“Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься”.
Русская народная пословица.
В нашей группе пятый год реализуется проект “Мастерская актера”, где в качестве приоритетного направления мы выбрали художественно – эстетическое развитие дошкольников. Наибольшее внимание уделяется театрализованной деятельности, которая, как известно близка и понятна ребенку.
Как появился наш проект?
В нашем отделении восстановительного лечения при детской городской поликлинике № 102, проходят реабилитацию дети с бронхо-лёгочными заболеваниями (от 2 до 5 месяцев). Дети, поступающие на реабилитацию, особые дети и требуют к себе особого внимания, поэтому главной задачей педагогов является создание комфортных условий для психического и эмоционального состояния детей. Наиболее сильные, положительные эмоции дети испытывают во время игры и творчества, поэтому в своей работе мы широко используем театрализованную деятельность.
Сначала это было просто увлечением: небольшие по объему сказки или сценки разыгрывались во время проведения досугов и праздников. Затем мы отметили, что дети с большим удовольствием играют в театр, но при выборе театрализованной игры не могут применять знания и умения, полученные ими ранее, распределять роли между собой, а некоторые дети чувствуют неуверенность в себе при общении со сверстниками и взрослыми. Мы решили разработать свою систему и объединить накопленный опыт – так появился наш проект “Мастерская актера”.
Основная задача – совершенствование социально-личностного развития ребенка и индивидуальных творческих способностей детей средствами театрального искусства. Для наиболее успешного решения наших задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. (Приложение 1).
Основные направления работы проекта “Мастерская актера”:
– приобщение детей к театральной культуре;
– совершенствование культуры и техники речи;
– формирование нравственных качеств дошкольников;
– развитие интереса к фольклору;
– приобщение родителей к совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка
(консультация для родителей и анкета). (Приложение 2)
Позвольте представить одну из тем нашего проекта:
Тема: “Рождественская неделя”.
Каждый год, после новогодних каникул, у нас проходит рождественская неделя. Для детей всего отделения мы показываем театрализованное представление “Рождественская сказка”, артистами которого являются ребята нашей группы. Проводятся колядования. Дети рядятся, надевают маски, устраивая настоящий маскарад, и под сопровождение шумовых народных музыкальных инструментов (трещетки, бубенцы, ложки, губные гармошки и др.) отправляются колядовать по группам. Во время колядования устраивают веселые розыгрыши и забавные соревнования с детьми, а в благодарность за это, как в старые добрые времена, дети получают угощения. После окончания колядок колядовщики (родители и дети) собираются вместе и устраивают пир. Надо отметить, что и родители принимают активное участие в подготовке и проведении рождественской недели: придумывают и шьют костюмы, помогают в изготовлении атрибутов; готовят интересные задания и розыгрыши. В результате праздник получается веселый, добрый и озорной.
Цель. Дать детям представление о народном зимнем празднике Рождество Христово.
Программное содержание. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет начало, это своеобразный день рождения, которое люди отмечают все вместе; это общая радость, веселье, надежда на благополучную жизнь в новом году. Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования.
Предварительная работа:
– беседа по картинам русских художников: Б.Кустодиев “Ярмарка”; А.Киевшенко
“Колядки” (иллюстрация к повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”);
– ознакомление с музыкальными произведениями: П.Чайковский “Декабрь.Святки” из
цикла “Времена года”; М.Глинка “Камаринская”.
– занятия по изобразительной деятельности: рисование на тему “Зимние забавы”;
изготовление масок для обряда колядования; изготовление подарков и праздничных
поздравительных рождественских открыток;
– ознакомление с художественной литературой: П.Бажов “Серебряное копытце”;
Л.Медведев “В сочельник”; А.Плещеев “Елка в школе”; О.Ефремова “Рождество
Христово”. Заучивание стихотворений: К.Бальмонт “Снежинка”, “Рождество”;
заучивание рождественских песен и колядок.
– ознакомление с окружающим: “Рождественский сочельник”, “Рождество”, “Колядки”,
“Ряженые”. “Энциклопедия я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи”.
– развитие речи: обогащение словаря, заключительная беседа на закрепление
полученных знаний обрядово-праздничной культуры на Рождественские праздники.
Программа Рождественской недели:
- Рождественское колядование.
(Дети с музыкальными инструментами идут по коридору и поют.)
Все:
Сегодня гулянье, гаданье, катанье,
Блины, пироги, чаепитие,
И розыгрыши и свидания,
Зима нас торопит – спешите!
Спешите видеть, слышать, участвовать!
Рядитесь из домов выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!
(Подходя к группе включаем музыку П.Чайковского “Камаринская”, дети под музыкальное сопровождение с музыкальными инструментами входят и танцуют.)
1-ый калядовщик:
Мир вам, гости дорогие, (Дети кланяются в пояс.)
Мы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Подготовили для Вас!
2-ой колядовщик:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный,
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две неделюшки.
3-ий колядовщик:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
4-ый колядовщик:
У нас сегодня день чудес,
У нас радость до небес!
Все дети:
Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота,
Пришла Коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, Коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай!
5-ый колядовщик:
Мы к Вам в гости пришли,
Долгожданные, да желанные. Угощенье просим!
(Дети одаривают колядовщиков. Воспитатель приглашает детей и вручает программку и билеты к постановке “Рождественская сказка.). (Приложение 4)
- Театрализованное представление “Рождественская сказка”.
Цели и задачи:
- Воспитываем у детей любовь к сказкам.
- Приобщаем к народным праздникам и играм.
- Учим любить природу и всех её жителей.
- Закрепляем понятия о добре и дружбе.
- Закрепляем умения детей эмоционально играть свои роли.
- Развиваем чувство коммуникативности у детей.
Действующие лица: Ведущая Дарёнка Снегири Мышка Мудрёнка Белочка Лиса Волк Зайка Медвежата |
Атрибуты: Зимний лес Крошки для птиц Елка новогодняя Елочные игрушки-самоделки Домашняя утварь Кормушки |
(
Под фонограмму “Рождественской песенки” “Чудесная звездочка” И.П. Синявского дети входят в зал, танцуют и садятся на стульчики.)Ведущая:
Вы, наверное, знаете, что Рождество – время чудес. Вот и мы расскажем вам одну чудесную историю. Помните ли вы девочку Даренку из сказки “Серебряное копытце”? Жила она в маленьком домике на опушке леса с дедушкой Кокованей, а с ними и кошка Мудренка. Была Даренка доброй и трудолюбивой девочкой, дружила с лесными зверями, помогала им чем могла. Старалась она не грустить, хотя одной девочке в лесу жилось нелегко. Кокованя часто уходил в лес, и Даренка оставалась одна... (Приложение 5а)(Девочка Даренка с кошкой Муренкой убираются в доме.)
Даренка:
Для птичек-малышек
И мышки-норушки
Насыплю я крошек
Вот в эти кормушки. (Посыпает крошки в кормушки.) (Приложение 5б)
Красногрудый снегирек
Сядет на ладошку.
С нами птичка-огонек
Потанцуй немножко.
Танец Дарёнки и Мурдрёнки. (“Ритмическая мозаика” А.И.Бурениной Красный сарафан.)
Танец Снегирей.
(“Музыка леса” Джаз для детей Н. Соболев.)Снегири (хором):
Спасибо, милая девочка! Поздравляем с Рождеством! (Приложение 5в)Танец Мышки. (Полька Суворова.)
Мышка:
Что Мудренушка невесела? (Приложение 5г)
Что головушку повесила?
Мудренка:
Все у нас в порядке,
В домике нарядно,
Угощенье все готово…
Мышка:
Может, Даренка нездорова?Мудренка:
Нет, она старается
Шутит, улыбается,
Но подумайте – одной
Грустно в праздник ей такой.
1-й Снегирек:
К ней ребят позвать бы надо!
Вот Даренка будет рада!
2-й Снегирек:
Полетим скорее в лес,
Встретимся со зверями.
Может быть, придумаем
Что-нибудь с друзьями.
Мышка:
Побежим и мы, Мудренка,
Поскорее в детский сад!
Там помочь Даренке нашей
Каждый будет рад!
С ребятами поговорим,
Может, что-нибудь решим. (Убегают взявшись за руки.)
Танец Белочки. (“Ритмическая мозаика “ А.И. Бурениной.)
1-й Снегирек:
Здравствуй, Белочка! С Рождеством тебя!Белочка:
Здравствуйте, дорогие друзья! И вас поздравляю с чудесным праздником!2-й Снегирек:
Белка прыгает так ловко!
Ищет по лесу кладовку,
Где она когда-то в спешке
Спрятала свои орешки.
Белочка:
Посмотрите, к нам спешат семь веселых медвежат!Исполняется танец “Плюшевый медвежонок”
(“Ритмическая мозаика” А.И.Бурениной.) (Приложение 5д)(Появляются Волк и Лиса. Ведут за руки Зайчика. Спорят между собой.)
Лиса:
Это мой Зайчонок белый! Зря стараешься, ты Серый!Волк:
Ты, кума, бы помолчала! Кто сильнее, У-у-у видала?Белочка:
Как же звери вам не стыдно?
Или вы не знали видно?
Что приходит праздник в дом,
Он зовется – Рождеством!
Лиса:
Что же мы с тобою, Волк, сейчас творим?
Сами-то красивые речи говорим…(Приложение 5е)
Волк
:А дошло до дела – забыли про слова,
Дракою встречаем праздник Рождества…
Лиса и Волк:
Прости нас, Зайка!Заяц: Прощаю, прощаю и на танец приглашаю!
Танец Зайца, лисы, волка и белочки.
(Неаполитанская полька.)Снегирек:
Даренке надо нам помочь помочь,
Ведь кругом зима и ночь.
Зайка:
Что нам делать, как нам быть,
Даренку как развеселить? (Приложение 5ж)
Волк:
В эту ночь, идет молва,
Люди елку наряжают,
И под елочкой справляют
Светлый праздник Рождества.
Снегирек:
Елочка на Рождество –
Для детишек торжество.
А на елочке игрушки:
Домик, шарики, хлопушки.
Лиса:
А давайте пойдем в лес и принесем Даренке елочку на праздник!Все:
Давайте! Пойдем скорее за ёлочкой!Белочка:
На небе звездочки зажгитесь поскорей,
Чтоб нам в дороге было веселей !(Уходят.)
Танец Снежинок. (Музыка из оперетты “Летучая мышь” И.Штраус.)
1-яСнежинка:
Белые, белые хлопья
Сказочно в небе летят.
Кружатся в вальсе снежинки,
Ярко сверкают, блестят.
2-я Снежинка:
Сочится синий свет в окно,
Похрустывает ельник,
Всё ожидания полно
В рождественский сочельник.
3-я Снежинка:
Встаёт звезда из-за лесов,
Сердечко так и бьётся!
Осталось несколько часов –
И Рождество начнется! (Улетают под музыку.)
(На опушке леса появляются Волк, Лиса, Заяц, Белка, Снегири. Они несут ёлочку в подарок Дарёнке.)
Все звери:
С Рождеством тебя, Дарёнка! (Дарят ёлочку.)Даренка:
Спасибо, зверята! Спасибо, ребята! Сегодня такая удивительная ночь!Говорят, что в Рождество
Что ни пожелается,
Все тот час произойдет,
Все тотчас сбывается!
Ведущая: Конечно произойдёт волшебство! Давайте ребята украсим эту ёлочку игрушками, которые мы с вами сделали своими руками. Я их захватила с собой. (Под музыку все дети украшают ёлочку.) (Приложение 5з)
Даренка:
Снег пушинками кружитсяУ окошка моего.
Будем вместе веселиться:
Ёлка! Праздник! Рождество!
(Дети исполняют песню, танцуют возле ёлочки с включенными фонариками и уходят.)
Песня “Рождество Христово”.
Тихо кружатся снежинки.
Сказка приходит к нам в дом!
Ёлка, подарки, картинки:
Зовём это всё – Рождеством!Звездочки в небе сверкают,
Но ярче всех, лишь одна!
О радости нам возвещает,
О празднике Рождества!В этот волшебный праздник
Всё наполнится вдруг,
Верой, Надеждой, Любовью
И светом добра вокруг!
Литература:
- Блинова Г.П. “Русские народные праздники”. М.: Вузовская книга, 2000.
- Гаврилова И.Г. “Истоки русской народной культуры в детском саду”. СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Дайн Г. “Детский народный календарь”. М.: Детская литература, 2001.
- Доронова Т.Н.А “ Играем в театр”. М.: Просвещние, 2005.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. “Народные праздники в детском саду”. М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Истомин С.В. Энциклопедия “Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи”. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
- Капранова Л.Н. “Бабушкины забавушки”. Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Лялина Л.А. “Народные игры в детском саду”. М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Харлицкий М.С.,Хромов С.С. “Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды”. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
- Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду”. М.: Мозаика-Синтез, 2008.