Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:
В сентябре 2010 года был проведен опрос 28 родителей детей, посещающих старшую группу МДОУ № 224. Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).
Анализ полученных сведений показал:
- некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
- большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.
Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:
- получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;
- получить возможность общения с психологом – 55%;
- получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;
- научиться определять способности детей – 21%;
- получить возможность общения с родителями других детей – 28%.
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.
Изложенное выше выявляет противоречия:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.
Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, психолог, логопед, и др.), а также библиотекари, родители воспитанников, дети.
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит
безопасность всего большого человеческого
общества
Феликс Адлер
Творческое название проекта: семейный клуб “Дружная семейка”.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2010 г. – май 2011 г.
Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
• педагогическая гостиная;
• консультации, беседы;
• развлечения, праздники;
• открытые занятия;
• дни открытых дверей;
• родительские собрания;
• практикумы;
• прогулки, экскурсии;
• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
• обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта:
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
• мини-педсовет “Детский сад и семья”;
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
• разработка положения о клубе (Приложение 1);
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (Приложение 2).
II. Основной этап (октябрь– апрель).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.
Награждение участников проекта в различных номинациях.
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Презентация проекта:
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
Фестиваль педагогических идей на муниципальном уровне.
Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” на всероссийском уровне.
Перспективный план работы
с семьями воспитанников на 2010–2011 уч. г.
Формы проведения общения | Сроки | Содержание | Участники |
Анкетирование родителей на предмет социального заказа | сентябрь | Сбор информации на предмет социального заказа | Старший воспитатель, воспитатели |
Составление социального паспорта группы | сентябрь | Сбор данных для составления социального паспорта группы | Родители, воспитатели |
Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй” | сентябрь | Совместная творческая работа родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Родительское собрание | сентябрь | Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба | Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети |
Организация педагогической библиотеки | В течение года | Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей | Старший воспитатель, воспитатели |
Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат” | В течение года | Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей | Родители, дети, воспитатели |
Фотовыставка “Моя мама за рулём” | Октябрь | Творческая работа родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества” | Октябрь | Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями | Воспитатели |
Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми” | Октябрь | Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями | Воспитатели |
“Во что играют наши дети” | Октябрь | Практикум по организации игровой деятельности | Педагоги ДОУ, родители, дети |
Консультация: “Составление родословной” | Ноябрь | Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями | Воспитатели |
Открытое письмо маме | Ноябрь | Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей | Воспитатели. Дети |
Оформление группы | В течение года | Совместное создание предметно- развивающего пространства | Родители, дети, воспитатели |
Семейные традиции | декабрь | Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции” | Родители, дети, воспитатели |
Встреча с интересными людьми | Январь | Рассказ родителей о своих профессиях | Воспитатели и родители |
Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально” | Февраль | Деловая игра для родителей | Воспитатели и родители |
Выставка: “Наш любимый вид спорта” | Февраль | Совместная творческая работа родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Интервью о папе. Благодарность папе от мам | Февраль | Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам | Родители, дети, воспитатели |
Встреча “Мой папа самый лучший” | Февраль | Организация досуга для родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины” | Февраль | Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Выставка рисунков “Цветы для мамы” | Март | Творческая работа детей | Дети и воспитатели |
Концертная программа, посвященная 8 марта | Март | Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети |
Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе | Март - апрель | Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения) | Родители, дети, воспитатели |
Развлечение “1 апреля – день смеха” | Апрель | Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети |
“Что такое готовность к школьному обучению” | Апрель | Консультация психолога | Психолог, родители. Воспитатели |
Акция: “9 мая – День Победы” | Май | Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Организация автобусной экскурсии по городу, возложение цветов к Мемориалу воинской славы | Родители, дети, воспитатели |
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта | Май | Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях | Заведующая ДОУ, воспитатели, дети и родители |