В современном образовании осуществляется переход на новые образовательные парадигмы: содержание, отношения, поведение, подходы, технологии направлены на формирование компетенции у учащихся, то есть результатом образовательной деятельности педагога и учащегося должен стать ключевой набор компетенций в интеллектуальной, правовой, информационной и других областях.
Таким образом, изучение информатики и информационных технологий является формирование и развитие учебно-познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей. Это формирование навыков использования информационно-коммуникативных технологий, умение работать с информацией, управление ею, ее оценки и создания.
Изучение информатики и информационных технологий в дополнительном образовании открывает новые возможности для получения эффективного результата в формировании и развитии информационно-коммуникативной компетентности. Это прежде всего проектная деятельность учащихся и педагога.
Авторская образовательная программа дополнительного образования по информатике и информационным технологиям включает в себя несколько проектов разного вида, типа по срокам, содержанию и полученному результату.
Предлагаю Вашему вниманию проект педагога, включающий в себя несколько проектных работ учащихся.
Тема. Повышение уровня информационной компетентности учащихся на занятиях по информатике в условиях дополнительного образования.
Проблема. учащиеся не могут увидеть функциональность полученной компетентности в современном обществе.
Причины.
- В современном обществе нет системы практики учащихся школ на предприятиях.
- Из-за недостаточного финансирования сферы дополнительного образования детей в центрах доп. образования детей не хватает оснащенных компьютерных кабинетов, нет федерального подключения к глобальной сети Интернет.
- Низкая заинтересованность учащихся.
Цель: создать условия для применения компетентностей учащихся в ситуации деловой игры
Задачи:
- Создать ситуации, приближенные к практической жизни через занятие – деловую игру.
- Организовать работу учащихся над проектами, с применением умений и навыков применения информационно-коммуникативных компетенций.
- Повысить заинтересованность детей, путем налаживания общественных связей с предприятиями, для прохождения практики.
Мероприятия:
- Работа учащихся над проектами.
- Разработать и провести итоговое занятие – деловую игру.
- Поднять вопрос о производственной практике учащихся на предприятии, об улучшении МТБ Центра на педсовете Центра.
- Заключить договор с предприятиями о прохождении практики.
Ресурсы.
- Учащиеся детского (подросткового) объединения “КИТ” (Клуб информационных технологий).
- Педагоги Детского (подросткового) Центра.
- Материально-техническая база.
Продукт:
- Проекты учащихся.
- Деловая игра.
- Решение малого педсовета об улучшении МТБ Центра и прохождении практики учащихся на предприятиях.
- Договора с предприятиями о прохождении практики учащихся.
Примерная тематика проектов учащихся, над которыми они работают до занятия:
- Разработка шаблонов для тестов и мониторинга на Ms. Excel. Приложение 1.
- Создание рекламных флаеров. Приложение 2.
- Мультимедийная презентация – не просто наглядность
- Положительное и негативное в Интернет сети
- Фотоальбом “Мое лето”. Приложение 3.
- Якутские народные танцы
Требования к проекту.
- Возможность использовать полученный продукт на практике.
- Апробация полученного продукта.
- Реферативная часть, презентация проекта и приложения.
Критерии оценивания проекта.
- Соответствие целям и поставленным задачам.
- Раскрытие темы.
- Оформление проекта.
- Техническая сторона.
- Практическая значимость, тестовая проверка.
На занятии – деловой игре учащиеся используют разработанные шаблоны, полученные навыки работы в программах Ms. Publisher, Word, PowerPoint, Excel.
Занятие – деловая игра:
Цели занятия.
- Закрепить понятие информационной задачи.
- Дать понятие о решении информационных задач с помощью ситуаций, максимально приближенных к реальной жизни.
- закрепить приобретенные навыки работы с пакетами деловых программ: редакторами текстов, электронными таблицами, графическими редакторами, базами данных.
- Развивать аналитическое мышление с помощью информационных задач.
- В начале занятия провести короткую беседу с целью повышения интереса учащихся к предмету и к теме
- Привить навыки работы в группе.
Вид занятия: деловая игра.
Тип занятия: занятие систематизации знаний и умений.
На занятии моделируется ситуация деловой игры: Фирма "Секретарь" занимается аналитической деятельностью. Она получает заказы на решение информационных задач. Эти заказы распределяются по отделам, начальники которых предоставляют отчеты о выполнении заказа, а также о работе своих сотрудников. Кроме того, директору приходится заниматься расчетной работой, решая вопрос о выплате денег сотрудниками.
Оборудование:
- компьютеры;
- таблички: Директор, Отдел №, начальник отдела.
План рабочего дня (занятия):
3 м | Организационный момент | Учитель объясняет ход занятия |
3 м | Сотрудники отдела готовятся к началу рабочего дня | Включение компьютеров,
подготовка. Учитель рассказывает об
информационных задачах. Итак, повторим понятие информационной задачи. Ну для начала ИНФОРМАЦИЯ. Сведения об окружающем мире обычно называем информацией. Вопрос-как человек воспринимает информацию? Значит, какая бывает информация? Среди миллионов знаков, которыми люди обмениваются – звуков и жестов, световых и электромагнитных сигналов – выделяется особая группа – СИМВОЛЫ, способные передавать информацию сквозь время. И чем больше возможностей изобразительных средств, тем реальнее можно отразить информацию. Живя в мире информации, мы участвуем в четырех информационных процессах – восприятие, хранение, переработка, передача информации. И, конечно же, наиболее совершенное техническое средство для этого – ПК. То есть, если информатика это наука о компьютерном сопровождении информационных процессов, то какие задачи она решает? Правильно информационные. Чтобы решать такие задачи мы научились создавать компьютерные модели данных в пакете Microsoft office и windows используя такие программы как: ??? хорошо. Итак. Мы говорили, что все эти программы нам пригодятся в жизни. И не только. Сегодня мы рассмотрим на реальном примере как это может быть – решение информационных задач – в реальной фирме. Например, скажем, фирма, занимающаяся созданием электронных документов, электронных моделей. Ну например, в редакции газеты есть журналисты, редакторы, фотографы, а есть программисты, верстальщики, занимающееся проектированием, дизайнеры. Вот мы на занятии как раз и попробуем реальную ситуацию такой работы: Детский (подростковый) Центр проводит ярмарку здоровья, где примут участие 150 человек из разных школ нашего города. В нашу фирму поступило от них несколько запросов: разработать и выпустить брошюру – программку ярмарки, изготовить сертификаты участникам и дипломы победителям, оформить положение ярмарки в текстовом редакторе и поместить на сайте, распространить положение ярмарки на электронные почты школ города, создать презентацию на тему: “Здоровый образ жизни”, разработать тест и провести мониторинг, отражающий отношение участников к здоровому образу жизни. Итак, я назначаю директора, начальников отделов, информационные задачи которых распределит директор. |
3 м | Приход директора | Приветствие. Директор объявляет о начале рабочего дня и планерки. |
Утренняя планерка: Приветствие коллег Знакомство с объемом работы Распределение заданий по отделам Задание секретарю Закрытие |
Приветствие. Доброе
утро уважаемые коллеги - дизайнеры, верстальщики,
агенты по презентациям и программисты. Сегодня
нам предстоит, как всегда решить множество
информационных задач. Сейчас я распределю работу
по отделам. В конце дня секретарь даст мне
сводную таблицу результатов работы, по которой я
распределю премии каждому работнику. Директор: сегодня, у нас в плане работы, выполнить заказы наших клиентов. Мы должны выполнить заказы в течение дня и по итогам подготовить документы. Секретарь, пожалуйста, распределите задания сотрудникам и проследите за выполнением работы, также подготовьте документы. (Задания заранее подготовлены на карточках) 1 отдел. Отдел печати. Вам задания: 1) Набрать положение ярмарки на Ms.Word, оформить его и отправить программистам для помещения на сайт; 2) Создать сертификаты и дипломы для участников ярмарки; 3) Напечатать брошюру-программу ярмарки (вся информация в цифровом варианте на Ms.Word представлена от Д(п)Ц) 2 отдел. Отдел презентаций. 1) Разработать анимированную презентацию по заданной теме 3 отдел. Отдел программирования. 1) Разработать тест для мониторинга на ярмарке 4 отдел. Отдел по связям. Разослать положение о ярмарке на электронные адреса школ города. |
|
Все приступают к выполнению заданий | Задание для директора: распределить премии в 1000 руб. за 100%, 700 руб. за 80-90%, 500 руб. за 50-60% выполненной работы. | |
3 м | Вечерняя планерка: Подведение итогов Закрытие планерки |
Вечерняя планерка:
|