Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ для 2-го класса "Виды специальных автотранспортных средств. Номера телефонов экстренных служб"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучения: систематизировать, расширить и обобщить представления детей о видах наземного транспорта; создать условия для формирования понятия “специальный автотранспорт”, “проблесковый маячок”, “сирена”; закрепить знания учащихся о номерах телефонов экстренных служб и обеспечить усвоение умения сопоставлять эти номера со специальными транспортными средствами.
  • Развития: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, связной речи, памяти, внимания, воображения; формировать умение сравнивать и обобщать; содействовать развитию любознательности посредством решения проблемных задач, вовлечения в дискуссии, приучать к системе аналитического поведения в окружающей среде.
  • Воспитания: создать условия для воспитания культуры безопасного поведения на дороге, формировать потребность быть предельно внимательным и осторожным, применять адекватно разумное решение в опасных ситуациях.

Тип урока: изучение нового

Вид урока: урок теоретической и практической работы с элементами игры и постановкой проблемных ситуаций

Метод обучения: сочетание монологической речи и диалогического изложения с постановкой проблемных ситуаций, исследовательские задания, ситуативный

Метод преподавания: объяснительно-иллюстративный, стимулирующий, информационно-сообщающий

Метод учения: исполнительный, с элементами частично-поискового, практический

Метод воспитания: стимулирующий, репродуктивный, включение школьников в активную деятельность на уроке, создание игровых и ПС

Материально-техническое и дидактическое оснащение: компьютер, кроссворд, загадки, тесты, презентация по теме урока, мультфильм, аудиозапись песни по ПДД

Методические ключи к теме:

Что нужно вспомнить учащимся:

  • Понятия “транспорт”, “наземный транспорт”, “пешеход”, “водитель транспортного средства”.
  • Номера телефонов экстренных служб (01,02, 03, 04).

Что нужно узнать учащимся:

  • Понятия “специальные автотранспортные средства”, “проблесковый маячок”, “сирена”.
  • Виды специальных средств и их особенности.
  • Порядок движения специального транспорта по дорогам.
  • Поведение пешеходов при движении специального транспорта.

Что нужно уметь учащимся:

  • Правильно ориентироваться на дороге при звуках сирены.
  • Различать специальные транспортные средства по их особенностям.
  • Ответить на тестовые вопросы.
  • Отвечать на вопросы учителя.
  • Дополнять ответы одноклассников.

I. Мотивация к уроку

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.

II. Актуализация опорных знаний

(Слайд 2)

– Сегодняшний урок, ребята, мы проведем с героями мультфильма “Смешарики”. А вот и один из них – Нюша. Она принесла нам кроссворд, давайте его отгадаем.

(Слайд 3)

  1. Дом по улице идет.
    На работу нас везет,
    Не на тонких курьих ножках,
    А в резиновых сапожках. (Автобус.)
  2. Братцы в гости снарядились,
    Друг за друга зацепились,
    И помчались в путь далек,
    Лишь оставили дымок. (Поезд.)
  3. Поднял кверху две руки,
    Взял две жилы в кулаки.
    Дай дорогу, постовой,
    Побегу по мостовой. (Троллейбус.)
  4. Пьет бензин, как молоко,
    Может бегать далеко. (Автомобиль.)
  5. Грузы я возить привык,
    Я тяжелый…(грузовик).

Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Нюша вами довольна!

Микровывод:

– Каким словом можно назвать все эти предметы? (Транспорт.)

(Слайд 4)

– Нюша интересуется, какой это транспорт? (Наземный.)
– К какому виду наземного транспорта относятся автобус и троллейбус? (Общественный, пассажирский.)
– К какому виду наземного транспорта относится автомобиль? (Легковой.)
– К какому виду наземного транспорта относится грузовик? (Грузовой.)
– Ребята, какой еще вид наземного транспорта вы знаете? (Гужевой.)

III. Формирование новых знаний.

Давайте посмотрим, в какую ситуацию однажды попала Нюша.
– Что случилось?

(Слайд 5)

– Какие машины приехали на место происшествия?
– Чем они похожи?
– К какому виду наземного транспорта относятся эти машины?
– Какой вывод можно сделать?

Микровывод:

Есть с мигалками машины,
Их не так уж много.
Это специальный транспорт
Едет по дороге.

Так как же называется еще один вид наземного транспорта, с которым мы познакомились? (Специальный транспорт.)

(Слайд 6)

Беседа о специальном транспорте.

(Слайд 7)

– Действительно, ребята, автомобили, которые относятся к специальному транспорту, имеют звуковую сигнальную сирену и специальную светящуюся лампочку на крыше, которая называется проблесковый маячок. Если эта лампочка включена, машина спешит на помощь.

(Слайд 8)

С красной лестницей на крыше
И сама вся красная,
Далеко сирену слышно,
Тут картина ясная. (Пожарная машина.)

– По какому номеру телефона вызывают пожарную машину?

(Слайд 9)

Милицейская машина
Нам мигает глазом синим,
А ее сирены звук
Слышен далеко вокруг.

– По какому номеру телефона вызывают милицейскую машину?

(Слайд 10)

Если кто-то заболел,
Надо чтобы врач успел.
“Скорая” его домчит,
Врач поможет, исцелит.

– По какому номеру телефона вызывают машину скорой помощи?

(Слайд 11)

– А как называется эта машина? (Машина газовой службы.)
– По какому номеру телефона ее вызывают?
– Все машины экстренных служб можно вызвать по мобильному телефону по единому номеру 112.

(Слайд 12)

(Слайд 13)

Музыкальная физкультминутка.

(Звучит песня о правилах ПДД, дети имитируют движения.)

Движенья полон город,
Бегут машины вряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно
Ее переходи.
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая,
Нельзя считать ворон.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно
Ее переходи.

– Мы познакомились со специальным транспортом. Сейчас вы посмотрите мультфильм с участием Нюши. Смотрите внимательно!

(Слайд 14)

– Что нового вы узнали о специальном транспорте?

(Слайд 15)

IV. Применение формируемых знаний.

(Слайд 16)

Игра “Что лишнее?”

На рисунке изображены машины специального автотранспорта и легкового автомобиля. Задача учеников – найти лишнее.

(Слайд 17)

Игра “Кто на чем поедет?”

На рисунке изображены машины специального автотранспорта и люди, которые на них работают. Задача учеников – соотнести человека и машину.

(Слайд 18)

Игра “Какая машина поедет на вызов?”

На рисунке изображены машины специального автотранспорта и номера телефонов экстренных служб. Задача учеников – соотнести номер телефона с машиной.

(Слайд 19, 20)

Тест по теме “Виды специальных автотранспортных средств”.

Взаимопроверка по слайду на доске.

  1. Как называется транспорт, оснащенный звуковой сиреной?
    а) общественный
    б) специальный
    в) грузовой
  2. Как называется световой сигнал машин специального назначения?
    а) проблесковый маячок
    б) мигалка
    в) сирена
  3. Для чего на специальные автомобили устанавливают сирену и проблесковый мачок?
    а) для красоты
    б) для беспрепятственного проезда
    в) чтобы было интересно
  4. Как должны поступить водители транспортных средств и пешеходы, увидев движущееся по дороге специальное автотранспортное средство с включенной сиреной и проблесковым маячком?
    а) уступить дорогу
    б) продолжать движение
    в) ничего не делать
  5. По какому номеру вызывается машина “Газовая служба”?
    01
    02
    03
    04
  6. Как вызвать машину специального назначения по мобильному телефону?
    а) 121
    б) 112
    в) 221

(Слайд 21)

V. Итоги урока.

  1. Выставление и комментирование оценок
  2. Домашнее задание: знать номера телефонов экстренных служб, нарисовать любую машину специального транспорта.