такими дружными и веселыми. А вам понравилось с нами играть? (Ответы детей).

Воспитатель: В русских сказках мы всегда сможем найти много полезных уроков, о том, как надо дружить, трудиться, о добрых и злых делах. В сказках отражается мудрость народа. Я предлагаю попросить наших родителей, чтобы они помогли организовать нам музей русской сказки в группе. Но это уже совсем другая история.