Цели:
- Обучения: систематизировать, расширить и обобщить представления детей о видах наземного транспорта; создать условия для формирования понятия “специальный автотранспорт”, “проблесковый маячок”, “сирена”; закрепить знания учащихся о номерах телефонов экстренных служб и обеспечить усвоение умения сопоставлять эти номера со специальными транспортными средствами.
- Развития: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, связной речи, памяти, внимания, воображения; формировать умение сравнивать и обобщать; содействовать развитию любознательности посредством решения проблемных задач, вовлечения в дискуссии, приучать к системе аналитического поведения в окружающей среде.
- Воспитания: создать условия для воспитания культуры безопасного поведения на дороге, формировать потребность быть предельно внимательным и осторожным, применять адекватно разумное решение в опасных ситуациях.
Тип урока: изучение нового
Вид урока: урок теоретической и практической работы с элементами игры и постановкой проблемных ситуаций
Метод обучения: сочетание монологической речи и диалогического изложения с постановкой проблемных ситуаций, исследовательские задания, ситуативный
Метод преподавания: объяснительно-иллюстративный, стимулирующий, информационно-сообщающий
Метод учения: исполнительный, с элементами частично-поискового, практический
Метод воспитания: стимулирующий, репродуктивный, включение школьников в активную деятельность на уроке, создание игровых и ПС
Материально-техническое и дидактическое оснащение: компьютер, кроссворд, загадки, тесты, презентация по теме урока, мультфильм, аудиозапись песни по ПДД
Методические ключи к теме:
Что нужно вспомнить учащимся:
- Понятия “транспорт”, “наземный транспорт”, “пешеход”, “водитель транспортного средства”.
- Номера телефонов экстренных служб (01,02, 03, 04).
Что нужно узнать учащимся:
- Понятия “специальные автотранспортные средства”, “проблесковый маячок”, “сирена”.
- Виды специальных средств и их особенности.
- Порядок движения специального транспорта по дорогам.
- Поведение пешеходов при движении специального транспорта.
Что нужно уметь учащимся:
- Правильно ориентироваться на дороге при звуках сирены.
- Различать специальные транспортные средства по их особенностям.
- Ответить на тестовые вопросы.
- Отвечать на вопросы учителя.
- Дополнять ответы одноклассников.
I. Мотивация к уроку
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
II. Актуализация опорных знаний
(Слайд 2)
– Сегодняшний урок, ребята, мы проведем с героями мультфильма “Смешарики”. А вот и один из них – Нюша. Она принесла нам кроссворд, давайте его отгадаем.
(Слайд 3)
- Дом по улице идет.
На работу нас везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.) - Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд.) - Поднял кверху две руки,
Взял две жилы в кулаки.
Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой. (Троллейбус.) - Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко. (Автомобиль.) - Грузы я возить привык,
Я тяжелый…(грузовик).
Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Нюша вами довольна!
Микровывод:
– Каким словом можно назвать все эти предметы? (Транспорт.)
(Слайд 4)
– Нюша интересуется, какой это транспорт? (Наземный.)
– К какому виду наземного транспорта относятся автобус и троллейбус?
(Общественный, пассажирский.)
– К какому виду наземного транспорта относится автомобиль? (Легковой.)
– К какому виду наземного транспорта относится грузовик? (Грузовой.)
– Ребята, какой еще вид наземного транспорта вы знаете? (Гужевой.)
III. Формирование новых знаний.
– Давайте посмотрим, в какую ситуацию однажды попала Нюша.
– Что случилось?
(Слайд 5)
– Какие машины приехали на место происшествия?
– Чем они похожи?
– К какому виду наземного транспорта относятся эти машины?
– Какой вывод можно сделать?
Микровывод:
Есть с мигалками машины,
Их не так уж много.
Это специальный транспорт
Едет по дороге.
– Так как же называется еще один вид наземного транспорта, с которым мы познакомились? (Специальный транспорт.)
(Слайд 6)
Беседа о специальном транспорте.
(Слайд 7)
– Действительно, ребята, автомобили, которые относятся к специальному транспорту, имеют звуковую сигнальную сирену и специальную светящуюся лампочку на крыше, которая называется проблесковый маячок. Если эта лампочка включена, машина спешит на помощь.
(Слайд 8)
С красной лестницей на крыше
И сама вся красная,
Далеко сирену слышно,
Тут картина ясная. (Пожарная машина.)
– По какому номеру телефона вызывают пожарную машину?
(Слайд 9)
Милицейская машина
Нам мигает глазом синим,
А ее сирены звук
Слышен далеко вокруг.
– По какому номеру телефона вызывают милицейскую машину?
(Слайд 10)
Если кто-то заболел,
Надо чтобы врач успел.
“Скорая” его домчит,
Врач поможет, исцелит.
– По какому номеру телефона вызывают машину скорой помощи?
(Слайд 11)
– А как называется эта машина? (Машина газовой службы.)
– По какому номеру телефона ее вызывают?
– Все машины экстренных служб можно вызвать по мобильному телефону по единому
номеру 112.
(Слайд 12)
(Слайд 13)
Музыкальная физкультминутка.
(Звучит песня о правилах ПДД, дети имитируют движения.)
Движенья полон город,
Бегут машины вряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно
Ее переходи.
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая,
Нельзя считать ворон.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно
Ее переходи.
– Мы познакомились со специальным транспортом. Сейчас вы посмотрите мультфильм с участием Нюши. Смотрите внимательно!
(Слайд 14)
– Что нового вы узнали о специальном транспорте?
(Слайд 15)
IV. Применение формируемых знаний.
(Слайд 16)
Игра “Что лишнее?”
На рисунке изображены машины специального автотранспорта и легкового автомобиля. Задача учеников – найти лишнее.
(Слайд 17)
Игра “Кто на чем поедет?”
На рисунке изображены машины специального автотранспорта и люди, которые на них работают. Задача учеников – соотнести человека и машину.
(Слайд 18)
Игра “Какая машина поедет на вызов?”
На рисунке изображены машины специального автотранспорта и номера телефонов экстренных служб. Задача учеников – соотнести номер телефона с машиной.
(Слайд 19, 20)
Тест по теме “Виды специальных автотранспортных средств”.
Взаимопроверка по слайду на доске.
- Как называется транспорт, оснащенный звуковой сиреной?
а) общественный
б) специальный
в) грузовой - Как называется световой сигнал машин специального назначения?
а) проблесковый маячок
б) мигалка
в) сирена - Для чего на специальные автомобили устанавливают сирену и проблесковый
мачок?
а) для красоты
б) для беспрепятственного проезда
в) чтобы было интересно - Как должны поступить водители транспортных средств и пешеходы, увидев
движущееся по дороге специальное автотранспортное средство с включенной
сиреной и проблесковым маячком?
а) уступить дорогу
б) продолжать движение
в) ничего не делать - По какому номеру вызывается машина “Газовая служба”?
01
02
03
04 - Как вызвать машину специального назначения по мобильному телефону?
а) 121
б) 112
в) 221
(Слайд 21)
V. Итоги урока.
- Выставление и комментирование оценок
- Домашнее задание: знать номера телефонов экстренных служб, нарисовать любую машину специального транспорта.