Тип урока: урок обобщения знаний.
В соответствии с типом урока были поставлены следующие цели:
- Уточнить представление об изученных частях речи и изученных признаках, по которым можно различить части речи.
- Развивать коммуникативные умения, развивать умение работать в группе, умение высказывать свое мнение, умение работать самостоятельно.
- Воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, воспитывать любовь к родному городу.
Реализация данных целей была осуществлена следующими методами активного обучения: практический, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Оборудование: учебник, оформление доски, портрет М.В.Ломоносова, конверты с заданием, клей, карточки с текстом, тесты, 6 карточек со словами.
Ход урока
Организационный момент.
– Внимание! Садитесь.
– Сегодня на уроке у нас гости, но мы не будем волноваться, я верю, что вы
будете внимательными, дружными, как всегда. Эти качества нам пригодятся, потому
что на уроке русского языка мы выступим в роли строителей.
– Что вы знаете о строителях?
– Давайте откроем тетради и запишем дату и место нашего строительства.
Минутка чистописания.
– А вот что вы будете строить, вам предстоит отгадать.
Это крупный населенный пункт, где есть фабрики и заводы. (Город)
Запишите это слово в тетрадь.
Город
– (В слове “Город” 2 слога, первый слог ударный, второй слог безударный,
который мы пишем так, потому что есть полногласное русское – оро, на конце
парный согласный, который можно проверить словом “города”).
– А какие еще традиционные русские полногласные сочетания вы знаете?
Оро оло ере
– Уточните соединения.
Пропишите их в тетради.
Подберите по одному слову на каждое сочетание, но они должны быть связаны с
темой города.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Какие слова вы смогли подобрать на сочетание оро (дорога, ворота, ворона,
воробей), на оло (молоко), на ере (дерево, берег).
Молодцы, вы много слов вспомнили.
Обобщение знаний о частях речи, полученные ранее.
– Мы сегодня будем строить необычный город, в котором жители – это слова
русского языка.
Слов в русском языке много, но они разделены на большие группы.
А какие группы слов вы знаете? (Части речи.)
– Мы сегодня построим город, в котором живут части речи.
(Открывается доска.)
(На доске.)
Рис.1
– Чтобы у слов не было ссор, чтобы им было комфортно и уютно жить у них
должны быть общие интересы, как у людей.
А в русском языке это будут общие признаки, на основании которых слова
распределились в группы. Эти признаки в нашем строительстве будут фундаментом
каждого дома.
Сейчас в группах вы построите фундамент каждого дома.
А для этого вам нужно вспомнить общие признаки частей речи. (Работа в четверках
с заданием в конвертах.)
– Хорошо, давайте проверим!
– Назовите фундамент имени существительного.
– Правильно.
– Назовите фундамент имени прилагательного.
– Молодцы, все верно.
– Назовите фундамент глагола.
– Тоже все верно.
– Вы сейчас правильно вспомнили общие признаки этих частей речи. А для чего
нужно знать эти признаки?
– А какие части речи мы еще знаем? (Числительное, местоимение, предлоги.)
– Что вы знаете о них?
Рис. 2
– Посмотрите, почему остались дома?
– Правильно, вы будете их изучать далее.
– Как вы думаете, а что здесь спрятано? (Или: Что есть у каждого города?)
– Название.
Ознакомление с понятием “морфология”.
– Верно. У нашего города есть свое название.
(Открывается название.)
Морфология.
Рис. 3
– Почему город назвали именно так? Как вы думаете, ваши предположения?
Интегрирование с историей.
– Вопрос о частях речи один из наиболее древних. Части речи русского языка впервые были определены великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Что вы слышали или читали о нем? (Дети отвечают на вопросы. Один ребенок рассказывает основные моменты жизни Ломоносова.)
Физкультминутка.
Встаньте.
Мы немного отдохнем
И дальше изучать начнем
Части речи и слова.Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад, прогнулись,
К солнцу потянулись,
На носочки встали,
Лучики достали,
На корточки присели,
Вокруг все посмотрели.На месте мы попрыгаем,
Теперь на парты ляжем
И все что мы узнали
Соседям мы расскажем.
Раз, два, три , четыре, пять
Начинаем повторять
Как части речи и слова
Будем в тексте различать.
Работа в парах по учебнику.
– Дома наши построены, пора их заселить жителями русского языка. Поможет вам
в этом учебник на с.3 упр.2.
Обсудите задание сначала в парах.
Молодцы, сейчас проверим как вам удалась работа. Я вам даю в четверку по одному
жителю, а вы обсудив куда его поселить, выходите к доске и закрепляете их по
домам.
Рис. 4
Слова в русском языке живут в городе, который называется “Морфология”.
А как называется город, в котором живете вы?
Давайте попробуем назвать слова из разных домов, которые расскажут гостям о
нашем городе.
Самостоятельная работа с полученным текстом. <Приложение 1>
– Молодцы, а теперь продолжим заселять жильцов.
Сейчас вы будете работать с текстом, который расскажет вам еще об одном городе.
(Прочитать самостоятельно.)
– О каком городе вы прочитали?
– Что интересного вы о нем узнали?
– Вам нужно теперь самостоятельно выписать в тетрадь по 5 жильцов из каждого
дома, если это возможно.
(Взаимная проверка).
Закрепление знаний через выполнение теста. <Приложение 2>
Вы сегодня молодцы, вам удалось построить фундаменты частей речи, вспомнив их
общие признаки. Вы поселили жителей, чтобы они не ссорились и жили мирно. Наше
строительство подошло к концу. А теперь давайте еще раз закрепим наши знания о
частях речи. Возьмите карточку и простой карандаш, подпишите ее. Давайте
договоримся о цветах. Если имя существительное – отмечаем красным карандашом,
если имя прилагательное – синим, если глагол – зеленым, ну а если еще что-то
увидите, то простым карандашом.
(Проверяют себя по доске).
Итог урока.
– Что сегодня понравилось вам?
– Что интересного вы узнали?
Домашнее задание. (Предлагается детям написать небольшой текст о своем городе с предложением разместить на сайте самые удачные рассказы.)
– Спасибо за урок.