Психолого-педагогические аспекты образовательной среды для детей с отклонениями в развитии рассматриваются в работах Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, О.П. Грибовой, Б Л.В. Кузнецовой, Н.М., Назаровой, М.С. Певзнер, Л.С. Сековец, Е.А. Стребелевой и др.
Образовательная среда представляет совокупность предметно-развивающей среды, эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого воспитанника, особенностей микрокультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности воспитанника.
При создании образовательной среды в нашем учреждении мы ориентируемся, прежде всего, на индивидуальные особенности психофизического развития наших воспитанников. Создание индивидуальных траекторий развития каждого воспитанника требует от нас и организации условий для реализации данных программ. Сюда можно отнести хорошо оборудованные кабинеты учителей-дефектологов, и особенности предметно-развивающей среды групповых комнат: уголки эмоций, уголки уединения, большое количество конструкторов и дидактических игр, направленных на развитие мелкой мускулатуры мышц рук и т.д. так как дети в детском саду находятся круглосуточно создана уютная, почти домашняя обстановка: ковры, диваны, телевизоры, DVD-проигрыватели, магнитофоны, уютные спальни.
При создании эмоционального климата особое внимание уделяется подбору кадров: высококвалифицированные педагоги, компетентные во всех направлениях воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.
Одним из актуальных направлений создания образовательной среды является формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями развития, так как коммуникативная деятельность для них является средством дальнейшей социальной адаптации. С этой целью в нашем ДОУ был разработан и реализован инновационный проект “Ребенок с ограниченными возможностями в современном мире”, основное новшество которого – это использование метода проектов при обучении детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевым играм, как отражению социальной действительности. Также в ДОУ создано дополнительное образование: кружки “Уроки добра”, “Мир общения”, “От улыбки станет всем светлей…”, “Мини-театр”, в которых занимается 90 % воспитанников с нарушением интеллекта.
Большое влияние на развитие образовательной среды в нашем ДОУ оказывает общественная составляющая. Мы понимаем – без общественного участия жизнь и развитие нашего учреждения будет весьма проблематично. Выбор тех или иных образовательных программ, организация дополнительного образования невозможно без их обсуждения с родителями. Решение вопросов нравственного воспитания – совместное дело ДОУ и семьи.
На основании статьи 52 Закона “Об образовании” родители воспитанников ДОУ принимают участие в управлении деятельностью учреждения посредством функционирования Родительского комитета. Родительский комитет активно участвует в воспитательно-образовательном, управленческом процессах и в финансовой внебюджетной деятельности ДОУ. Большую помощь оказывает Родительский комитет в привлечении спонсоров в наш детский сад. Часть родителей сами выступают в роли спонсоров. Между родителями и Учреждением заключены договоры.
Наше учреждение не оставляет попыток возобновить такой вид работы с общественностью, как работа с шефами. Вот уже на протяжении 3 лет мы делаем шаги к сотрудничеству с ИТЭЦ-12 компании “Иркутскэнерго”. Они оказывают спонсорскую помощь на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для физкультурного зала, а также помогают в организации поездок на какие-либо мероприятия: соревнования, конкурсы и т.д.
Конечно же, понятно, что формирование образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию воспитанников с нарушением интеллекта не пятиминутное дело. Это процесс, требующий постоянного обновления и развития ДОУ. И одному дошкольному учреждению без общественного участия результатов в нем не достигнуть.
В нашем дошкольном учреждении первые шаги в направлении формирования такой образовательной среды уже сделаны, однако основная дорога еще впереди. Но мы твердо уверены: дорогу осилит идущий.