Повышение уровня информационной компетентности учащихся на занятиях по информатике в условиях дополнительного образования

Разделы: Информатика


В современном образовании осуществляется переход на новые образовательные парадигмы: содержание, отношения, поведение, подходы, технологии направлены на формирование компетенции у учащихся, то есть результатом образовательной деятельности педагога и учащегося должен стать ключевой набор компетенций в интеллектуальной, правовой, информационной и других областях.

Таким образом, изучение информатики и информационных технологий является формирование и развитие учебно-познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей. Это формирование навыков использования информационно-коммуникативных технологий, умение работать с информацией, управление ею, ее оценки и создания.

Изучение информатики и информационных технологий в дополнительном образовании открывает новые возможности для получения эффективного результата в формировании и развитии информационно-коммуникативной компетентности. Это прежде всего проектная деятельность учащихся и педагога.

Авторская образовательная программа дополнительного образования по информатике и информационным технологиям включает в себя несколько проектов разного вида, типа по срокам, содержанию и полученному результату.

Предлагаю Вашему вниманию проект педагога, включающий в себя несколько проектных работ учащихся.

Тема. Повышение уровня информационной компетентности учащихся на занятиях по информатике в условиях дополнительного образования.

Проблема. учащиеся не могут увидеть функциональность полученной компетентности в современном обществе.

Причины.

  • В современном обществе нет системы практики учащихся школ на предприятиях.
  • Из-за недостаточного финансирования сферы дополнительного образования детей в центрах доп. образования детей не хватает оснащенных компьютерных кабинетов, нет федерального подключения к глобальной сети Интернет.
  • Низкая заинтересованность учащихся.

Цель: создать условия для применения компетентностей учащихся в ситуации деловой игры

Задачи:

  • Создать ситуации, приближенные к практической жизни через занятие – деловую игру.
  • Организовать работу учащихся над проектами, с применением умений и навыков применения информационно-коммуникативных компетенций.
  • Повысить заинтересованность детей, путем налаживания общественных связей с предприятиями, для прохождения практики.

Мероприятия:

  • Работа учащихся над проектами.
  • Разработать и провести итоговое занятие – деловую игру.
  • Поднять вопрос о производственной практике учащихся на предприятии, об улучшении МТБ Центра на педсовете Центра.
  • Заключить договор с предприятиями о прохождении практики.

Ресурсы.

  • Учащиеся детского (подросткового) объединения “КИТ” (Клуб информационных технологий).
  • Педагоги Детского (подросткового) Центра.
  • Материально-техническая база.

Продукт:

  • Проекты учащихся.
  • Деловая игра.
  • Решение малого педсовета об улучшении МТБ Центра и прохождении практики учащихся на предприятиях.
  • Договора с предприятиями о прохождении практики учащихся.

Примерная тематика проектов учащихся, над которыми они работают до занятия:

  1. Разработка шаблонов для тестов и мониторинга на Ms. Excel. Приложение 1.
  2. Создание рекламных флаеров. Приложение 2.
  3. Мультимедийная презентация – не просто наглядность
  4. Положительное и негативное в Интернет сети
  5. Фотоальбом “Мое лето”. Приложение 3.
  6. Якутские народные танцы

Требования к проекту.

  1. Возможность использовать полученный продукт на практике.
  2. Апробация полученного продукта.
  3. Реферативная часть, презентация проекта и приложения.

Критерии оценивания проекта.

  1. Соответствие целям и поставленным задачам.
  2. Раскрытие темы.
  3. Оформление проекта.
  4. Техническая сторона.
  5. Практическая значимость, тестовая проверка.

На занятии – деловой игре учащиеся используют разработанные шаблоны, полученные навыки работы в программах Ms. Publisher, Word, PowerPoint, Excel.

Занятие – деловая игра:

Цели занятия.

  1. Закрепить понятие информационной задачи.
  2. Дать понятие о решении информационных задач с помощью ситуаций, максимально приближенных к реальной жизни.
  3. закрепить приобретенные навыки работы с пакетами деловых программ: редакторами текстов, электронными таблицами, графическими редакторами, базами данных.
  4. Развивать аналитическое мышление с помощью информационных задач.
  5. В начале занятия провести короткую беседу с целью повышения интереса учащихся к предмету и к теме
  6. Привить навыки работы в группе.

Вид занятия: деловая игра.

Тип занятия: занятие систематизации знаний и умений.

На занятии моделируется ситуация деловой игры: Фирма "Секретарь" занимается аналитической деятельностью. Она получает заказы на решение информационных задач. Эти заказы распределяются по отделам, начальники которых предоставляют отчеты о выполнении заказа, а также о работе своих сотрудников. Кроме того, директору приходится заниматься расчетной работой, решая вопрос о выплате денег сотрудниками.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • таблички: Директор, Отдел №, начальник отдела.

План рабочего дня (занятия):

3 м Организационный момент Учитель объясняет ход занятия
3 м Сотрудники отдела готовятся к началу рабочего дня Включение компьютеров, подготовка. Учитель рассказывает об информационных задачах.

Итак, повторим понятие информационной задачи. Ну для начала ИНФОРМАЦИЯ. Сведения об окружающем мире обычно называем информацией. Вопрос-как человек воспринимает информацию? Значит, какая бывает информация? Среди миллионов знаков, которыми люди обмениваются – звуков и жестов, световых и электромагнитных сигналов – выделяется особая группа – СИМВОЛЫ, способные передавать информацию сквозь время. И чем больше возможностей изобразительных средств, тем реальнее можно отразить информацию. Живя в мире информации, мы участвуем в четырех информационных процессах – восприятие, хранение, переработка, передача информации. И, конечно же, наиболее совершенное техническое средство для этого – ПК. То есть, если информатика это наука о компьютерном сопровождении информационных процессов, то какие задачи она решает? Правильно информационные. Чтобы решать такие задачи мы научились создавать компьютерные модели данных в пакете Microsoft office и windows используя такие программы как: ??? хорошо. Итак. Мы говорили, что все эти программы нам пригодятся в жизни. И не только. Сегодня мы рассмотрим на реальном примере как это может быть – решение информационных задач – в реальной фирме. Например, скажем, фирма, занимающаяся созданием электронных документов, электронных моделей. Ну например, в редакции газеты есть журналисты, редакторы, фотографы, а есть программисты, верстальщики, занимающееся проектированием, дизайнеры. Вот мы на занятии как раз и попробуем реальную ситуацию такой работы: Детский (подростковый) Центр проводит ярмарку здоровья, где примут участие 150 человек из разных школ нашего города. В нашу фирму поступило от них несколько запросов: разработать и выпустить брошюру – программку ярмарки, изготовить сертификаты участникам и дипломы победителям, оформить положение ярмарки в текстовом редакторе и поместить на сайте, распространить положение ярмарки на электронные почты школ города, создать презентацию на тему: “Здоровый образ жизни”, разработать тест и провести мониторинг, отражающий отношение участников к здоровому образу жизни. Итак, я назначаю директора, начальников отделов, информационные задачи которых распределит директор.

3 м Приход директора Приветствие. Директор объявляет о начале рабочего дня и планерки.
Утренняя планерка:

Приветствие коллег

Знакомство с объемом работы

Распределение заданий по отделам

Задание секретарю

Закрытие

Приветствие. Доброе утро уважаемые коллеги - дизайнеры, верстальщики, агенты по презентациям и программисты. Сегодня нам предстоит, как всегда решить множество информационных задач. Сейчас я распределю работу по отделам. В конце дня секретарь даст мне сводную таблицу результатов работы, по которой я распределю премии каждому работнику.

Директор: сегодня, у нас в плане работы, выполнить заказы наших клиентов. Мы должны выполнить заказы в течение дня и по итогам подготовить документы. Секретарь, пожалуйста, распределите задания сотрудникам и проследите за выполнением работы, также подготовьте документы. (Задания заранее подготовлены на карточках)

1 отдел. Отдел печати. Вам задания: 1) Набрать положение ярмарки на Ms.Word, оформить его и отправить программистам для помещения на сайт; 2) Создать сертификаты и дипломы для участников ярмарки; 3) Напечатать брошюру-программу ярмарки (вся информация в цифровом варианте на Ms.Word представлена от Д(п)Ц)

2 отдел. Отдел презентаций. 1) Разработать анимированную презентацию по заданной теме

3 отдел. Отдел программирования. 1) Разработать тест для мониторинга на ярмарке

4 отдел. Отдел по связям. Разослать положение о ярмарке на электронные адреса школ города.

  Все приступают к выполнению заданий Задание для директора: распределить премии в 1000 руб. за 100%, 700 руб. за 80-90%, 500 руб. за 50-60% выполненной работы.
3 м Вечерняя планерка:

Подведение итогов

Закрытие планерки

Вечерняя планерка:
  1. Сбор выполненных работ.
  2. Оценка активности работников.
  3. Директор: сообщение о заработном фонде, спасибо всем за своевременную работу, до свидания. (Уходят)
  4. Учитель подводит итоги работ.